Архивная
служба Удмуртской Республики |
|||
Государственное
учреждение |
|||
Перечень платных услуг, оказываемых ГУ "ЦГА УР"
Государственное учреждение "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" (ГУ "ЦГА УР") - одно из учреждений системы государственной архивной службы Удмуртии, основное и крупнейшее архивохранилище республики. История становления Центрального государственного архива и системы государственной архивной службы УР начинается с организации 2 октября 1923 г. Вотского областного архивного бюро при Областном исполнительном комитете ВАО. В 1929 г. в его составе были созданы архив Октябрьской революции и Исторический архив, которые в январе 1940 г. объединены в Центральный государственный архив УАССР Архивного отдела НКВД УАССР, с 1991 г. - Центральный государственный архив Удмуртской Республики, с 1 июля 2007 г.- Государственное учреждение "Центральный государственный архив Удмуртской Республики". Источниками комплектования архива являются учреждения, организации и предприятия Удмуртии различных форм собственности, в их числе – органы государственной власти и управления, суда и прокуратуры, крупнейшие промышленные предприятия, учреждения и организации различных отраслей экономики, культуры и образования. В ГУ "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" хранятся документы, отражающие политическое, социально-экономическое и культурное развитие Удмуртии за 1720-2007 гг. На 1 января 2008 г. в архиве сосредоточено 1814 фондов с общим количеством 652036 дел на бумажной основе, в т.ч. 90 ед. хр. документов по личному составу, 11539 ед. хр. документов личного происхождения, 11585 ед. хр. научно-технической документации. Фотофонд ГУ "ЦГА УР" насчитывает 19447 фотодокументов. Архив хранит 33 ед. хр. видео- и 11 ед. хр. фонодокументов, 71 ед. хр. электронных (машиночитаемых) документов. Документы досоветского периода (76074 ед. хр.) характеризуют социально-экономическое развитие Глазовского, Сарапульского и частично Елабужского и Малмыжского уездов Вятской губернии, составляющих ныне территорию Удмуртской Республики. Наиболее значительными по составу и содержанию документов являются фонды Ижевских оружейного и сталеделательного заводов (6699 ед. хр. за 1781-1917 гг.), Камско-Воткинского железоделательного завода (14932 ед. хр. за 1795 - 1918 гг.), духовных правлений - Сарапульского (10659 ед. хр. за 1718-1928 гг.) и Глазовского (2643 ед. хр. за 1740-1915 гг.). Большую научно-историческую ценность представляют документы 217 фондов учреждений духовного ведомства (соборы, церкви, монастыри официальной Русской православной церкви, единоверческие и старообрядческие церкви) за 1720-1940 гг. 16 документов ГУ "ЦГА УР", относящихся к XVIII-XIX вв. и имеющих высокое историко-культурное значение, включены в Государственный реестр уникальных документов Архивного фонда Удмуртской Республики, в т.ч. документы, связанные с именами выдающихся деятелей искусства, науки и культуры (композитора Петра Ильича Чайковского; инженера-металлурга, ученого, члена-корреспондента С.-Петербургской Академии Наук Петра Григорьевича Соболевского; архитектора Камско-Воткинского завода, представителя прикамской школы известного петербургского зодчего А.Д.Захарова, Василия Никифоровича Петенкина; математика, ректора Казанского университета Н.И.Лобачевского). Вопросы государственного, национального, хозяйственного и культурного строительства республики, в т.ч. развития различных отраслей экономики и социальной сферы отражены в документах фондов советского и постсоветского периодов. Прежде всего, это документы органов государственной власти и управления, промышленных предприятий, учебных заведений. На хранении в ГУ "ЦГА УР" находится 80 фондов личного происхождения, фондообразователями которых являются государственные и общественные деятели республики, участники революционного движения, гражданской и Великой Отечественной войн, заслуженные врачи, педагоги, передовики производства, ученые, писатели, композиторы, артисты. На правах подлинников в ГУ "ЦГА УР" хранятся копии документов по истории края за 1583-1989 гг., выявленные в архивах, музеях и библиотеках России. Научно-справочная библиотека архива насчитывает 20060 экземпляров исторической, энциклопедической, краеведческой, архивоведческой литературы дореволюционного, советского и постсоветского периодов на русском и удмуртском языках. Основными направлениями деятельности архива являются:
