Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 

Содержание

 

СООБЩЕНИЯ АРХИВИСТОВ УДМУРТИИ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫХ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ И СЕМИНАРАХ

Первые Пермские историко-архивные чтения. Научно-практическая конференция «Урал в истории России. 1917 г.». г. Пермь, 12 декабря 2007 г.

Деятельность комитетов общественной безопасности в 1917 году (по материалам ЦГА УР)*

Февральская революция 1917 г. привела к невиданной до той поры демократизации жизни России, открыла возможности для привлечения к активной общественной деятельности широких слоев населения. Наряду с формированием органов государственной власти происходило становление органов местного самоуправления. Набирали силы различные общественные организации, союзы и комитеты. В марте-апреле 1917 г. в уездах, волостях и крупных населенных пунктах в Удмуртии были созданы комитеты общественной безопасности, ставшие наиболее массовыми общественными организациями этого периода.

Временное правительство предпринимало меры формированию структуры новой власти, стремилось к консолидации сил создаваемых организаций, пыталось возглавить их деятельность. Одним из первых его шагов стало упразднение должностей и учреждений местного аппарата – губернаторов, полицейских, жандармских управлений, урядников, земских начальников и др. Заполнить образовавшийся вакуум власти вплоть до выборов органов местного самоуправления должны были назначаемые Временным правительством комиссары. Постановление об учреждении должности губернских, городских и уездных комиссаров, в чьи функции входило руководство и координация деятельности правительственных учреждений, органов самоуправления и общественных организаций, было принято 5 марта 1917 г. 

Одновременно происходило формирование комитетов общественной безопасности в городах и уездах. Сарапульский уездный комитет был организован городской думой 5 марта 1917 г., первоначально в него вошли 10 выборных из состава городской думы и 6 солдат местного гарнизона. В Ижевске формирование комитета началось 7 марта. В Глазове был создан уездный исполнительный комитет общественных организаций. Так как первоначально права комиссаров Временного правительства были неопределенными, и они не имели своего аппарата управления, вставал вопрос о механизме реализации решений правительства на местах, о взаимодействии и разграничении полномочий между складывающимися структурами. Уже 12 марта 1917 г. в телеграмме Вятского губернского комиссара Сарапульскому уездному комиссару разъяснялось, что «исполнительные комитеты являются временными до минования в них надобности. Наступление этого момента определяется вами самими». В телеграмме Г.Е. Львова от 4 апреля 1917 г. вопрос о взаимоотношении комиссаров, губернских и уездных комитетов, комиссаров и начальников милиции разъяснялся более подробно: «…Временное правительство предлагает к руководству нижеследующее: …1) губернский комиссар является носителем власти Временного правительства в губернии…; 2) уездные комиссары назначаются из числа лиц, представляемых Вами и рекомендованных избранными уездными комитетами...; 4) образованные в волостях комитеты управляют волостью под надзором уездного комиссара впредь до издания закона о земском самоуправлении, объединяются и направляются в своей деятельности уездным комитетом, в состав которого входят также представители городского комитета…». Таким образом, комитеты общественной безопасности до проведения демократических выборов в органы местного самоуправления стали теми организациями, через которые комиссары имели возможность проводить решения правительства и контролировать их реализацию, т.е., фактически, исполнительными органами власти. 

Формирование комитетов общественной безопасности осуществлялось путем выборов, делегирования представителей от других организаций. Уездные комитеты избирались из представителей волостных комитетов, в них также входили представители городских организаций, Советов рабочих и солдатских депутатов, военных комитетов и т.д. В состав Глазовского комитета общественных организаций входили также представители торгово-промышленного комитета, мещанского общества, земства, союза учащих и т.д. Особенностью Ижевского исполнительного комитета являлось значительное представительство рабочих: Советом рабочих депутатов делегировано 6 человек из своего состава.

