Архивная
служба Удмуртской Республики |
|
Формы сотрудничества республиканских Документальные материалы республиканских архивов Удмуртии – Центрального государственного архива УР и Центра документации новейшей истории УР дают значительную информацию по многоаспектным темам истории нашего края и являются широким полем деятельности для преподавателей гуманитарных дисциплин, а также студентов, школьников и учителей истории. Информация эта сегодня является очень востребованной, поскольку курс «Краеведение» не входит в школах республики в базовую программу обучения. Историю родного края изучают методом факультативов. Существующий учебник Анатолия Ивановича Суханова «История нашего края», изданный в 1976 г., уже информационно устарел, найти интересный материал для уроков достаточно сложно, особенно преподавателям сельских школ. Использование архивных документов, как в учебном процессе, так и во внеучебной воспитательной работе практикуется архивистами давно. С принятием Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» и аналогичной республиканской программы, задачи по патриотическому, нравственному, духовному воспитанию граждан нашей страны выдвигаются в качестве первоочередных задач государства и общества. Необходимость их решения предъявляет повышенные требования, как к культурно-просветительской деятельности государственных архивов в целом, так и, прежде всего, к проведению учебно-воспитательной работы среди учащихся и студентов. Это связано с тем, что архивный документ является не только одним из источников наших знаний о том или ином периоде исторического развития, но и служит очень важным средством патриотического и нравственного воспитания. Всю внешкольную, внеучебную работу – по краеведению, патриотическому и духовно-нравственному воспитанию учащихся в Удмуртии координирует Министерство народного образования УР. В настоящее время у республиканских архивов сформировались тесные творческие связи, как с общеобразовательными учреждениями, так и с учреждениями дополнительного образования – это районные дома творчества в г. Ижевске, Республиканский центр дополнительного образования детей, Институт усовершенствования учителей. За последнее десятилетие были испробованы различные формы и методы работы по использованию и популяризации архивных документов. Что-то прижилось сразу, что-то мы меняли, расширяли, совершенствовали. В итоге, накоплен определенный опыт. Наиболее традиционными, привычными для архивистов и чаще всего используемыми в учебном процессе являются экскурсии, лекции и школьные уроки. Обзорные экскурсии носят ознакомительный характер и предполагают посещение всех отделов архива, хранилищ, лаборатории, рассказ об основных направлениях деятельности архивных учреждений. В проведении таких экскурсий принимают участие сотрудники всех структурных подразделений архивов. Объем предлагаемой информации зависит от состава экскурсионной группы, степени подготовленности слушателей к восприятию того или иного материала. Практикуем мы и тематические экскурсии по стационарным и временным выставкам, таким, например, как «Удмуртия – фронту», «От Дона до Эльбы» о боевом пути артдивизиона им. Комсомола Удмуртии, «Церкви и соборы Ижевска» и другие. Данная форма использования архивных документов применяется, главным образом, в работе со школьной аудиторией. Лекционная форма подачи материала широко применяется при работе со студентами исторического, юридического, географического факультетов УдГУ. Большое значение имеет демонстрация в ходе лекции архивных документов, видеодокументов, фотографий. Популярностью пользуются обзорные лекции «Состав и содержание документальных фондов ЦДНИ УР» и «Что хранит архив?» (ЦГА УР), включающие в себя сведения по истории архивного дела России и Удмуртии, ознакомление с архивной терминологией, понятийным аппаратом, составом фондов. Тематические лекции разрабатываются как на основе документов, выявленных в ходе подготовки выставок и публикаций, так и целенаправленно. В настоящее время большим спросом пользуются лекции «История Удмуртии в документах личных фондов», «Ижевская женская гимназия», «Борьба с православием в Удмуртии в 20-30-е гг. ХХ в.», «Пионер – это звучит гордо!». Школьные уроки проводятся в форме лекций и практических занятий. Так, в ходе урока «В поисках врагов народа», посвященного теме массовых репрессий в Удмуртии в 1930-е гг., учащимся предоставляется возможность ознакомиться с комплектами газеты «Удмуртская правда» за 1937 г. и ощутить атмосферу того сложного времени. Уроки по теме «Удмуртия – фронту» проводятся с использованием подлинных документов военного времени. Всего за 2003 г. и прошедший период 2004 г. Центральным государственным архивом УР и Центром документации новейшей истории УР проведено 38 экскурсий и 47 лекций и школьных уроков. В ходе общения с преподавателями, студентами и учащимися, мы выявляем их потребность в нашей информации. В итоге, появляются новые научно-информационные издания. Так, за последние два года подготовлены тематические перечни и подборки документов, посвященные Отечественной войне 1812 г., 300-летию С.