Проблемы внедрения «Типовой инструкции по делопроизводству в
 федеральных органах исполнительной власти» в организациях –
 источниках комплектования Центрального государственного архива
 Удмуртской Республики   Rambler's Top100

            В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2000 года № 1547-р о введении в действие «Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти», Правительством Удмуртской Республики в целях совершенствования делопроизводства в органах исполнительной власти Удмуртской Республики и усиления исполнительской дисциплины было принято распоряжение от 6 апреля 2001 года № 113-р о введении в действие данной инструкции в органах исполнительной власти Удмуртской Республики до 1 июля 2001 года. Согласно указанному распоряжению Комитету по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики было поручено оказать методическую помощь и организовать работу по рассмотрению и согласованию индивидуальных инструкций по делопроизводству, разработанных на основании вышеуказанной типовой инструкции, в учреждениях, организациях источниках комплектования Центрального государственного архива Удмуртской Республики, Контроль за исполнением распоряжения возложен на Управление делопроизводства Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики. В связи с этим, в мае 2001 года Комитетом по делам архивов было проведено совещание с председателями Центральных экспертных комиссий министерств, государственных комитетов и комитетов Удмуртской Республики, на котором были рассмотрены особенности новой типовой инструкции и определен порядок подготовки инструкций по делопроизводству республиканскими органами исполнительной власти.
            Разработанные инструкции по делопроизводству, в течение мая-июня 2001 года, рассматривались на заседаниях экспертно-проверочной методической комиссии Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики. Многие министерства и ведомства подошли к разработке индивидуальных инструкций по делопроизводству формально, переписывая типовую инструкцию. Некоторые пытались описать свою систему организации работы с документами, иногда это шло вразрез с требованиями типовой инструкции. В то же время, отдельные министерства отнеслись к разработке конкретной инструкции творчески, используя при её составлении не только типовую инструкцию, но и другие существующие нормативные документы в области документационного обеспечения управления.
            Председатель Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики выступала на заседании президиума Правительства Удмуртской Республики с информацией о ходе подготовки инструкций по делопроизводству в министерствах и ведомствах.
            В процессе работы по подготовке и согласованию индивидуальных инструкций сотрудники Центрального государственного архива Удмуртской Республики – члены ЭПМК высказывали сомнения о целесообразности проведения этой работы в таких ускоренных темпах, предлагая подождать получения отраслевых инструкций по делопроизводству, разработанных министерствами и ведомствами Российской Федерации. Однако, распоряжение Правительства Удмуртской Республики следовало выполнять.
            В настоящее время разработаны и согласованы с ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики инструкции по делопроизводству в 32 министерствах и ведомствах Удмуртской Республики, что составляет 85% от действующих органов исполнительной власти. Разработанные инструкции по делопроизводству соответствуют установленным требованиям «Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти».
            В процессе разработки индивидуальных инструкций по делопроизводству возникли следующие проблемы:
            1. Раздел 3. «Требования к подготовке и представлению проектов законодательных и нормативных актов» не предусматривает особенностей подготовки и представления нормативных актов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, особенно в части порядка представления этих документов. В связи с тем, что президентское правление в Удмуртской Республике введено всего год назад, создана совместная Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики, поэтому в работе по организации документального обеспечения управления возникает множество вопросов, ответов на которые в существующих нормативных документах нет. В частности, сколько может быть гербовых печатей в учреждении и должны ли они как-то помечаться, например: в Управлении делами Администрации Президента и Правительства Удмуртской Республики – основная гербовая печать имеет № 1, а в бухгалтерии управления делами – печать № 2. Правильно ли это?
            2. Раздел 5.2. «Оформление реквизитов в процессе подготовки документов».
            Возник вопрос о месте расположения реквизита «Название организации» на национальном языке. В ГОСТе Р 6.30 – 97 точных указаний об этом нет, есть только уточнение в методических рекомендациях на основе ГОСТ Р 6.30-97 «Оформление документов» (М., 1998), которые не являются нормативным документом.
            Вызывает сомнение оформление реквизита «Согласование документа». В том случае, если документ согласовывается другим документом, например протоколом, то в каком падеже указывать слово «протокол»? В изменениях к ГОСТу от 1 апреля 2000 года сведений об этом нет, нет их и в типовой инструкции. С нашей точки зрения, оформление реквизита «Согласование» должно быть аналогичным оформлению реквизита «Утверждение» и название документа должно указываться в творительном падеже.
            3. В разделе 6 «Организация документооборота и исполнение документов» следовало учесть организацию работы с документами для служебного пользования и ограниченного доступа, так как в этом вопросе очень часто возникают проблемы, в частности, по регистрации, учету и исполнению этих документов, по их формированию, а также порядку включения в номенклатуру дел, в организациях, где не имеется специальных инструкций по работе с данной категорией документов. Или в типовой инструкции следовало сделать ссылку на инструкции, в соответствии с которыми необходимо проводить эту работу.
            В типовой инструкции по делопроизводству регламентируется работа с обращениями и запросами депутатов, но ничего не сказано о заявлениях и жалобах граждан, хотя работа такая в органах исполнительной власти проводится.
            Делопроизводственные службы работают в настоящее время по давним традициям, пытаясь самостоятельно приспособить традиционное делопроизводство к новым компьютерным технологиям обработки управленческой информации. Проверки документационного обеспечения управления в органах исполнительной власти Удмуртской Республики, проводимые Центральным государственным архивом УР, показали, что при разработке программного обеспечения в области регистрации и контроля исполнения документов используются разные подходы, которые часто не соответствуют существующим требованиям «Государственной системы документационного обеспечения управления» (М., 1991). Поэтому этот процесс также требует определенной унификации.
            В типовой инструкции по делопроизводству описание порядка работы с электронными документами не должно ограничиваться регламентацией процесса приема и обработки этих документов, дополнительно следовало уделить внимание автоматизированным информационно-поисковым системам, вопросам автоматизированного хранения и использования документов (включение баз данных в номенклатуру дел и сроки их хранения, описание этих документов).
            4. Раздел 9.2. «Формирование и оформление дел».
            Вопрос возникает по формированию личных дел. Порядок ведения личных дел государственных служащих определен Указом Президента РФ от 1 июня 1998 года № 640, а порядок ведения личных дел остальных категорий служащих не регламентирован.
            Типовая инструкция по делопроизводству рассчитана, в основном, на службу ДОУ, а на практике зачастую функции службы ДОУ выполняет один человек, который имеет множество других обязанностей, в связи с этим в учреждениях нет четкой организации работы с документами, тем более, что в последнее время значительно вырос документооборот в учреждениях всех уровней. Поэтому следует подумать о разработке нормативов численности служб ДОУ.
            В настоящее время мы имеем набор методических пособий по разным направлениям документационного обеспечения управления, которые регламентируют работу с документами, в основном, федеральных органов исполнительной власти, что же делать учреждениям, организациям республиканского, муниципального уровня, предприятиям негосударственной формы собственности?
            Появились сведения о том, что ГОСТ Р 6.30-97 отменен, Государственная система документационного обеспечения управления (1991 год) устарела, а мы внедряем в практическую работу типовую инструкцию по делопроизводству, которая составлена на основе отмененных и устаревших нормативных документов. Не лучше было бы вначале создать нормативную базу, регламентирующую организацию работы с документами, а затем на основе этих документов разрабатывать типовую инструкцию?

Е.Ю. Дубовцева, начальник
отдела ведомственных архивов ЦГА УР
 

Hosted by uCoz