Инициатива создания волостных комитетов общественной безопасности исходила от уполномоченных уездного комиссара, в основном представителей земской интеллигенции. Роль уполномоченных в этот период состояла в том, чтобы информировать население о произошедших событиях, разъяснить сложившуюся ситуацию, убедить признать власть Временного правительства, нейтрализовать возможные действия полиции против новой власти и организовать выборы комитетов общественной безопасности. В Сарапульском уезде в течение марта они провели собрания граждан в большинстве волостей уезда, на которых были избраны волостные комитеты. Так, на собрании граждан Галановской волости с предложением о создании комитета выступил ветеринарный врач Каракулинского участка И.Г. Краснов, на собрании граждан Мостовинской волости – земский врач Л.А. Пасынкова. 

Из своего состава члены комитета избирали председателя, товарища председателя и секретаря, иногда эти должности могли совмещаться. Для связи с населением комитеты имели в деревнях своих представителей, входивших в состав комитета с совещательным голосом. Отметим существенную деталь – деятельность членов комитетов не оплачивалась, этот вопрос был отнесен к компетенции волостного земства и откладывался до его образования. Это обстоятельство, несомненно, сужало социальную базу новых органов. Сарапульский уездный съезд 15 мая 1917 г. предоставил право баллотироваться в состав уездного комитета не только делегатам, а «лицам не входящим в состав настоящего собрания, но имеющим возможность служить бесплатно».

Рассмотрим состав волостных комитетов на примере 29 комитетов Сарапульского уезда. По имеющимся сведениям (они охватывают 74,4% волостей) в июне 1917 г. в них состояло 327 членов. Большинство составляли крестьяне – 268 (80,7 %). Вторую группу составляла интеллигенция (писари, учителя, фельдшеры, врачи) – 39 (11,9 %), третью священники – 11 (3,4 %). В составе комитетов оказалось 2 рабочих, по 1 представителю администрации и торговцев. У 29 членов род занятий не указан. Из 84 председателей, товарищей председателей и секретарей: 36 – крестьяне (46,6 %), 34 – интеллигенция (44,2 %), 7 – священники (9,1 %), 7 – нет данных. Таким образом, ключевое место в волостных комитетах занимали крестьяне, следовательно, на принятие решений по вопросам местного самоуправления они могли оказывать существенное влияние. Значительное представительство интеллигенции среди руководителей было обусловлено их общественным статусом и определенным уровнем грамотности. 

В круг ведения комитетов были включены: ликвидация старых органов власти, охрана порядка, решение местных проблем, надзор за деятельностью общественных учреждений, частных организаций, должностных и частных лиц, содействие органам правительственной власти. Первоочередной задачей комитетов стало разоружение полиции и организация милиции. Уже 5 марта 1917 г. постановлением комитета общественной безопасности г. Сарапула полиция была преобразована в городскую милицию, 6 марта была разоружена полиция, а в ночь на 7 марта – жандармское отделение, к 12 марта создана милиция на Ижевском заводе. Процесс формирования милиции в волостях уезда затруднялся отсутствием правовой базы, финансирования, сложностью подбора кадров в условиях военной мобилизации. Именно поэтому представители волостных комитетов выступали с инициативой организации школы милиции, предоставления отсрочек от призыва и т.п. 

Проблемы обеспечения общественного порядка, в том числе борьбы с хулиганством, дезертирством, пьянством и т.п. в условиях перестройки органов власти, падения дисциплины, роста социальной активности населения становились все более актуальными. Отказы крестьян от создания продовольственных комитетов, попытки ликвидировать волостную милицию, самовольные запашки земли, вырубка лесов – все это свидетельствовало о слабости власти, недовольстве условиями жизни и требовало адекватного реагирования. Тем не менее, реальных рычагов власти у комитетов не было. Именно поэтому они выступали за подчинение милиции волостным комитетам, за предоставление комитетам права судопроизводства и штрафов в делах местного характера. Однако, как отмечалось в «Инструкции комитетам общественной безопасности», «в области борьбы со всеми видами преступности волостные комитеты и их члены, как и всякие организации частного порядка, представляют из себя лишь орган вспомогательный» и должны оказывать помощь милиции и судебной власти». При обнаружении преступления они должны были известить об этом органы милиции, приняв меры по задержанию преступников и обеспечению сохранности места преступления. Эти меры распространялись и на борьбу с дезертирством (членам комитетов вменялось в обязанность наблюдать за явкой солдат на родину и проверять у них отпускные билеты), с кумышковарением (задерживать виновных, конфисковать самогонные аппараты, произведенную продукцию).