На 1 января 2008 г. . в составе ГУ "ЦГА УР" трудятся 60 квалифицированных специалистов, работают отделы: обеспечения сохранности документов; микрофильмирования, сканирования, реставрации документов; формирования Архивного фонда; комплектования и экспертизы ценности документов; научно-справочного аппарата и автоматизированных архивных технологий; использования документов; научно-исследовательской и методической работы; финансово-экономический. Все документы ГУ "Центральный государственный архив Удмуртской Республики" упорядочены, описаны и доступны для широких масс пользователей архивной информации. Сотрудниками архива подготовлены различного рода архивные справочники, раскрывающие состав и содержание документов, хранящихся в архиве и облегчающие поиск необходимой информации, среди них: Путеводитель по фондам Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Ижевск, 1990; Путеводитель по фондам личного происхождения. Ижевск, 2002, тематические перечни и сборники документов, справочно-информационные издания. Создан автоматизированный поисковый аппарат, на сегодняшний день в архиве функционируют 15 баз данных (тематические, справочные, учетные). В 1998 г. постановлением Правительства Удмуртской Республики архиву было выделено новое здание площадью около 10 тыс.кв.м, вместимостью 1,8 млн. единиц хранения по адресу: ул. Камбарская, 17. В настоящий момент в здании ведутся работы по его реконструкции. После сдачи в эксплуатацию первого пускового комплекса в 2007 г. в новое здание архива было перемещено 1336 фондов в объёме 396064 ед. хр. В 2009 г. предполагается завершение переезда архива. ГУ "ЦГА УР" приглашает к сотрудничеству коллекционеров и частных лиц, располагающих книгами, фотографиями, открытками, картами, планами, отражающими историю России и Удмуртии. Возможна подготовка выставок документов с использованием материалов частных коллекций, а также приём документов и материалов на хранение в архив с созданием личного фонда коллекционера. (По вопросам участия в выставках обращаться по тел. 72-01-37, по вопросам сдачи документов и материалов на хранение в архив- по тел. 93-50-06).
Рекомендации по оформлению запроса Запрос можно оформить в печатном или рукописном виде (разборчиво). В запросе должны быть указаны: фамилия, имя, отчество заявителя, обратный почтовый адрес, контактный телефон, суть запроса, дата и подпись заявителя. Запросы социально-правового характера - о подтверждении стажа работы, фактов рождения, бракосочетания и смерти, о награждении, раскулачивании, репрессиях и др. Запросы социально- правового характера исполняются бесплатно. Плата взимается за копирование документов, исполнение запросов о размере заработной платы свыше 5 лет и подтверждении фактов рождения, бракосочетания и смерти. О подтверждении стажа работы - необходимо указать ФИО на момент работы в организации (при условии её отличия от ФИО заявителя), место работы (наименование предприятия, структурного подразделения), время работы в организации (по возможности - номера приказов о назначении и увольнении); желательно приложить к запросу копии страниц трудовой книжки с записями о времени работы в организации. О подтверждении фактов рождения, бракосочетания и смерти - необходимо указать ФИО на момент рождения, брака, смерти (женщинам- девичью фамилию), точную дату события или примерный год, место события. При запрашивании сведений, со времени которых не прошло 100 лет, необходимо к запросу приложить документы, подтверждающие родство заявителя с лицом, о котором запрашиваются сведения (копии свидетельств о рождении, браке, смерти). О награждении - необходимо указать ФИО на момент награждения, наименование награды, место работы на момент награждения, год награждения. О раскулачивании - необходимо указать ФИО раскулаченного лица, возраст, состав его семьи, место проживания. О репрессиях - необходимо указать ФИО репрессированного лица, возраст, место рождения, проживания, время репрессии. Запросы тематического характера - о предоставлении информации по определённой теме, событию, факту, о жизни и деятельности лиц, например, образование организации, выделение земельного участка, изменения в административно-территориальном делении Удмуртии, история деревни, биографические сведения о священнике и т.д. В запросе должно быть указано событие (факт), о котором требуется выявить сведения, время его совершения, наименование и дата необходимого документа, базовые биографические сведения о лице. Выделение земельного участка - необходимо указать время выделения земельного участка, ФИО лица, которому он был выделен, местонахождение участка, а также название организации выделившей участок. Запросы тематического характера исполняются на платной основе. Срок исполнения запросов социально-правового и тематического характера - 1 месяц. Запросы генеалогического характера - о предоставлении информации, необходимой для установления родства, родственных связей двух или более лиц, история семьи, рода. В запросе необходимо указать данные о лице, с которого необходимо начать поиск - деде, прадеде (ФИО, дату или год рождения, место рождения, место проживания, имена родителей, число детей в семье или первый ли ребёнок в семье, вероисповедание), а также всю имеющуюся информацию о лицах, о которых запрашиваются сведения (наличие братьев и сестёр, их имена, даты рождения, занятие родителей, бабушек, дедушек, места проживания, работы и др.). Запросы генеалогического характера исполняются на платной основе в согласованные с заявителем сроки (от 6 месяцев). Стоимость работ определяется объёмом работ и количеством базовых сведений. Выявленная информация предоставляется заявителю в виде архивных справок. Возможно изготовление копий. |