Выступление председателя Комитета по делам архивов при Правительстве Удмуртской Республики
Коробейниковой Н.К. на расширенном заседании
коллегии Росархива
28 февраля 2001 года
На рубеже тысячелетий каждая отрасль должна определить дальнейший, созидательный путь своего развития, помогая созданию в России системы сильной государственной власти с высокой мерой её ответственности перед народом.
С некоторой долей смелости можно сказать, что только сейчас, после длительного периода езды по оврагам, Россия выходит, наконец, на исторический простор, на котором можно осуществлять осмысленный манёвр.
Задача чиновника любого ранга, а мы таковыми являемся, сделать всё от него зависящее, чтобы наша страна не оказалась в новом политическом и бюрократическом лабиринте. Мы глубоко убеждены в том, что Государственная архивная служба России способна в полной мере выполнять поставленные перед ней задачи в новом столетии при следующих условиях:
1. Если позитивные перемены в экономике России будут иметь характер постоянный, а не кратковременный.
2. Если Государственная архивная служба останется самостоятельной отраслью. Здесь принцип "не навреди" должен сработать с той же степенью ответственности, как и в медицине. В этой связи хотелось бы несколько слов сказать о подпрограмме "Архивы России". Мне думается, всей своей многолетней славной историей наша отрасль заслужила право иметь самостоятельную программу. Косвенное соприкосновение к отрасли "Культура" не может служить основанием для включения программы "Архивы России" составной частью программы "Культура России". Тем более что объемы предполагаемого финансирования трех подпрограмм несопоставимы. Достаточно сказать, что из 28 млрд. только 982 млн. (а это 3,5%) предусмотрено выделить из федерального бюджета на нужды всех архивных учреждений России. Эта мизерная сумма не позволит существенно поддержать даже федеральные архивы. А те небольшие суммы инвестиций, расписанные по регионам, могут не дойти до своих адресатов по той простой причине, что слишком много за кризисные годы накопилось нужд и проблем в федеральных архивах. Но нам, представителям регионов, не хотелось бы идти на такое жертвенное решение: ничего не брать из федерального бюджета, а обходиться собственными средствами. Я уверена, что все региональные архивные службы нуждаются в материальной подпитке из федерального бюджета. Нужны средства на строительство и реконструкцию архивов (у нас, например, только реконструкция нового здания Центрального госархива обходится в 25 млн. руб. и мы бы не отказались от частичного финансирования нашего объекта из федеральных средств).
Трудно решаются вопросы снабжения электронно-техническими средствами, особенно на уровне муниципальных архивов. Такие отрасли, как, например, социальная защита, где вопросы снабжения компьютерной техникой решены централизованно, шагнули в новое столетие с большей уверенностью в завтрашнем дне. Безусловно, архивы в последние годы научились выживать за счет оказания платных услуг, за счет участия в проектах Института "Открытое общество", в реализации соглашения РОИА с Генеалогическим обществом штата Юта и т.д.
Но всё это - не государственная поддержка архивной службы.
Вот почему подпрограмма "Архивы России" получила болезненный отклик в сердцах архивистов. На данном этапе развития наша отрасль нуждается в серьезном государственном подходе и гораздо более значительном финансовом подкреплении.
Всё остальное мы получаем от Росархива и ВНИИДАД сполна. Я имею в виду организационно-методическую помощь, которой может позавидовать любая отрасль. Это и организация конференций разной тематики, и разработка инструкций, методических писем, это и издание прекрасного журнала "Отечественные архивы", который в последние годы стал приземлённее и интереснее для архивистов, это и издание насыщенных богатой информацией об опыте работы архивных учреждений информационных бюллетеней и добротного журнала РОИА "Вестник архивиста". Таким образом, информационного вакуума у архивистов России нет, не хватает только денег.
Третье условие, необходимое для позитивного развития нашей службы: информационная деятельность государственных и муниципальных архивов должна служить делу сплочения народов России, а не разъединению.
Мы являемся обладателями огромного информационного богатства, накопленного народом веками, и от того, как разумно мы им распорядимся, зависит в какой-то степени будущее наших детей и внуков. Почему средства массовой информации называют четвертой властью? Потому что эти средства способны влиять на умы людей, их сознание, их волю. А сила документальных источников очевидна и неоспорима. Ракурс, угол подачи информации может иметь различный оттенок. Мне представляется, что в стране с постоянным высоковольтным полем конфликтов и войн архивным учреждениям регионов надо быть крайне осторожными в выборе и подаче материалов, будь то в сборниках, справочниках, журналах, статьях. И сегодня не потерял своей актуальности лозунг: "Архивы вне политики!"
Четвертым условием, на наш взгляд, является большая степень участия Государственной архивной службы в делопроизводстве всех отраслей с учетом появления электронных документов. Весьма важно заранее обуздать, упорядочить потоки электронных документов, которые неизбежно поступят на архивное хранение после принятия закона "Об электронном документе". В настоящее время форматы создающихся ЭД, их описание в организациях, процедуры работы с ними в источниках комплектования никак не регламентированы. Организации создают самые различные делопроизводственные системы. Внедрение определенных требований к делопроизводственным системам государственных организаций, к базам данных, предназначенным для передачи в архивы, существенно облегчит работу архивистов с электронными документами.
Особое значение приобретает стандартизация в работе с ЭД. Основная практическая потребность в стандартизации и нормировании состоит в том, что пользователь должен иметь возможность работать, причем работать одинаково, с любыми электронными документами, вне зависимости от времени и места их создания и хранения.
В прошлом году мы начали экспериментальное создание фонда пользования на электронных носителях. В результате проведения работ планируется выработать общий подход к проведению оцифрования документов, а также выработать рекомендации и методику создания обработки и хранения оцифрованной информации, что позволит в дальнейшем перейти к выполнению данного вида работ в рядовом порядке. При этом уже сейчас возникает целый ряд проблем, связанных с отсутствием стандартов на режимы сканирования документов, форматов хранения информации и методов её обработки.
Таким образом, в связи с увеличением объёма ЭД и повышением их роли в обществе, всё острее встает вопрос о готовности архивов к приему ЭД на государственное хранение. И это одна из проблем нового столетия для нас - российских архивистов, поскольку архивисты других развитых стран с этой задачей успешно справляются.
Участие в международных конференциях, где предметом детального изучения являлись именно вопросы оцифрования и максимального использования сети "Интернет", позволило мне сделать вывод, что понятие "цифровое неравенство" будет ещё долго применяться по отношению к нашей стране вообще и к архивной службе в частности.
Пятым и, на мой взгляд, самым важным условием, позволяющим нашей отрасли выполнять возложенные на неё задачи в новом столетии, является сохранение золотого кадрового "фонда" архивистов, для которых "честь дороже выгоды".
Архивисты всех времен и поколений были настоящими государственными служащими, для которых очень важен принцип "жить и трудиться не по понятиям, а по совести", а это, значит, - работать на благо страны так же, как беззаветно служили России представители дворянства, офицерского корпуса, интеллигенции. А ныне многие ли российские чиновники, политики или бизнесмены способны соответствовать этим высоким, но устаревшим понятиям? Архивисты - способны!