-Петербурга, истории Ижевского цирка, Первой мировой войне и другие. Многие преподаватели, студенты и учащиеся просят архивистов подготовить тематические перечни и подборки документов по конкретным, интересующим их вопросам: история отдельного населенного пункта, школы, библиотеки и т.д. Мы всегда с удовольствием откликаемся на подобные просьбы, поскольку видим конкретную пользу нашей работы. Методом оперативной печати ежегодно издаются «Календари памятных дат», предназначенные для широкого использования, в том числе, педагогами на занятиях по «Краеведению» и во внеучебной работе – при подготовке витрин, тестов, тематических вечеров. В 2002 г. сотрудниками Центрального государственного архива УР и Центра документации новейшей истории УР подготовлена и издана историческая хроника «Удмуртия в зеркале двадцатого столетия. 1901-2000 гг.», где кратко изложена история нашей республики в ХХ веке. За каждый год составлено лаконичное информативное описание событий. Это издание используется как учебное пособие для занятий по «Краеведению» и пользуется популярностью среди учеников и учителей, особенно сельских школ. Недавно на ежегодном «августовском» совещании учителей мы выразили готовность его предоставления в электронном виде, в том числе электронной почтой. Историческая хроника «Удмуртия в зеркале двадцатого столетия. 1901-2000 гг.» в 2003 г. удостоена Диплома III степени Российского государственного военно-культурного центра при Правительстве РФ по итогам Всероссийского конкурса журналистских и писательских произведений на тему «Моя малая Родина». Учащиеся и преподаватели охотно посещают организуемые сотрудниками республиканских архивов мероприятия в форме круглых столов и научно-практические конференции, являющиеся источником дополнительных сведений и материалов к базовому курсу истории и факультативам «Краеведения». В 2002 г. накануне Дня памяти и скорби (22 июня) в Центральном государственном архиве УР был проведен круглый стол на тему «Трагедия плена: очевидцы свидетельствуют». Почетными гостями стали бывшие узники фашистских лагерей, жители оккупированных территорий, угнанные в Германию, их родственники. Очевидцы со слезами на глазах вспоминали тяжелые военные годы, обращались к школьникам с призывом не допустить повторения войны, выражали благодарность архивистам за организацию встречи. В 2003 г. в Центре документации новейшей истории УР состоялся круглый стол «Православие Удмуртии: от гонений к возрождению. 1918-2002 гг.» с участием преподавателей, студентов исторического факультета УдГУ, представителей органов государственной власти, служителей Русской православной церкви. В дальнейшем традиция проведения крупных информационных мероприятий продолжится. В октябре 2004 г. на базе выставки «Удмуртия – путь длиною в век. 1901-2000 гг.» Центром документации новейшей истории УР был организован научно-методический семинар по вопросам введения в научный оборот документов по истории Удмуртии ХХ века с участием преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений республики. В последние годы получили распространение дни открытых дверей, во время которых архивы посещают преподаватели и студенты ВУЗов, педагоги и учащиеся школ, гимназий и колледжей. Они знакомятся со структурой и направлениями деятельности республиканских архивов, научно-справочными изданиями и тематическими сборниками документов, подготовленными сотрудниками архивов, с новыми автоматизированными технологиями и, конечно, с документами. Центральный государственный архив УР успешно сотрудничает с Республиканским центром дополнительного образования детей, который является организатором и методическим центром всей внешкольной учебно-воспитательной работы республики. На базе Центра уже несколько лет действует научное объединение учащихся «Шаерчи» («Юный краевед»), Детский университет музееведения, Молодежный пресс-центр «Моя Удмуртия», где занимаются учащиеся со всей Удмуртии. Это увлеченные, заинтересованные, любознательные ребята, изучающие историю своей «малой Родины». Сотрудники республиканских архивов оказывают консультативную помощь учащимся и педагогам по подбору и подготовке материалов для исследовательских работ; во время школьных каникул проводят занятия в «профильных лагерях» по программам «Архивное дело», «Родословие», «Начинающему