Архивная
служба Удмуртской Республики
|
Удмуртия в зеркале
20-го столетия.
Историческая хроника
1 9 2 8 год
На рубеже 20-30-х годов руководством страны был принят курс на всемерное ускорение, "подхлестывание" индустриального развития, на форсированное создание социалистической промышленности. Наиболее полное воплощение эта политика получила в пятилетних планах развития народного хозяйства. Первый пятилетний план, принятый в 1927 г. XVI Всесоюзной партконференцией, вступил в действие в следующем 1928 г. К этому времени еще не были утверждены четкие задания пятилетки, но работа уже велась.
В Удмуртии самым значительным событием было, пожалуй, начало мотоциклостроения. В 1928 г. Ижевский машиностроительный завод получил задание - начать подготовку к выпуску мотоциклов. Срочно было организовано небольшое конструкторское бюро во главе с Петром Владимировичем Можаровым. Гениальный конструктор, теплотехник и механик, родом с Тамбовщины, работал на Ижстальзаводе старшим инженером, занимался котлами и турбинами. Именно он сумел усовершенствовать заводской гудок, заставив его обходиться в 8 раз меньшим количеством пара. Побывав на стажировке в Германии, Петр Владимирович серьезно увлекся мотоциклами. Вскоре это увлечение стало профессиональным. В Германии были закуплены лучшие модели мотоциклов и работа конструкторского бюро началась. В специально созданной лабораторной мотосекции установили Ридлеровский станок для испытания машин. На курсах мотоциклистов обучали работников для постройки опытной партии мотоциклов. За 10 месяцев они смогли не только сконструировать, но и собрать 5 опытных мотоциклов, которым в следующем, 1929 г., предстояло выдержать серьезное испытание.
Как начало развития автодорожного хозяйства Удмуртии можно расценивать проведенное в 1928 г. первое областное экономическое исследование дорог, которое дало возможность выяснить их грузооборот и установить очередность проведения капитальных работ на дорогах. Самой загруженной и напряженной оказалась дорога от станции Сюгинск до с.Голюшурма.
Продолжались мероприятия по благоустройству городов. В Ижевске в 1928 г. начато строительство центрального водопровода, здесь же в конце прошлого года открыта 1 областная больница. А в Глазове организована "скорая помощь".
В этом же году произошло еще одно событие: 28 июня Вотская автономная область, руководители которой вот уже несколько лет просили преобразовать ее в Удмуртскую автономную республику, неожиданно была включена в состав Нижегородского края.
1929 г. стал, по существу, решающим в отказе от НЭПа. Были пересмотрены плановые задания 1-й пятилетки в сторону резкого увеличения и постановки экономически недостижимых целей. Стимулирование же трудовой активности рабочих опиралось на энтузиазм и административные рычаги, поскольку возможности материального стимулирования были ограничены уравнительной тарифной реформой 1928 г. и введением нормированного снабжения в городах.
В Удмуртии, как и по всей стране, развернулась борьба за досрочное выполнение заданий пятилетки. Расширялось движение по обмену опытом с другими предприятиями. Так, в 1929 г. делегации рабочих и инженерно-технических работников Ижстальзавода выезжали на заводы "АМО" в Москву, "Электросталь" в Ленинград, на металлургические заводы в Днепропетровск.
Продолжается развитие мотоциклостроения. С 18 сентября по 20 октября 5 ижевских мотоциклов участвовали во Всесоюзном мотоциклетном пробеге по маршруту Ижевск-Москва-Ленинград-Харьков-Москва. Они с честью выдержали это серьезное испытание, и по итогам пробега лучшим был признан мотоцикл "Иж-4".
Огромные трудности пришлось испытать деревне в ходе форсированного скачка к ее социалистическому переустройству. В конце 1929 г. в нарушение ранее принятых решений была провозглашена политика сплошной коллективизации сельского хозяйства. Уже к октябрю того же года в Удмуртии насчитывалось 520 колхозов, объединивших более 15 тыс. крестьянских хозяйств, или 10% от их общего числа. К этому прибавилась еще одна крайность - создание колхозов-гигантов.
Особую остроту в годы 1-й пятилетки приняла проблема ликвидации неграмотности. Предприятия Удмуртии ощущали острый недостаток даже в специалистах средней и нижней квалификации, а потребности в специалистах с высшим образованием покрывались в среднем всего на 16%. Для улучшения подготовки кадров высшей и средней квалификации рабочие Удмуртии были направлены на учебу в институты Москвы, Ленинграда, Нижнего Новгорода, Перми. При областном и районных исполнительных комитетах, при городских и сельских Советах были созданы комиссии по ликвидации неграмотности. Рабочие заводов проходили обучение на специальных курсах, в учебно-производственных мастерских и профтехнических школах.
В 1929 г. в Ижевске был открыт рабочий университет с 2-мя отделениями: общественно-экономическим и техническим. В первый же год его существования здесь обучались 180 человек.
В ноябре того же года в Ижевске начал свою работу Индустриальный техникум, а в декабре прошел первый областной съезд общества "Долой неграмотность", который подвел первые итоги и определил новые задачи в этом нелегком деле.
Ильинская церковь в Воткинске.
[1930]
Страна развивается по пути создания тоталитарного государства, которое контролирует все сферы жизни общества. Введены трудовые книжки. Они стали важной составляющей частью советского образа жизни. Ускоренными темпами продолжает развиваться промышленность. В связи с окончанием второго года пятилетки на ижевских заводах 1 октября 1930 г. был проведен "День ударника". Он прошел под лозунгом ликвидации прорывов на производстве, увеличения количества ударных бригад и усиления социалистического соревнования. Коллектив лекальной мастерской Ижстальзавода постановил: все рабочие поступают в ударные бригады.
В ноябре того же года был решен вопрос о переходе Воткинского завода с сельскохозяйственного машиностроения на производство сложной машиностроительной продукции. Постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства он был передан в ведение Всесоюзного объединения тяжелого машиностроения. Тогда же определился и профиль завода - производство экскаваторов и драг для добычи золота.
Воткинский завод явился пионером в производстве отечественных экскаваторов высокой производительности. Правда, небольшие серии малых дизельных экскаваторов начал выпускать Путиловский завод в Ленинграде и Мотовилихинский в Перми. Каждая новостройка страны нуждалась в мощных машинах, их закупали за границей. Наркомат тяжелого машиностроения одобрил решение технического совета о строительстве в Воткинске полууниверсальных полноприводных экскаваторов средней мощности на гусеничном ходу. На 1931-1932 гг. заводу был определен план - 25 машин. Переход завода на экскаваторостроение требовал выполнения большого количества организационных и технических мероприятий. Были созданы новые рабочие места, механосборочный цех, разработаны и внедрены в производство почти 5000 наименований инструментов и приспособлений.
Ставились новые задачи в культурном строительстве. Состоялась первая конференция удмуртских писателей, на которой присутствовал венгерский революционный писатель Матэ Залка. Участники конференции указали на идеологические ошибки некоторых авторов - Герда, Тимашева, Воронцова и строго осудили их.
8 января вышел первый номер пионерской газеты "Дась лу!" ("Будь готов!") и уже к концу года не было, пожалуй, школьника-удмурта, который не выписывал бы свою любимую газету. В 1930 г. было введено обязательное начальное образование, что вызвало большой спрос на учительские кадры. Для подготовки учителей в ноябре того же года было открыто Дебесское педагогическое училище.
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
||||||
|
|
|
|
||||
|
© Комитет
по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики, 2000-2002 |
|