15 мая 1917 г. состоялся съезд представителей волостных комитетов общественной безопасности Сарапульского уезда. На съезде присутствовали 37 представителей волостных комитетов, представители городских Ижевского и Воткинского комитетов общественной безопасности, Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Сарапула и Ижевска, гарнизонного комитета и уездного комитета Всероссийского крестьянского союза. Собравшиеся обсудили опыт работы волостных комитетов, особое внимание было уделено организации работы милиции. На состоявшихся выборах в состав уездного комитета были избраны 17 человек. Кроме того, было дано право послать в состав уездного комитета по три представителя с решающим голосом: Сарапульскому комитету общественной безопасности, Совету рабочих и солдатских депутатов, Военному гарнизонному комитету, уездному комитету Всероссийского крестьянского союза, Ижевскому и Воткинскому Советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Уездному комитету было также дано право приглашения в свой состав нужных ему лиц, с условием утверждения их на первом уездном съезде волостных комитетов.

Несмотря на отсутствие законодательной базы, комитеты стремились решать вопросы, касающиеся непосредственно интересов крестьянства: уплаты налогов, сдачи хлеба, предотвращения самовольных захватов и запашек чужой земли, порубки лесов, спекуляции товарами первой необходимости, урегулирования взаимоотношений крестьян-отрубников с общинниками, другие споры и проблемы местного характера. Так, например, на заседании Нечкинского комитета 4 апреля 1917 г. рассматривался вопрос «об искоренении главного зла – кумышковарения» и было принято решение: «Лицо, уличенное как в кумышковарении, хранении ее, держании у себя кумышечных аппаратов, варение с целью продажи бражки и вообще всех опьяняющих напитков должно быть привлекаемо и наказуемо самыми решительными и строгими мерами, вплоть до высылки из пределов Нечкинской волости». Члены Гольянского комитета 15 апреля 1917 г. «заслушали словесное заявление представителей от деревень Бахиловой и Дубровы Гаврила Стерхова и Перфила Вотякова об упразднении Полухинских ворот, Комитет по всестороннему обсуждению этого вопроса постановил: принимая во внимание, что поблизости находится другой, удлиняющий не более как на 200 сажен, путь, и во избежание происходящих частых потрав, указанные ворота упразднить, и просить жителей деревень Полухи и Бахил пользоваться вышеуказанным путем, о чем и довести через сельских старост». 

29 июня 1917 г. состоялся уездный съезд волостных комитетов общественной безопасности Сарапульского уезда, который принял «Инструкцию волостным комитетам общественной безопасности Сарапульского уезда». Она закрепила, что «волостные комитеты представляют из себя общественные организации на местах и призываются всемерно содействовать Временному правительству во всех его мероприятиях и, особенно, в охране добытой свободы, чтобы донести ее … до Учредительного Собрания». В круг ведения волостных комитетов включены надзор за деятельностью всех находящихся в пределах волости правительственных и общественных учреждений, частных организаций, должностных и частных лиц, содействие всем органам правительственной и общественной власти в их деятельности. 

Одной из первоочередных задач Временного правительства являлось создание легитимных органов законодательной и исполнительной власти. На создание демократических органов местного самоуправления были направлены Закон о волостном земстве (21 мая 1917 г.) и ряд других документов. В соответствии с ними, Сарапульский уездный съезд принял решение об активном участии волостных комитетов в земских выборах, в формировании списков членов избирательных комиссий от волостных комитетов. В связи с предстоящими выборами представитель уездного комитета общественной безопасности вошел в состав Сарапульской уездной земской управы.

По мере создания продовольственных, земельных, земских органов, укрепления позиций Советов роль и значение комитетов общественной безопасности снижались. 15 октября 1917 г. губернский комиссар предложил уездному комитету сдать дела ввиду образования нового земского и городского самоуправления.

О.И. Васильева, начальник отдела
 научно- справочного аппарата и
 автоматизированных технологий
ГУ «ЦГА УР»

* Работа выполнена в рамках Программы фундаментальных исследований Отделения историко-филологических наук РАН «Власть и общество в истории»

 

Содержание

Hosted by uCoz