исследователю». Еще одной формой нашего сотрудничества является самостоятельная работа учащихся в читальных залах архивов. Практическая польза этого – налицо. Проводя поисковую работу, ребята приобретают исследовательские навыки, уважение к документальной памяти народа, обогащают свой духовный мир. Проведенный анализ работы читального зала выявил тенденцию омолаживания возрастного ценза наших исследователей. Сегодня в стенах архива пишут рефераты по вопросам истории, географии, культуры, здравоохранения, архитектуры, родословия учащиеся школ 5-11 классов лицеев и гимназий, курсовые и дипломные работы студенты республиканских ВУЗов. Учащиеся, не достигшие 18-летнего возраста, допускаются к работе в читальных залах в сопровождении взрослых родственников или преподавателей. Знакомство с уникальными документами возможно через фонд пользования на бумажной основе и в электронном виде. Итогом занятий становятся различные творческие исследовательские работы, достаточно информативные и содержательные. Как правило, они отличаются оригинальностью и аргументированностью и имеют высокие результаты на Всероссийских конкурсах. Так, в 2001-2003 гг. дипломантами и лауреатами Всероссийской олимпиады учащихся по краеведению стали 12 ребят из Удмуртии. Дипломантами Всероссийской конференции учащихся «Отечество» стали 11 наших школьников. С 2001 г. на базе Центрального государственного архива УР работает архивно-краеведческий кружок для школьников г. Ижевска «Древо познания». Здесь занимаются учащиеся Национальной гимназии им. К.Герда, гимназий № 24 и № 56, школы № 87 г. Ижевска. Количество членов кружка – около 30 человек. Занятия проводятся в течение учебного года, по двум направлениям одновременно. Это общие заседания - с периодичностью 1,5-2 месяца по заранее составленному и утвержденному методической комиссией архива плану. За первую половину 2004 г. было проведено 5 заседаний нашего кружка, ребята познакомились со следующими темами: «Купечество и предпринимательство в Удмуртии», «Удмуртия в Великой Отечественной войне», «Школа оружейного мастерства» и т.д. В ходе практических занятий ребята приобретают навыки работы с архивными документами и научно-справочным аппаратом: каталогами и картотеками, путеводителями, описями, сборниками документов. Кроме этого – индивидуальная работа с каждым учащимся по подготовке творческих исследовательских работ для школьных, районных, городских и республиканских конкурсов, когда каждый член нашего кружка имеет возможность самостоятельной работы с подлинными документами. Значение такой работы трудно переоценить, поскольку помимо большого эмоционального воздействия ребята приобретают навыки обработки информации первоисточника. В результате, появляются интересные исследовательские работы: «История одной церкви как часть истории всего народа»; «Дорога в века» (об истории Сибирского тракта); «Влияние г. Ижевска на развитие окрестных деревень»; «Традиции и современное развитие удмуртских народных музыкальных инструментов; «Судьба первой удмуртской поэтессы Ашальчи Оки». Отрадно, что труд архивистов по популяризации архивных фондов и документов не остается невостребованным и находит живой отклик в сердцах и душах наших юных посетителей. Студенты торгово-экономического техникума г. Ижевска, обучающиеся по специальности «Архивист-делопроизводитель», занимаются в ЦГА УР уже не первый год. 30 марта 2004 г. они провели замечательный костюмированный праздник «Тайны старого Ижевска», посвященный открытию в техникуме своеобразного краеведческого музея. Теперь, используя копии архивных документов, они знакомят своих посетителей с историей нашего города. Еще одной формой работы с детьми является традиционное участие сотрудников республиканских архивов в работе жюри ежегодных Республиканской конференции учащихся «Моя малая Родина»; Республиканской олимпиады старшеклассников по истории нашего края; «Рождественских духовно-нравственных чтений», проводимых Институтом усовершенствования учителей; Республиканским центром дополнительного образования детей под патронажем Министерства народного образования УР «Пасхальных краеведческих чтений» учащихся гимназии № 24 г. Ижевска. Отдельно хочется выделить такой вид работы, как студенческая практика. На базе двух республиканских архивов изучают архивное дело и состав документов, а также осваивают навыки исследовательской работы и использования архивных документов студенты исторического факультета УдГУ, Высшего колледжа социально-политических наук УдГУ, Института права, социального управления и безопасности УдГУ, студенты средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности «архивист-делопроизводитель». Н.А.Красильникова, |