Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 По следам удмуртских воршудов


Изучение истории своего рода, своей семьи вызывает в последнее время все более широкий интерес и является частью патриотического воспитания подрастающего поколения. Только человек знающий и помнящий свои истоки, корни своего рода способен уважать и любить Родину.

В связи с подготовкой к празднованию 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства в январе 2006 года на базе Якшур-Бодьинской школы для слепых и слабовидящих детей по стартовала школьная туристическо-краеведческая экспедиция «По следам удмуртских воршудов». В экспедиции приняло участие 30 человек. В числе участников экспедиции были не только школьники Якшур-Бодьинского района, но и учащиеся из школ Шарканского и Вавожского районов.

Основными задачами этой экспедиции являлось изучение истории, культуры, быта удмуртских воршудно-родовых общин; привлечение детей к изучению основ туризма, этнографии и краеведения; сбор музейных экспонатов и историко-архивных документов.

За пять дней участникам экспедиции предстояло проделать огромную работу. И первым этапом стало знакомство участников экспедиции с основами истории и этнографии удмуртов.

Камско-Вятское междуречье, где находится основная территория формирования и жительства удмуртов, начало заселяться еще в глубокой древности. Уникальное явление, сохранившееся среди удмуртов - это воршудно-родовые группы. Современной науке известно 70 воршудно-родовых групп удмуртов. (1)

Многим участникам экспедиции слово «воршуд» встретилось впервые. «Воршуд» - это имя основательницы рода, возведенной в ранг родового божества, хранителя семейно - родового счастья. В основе воршудных имен лежат тотемы рода. В эпоху матриархата, видимо, названия тотемо, перешли к имени предполагаемой родоначальницы матери - «му», потомки которой продолжали носить ее имя и в более поздние эпохи, вплоть до наших дней. С принятием христианства в мировоззрении удмуртов, очень долгое время сохранявших свои языческие корни, воршуды начали сливаться с образами ангелов-хранителей. В эпоху патриархального строя воршуд превратились в семейно- родовое божество, хранителя семьи и рода.(2)

Каждая семья обязана была строить на своей усадьбе «покчи куала» (младшее маленькое святилище). Количество родовых святилищ совпадало с количеством родов в данном населенном пункте.(3)

Прошли тысячелетия, но отдельные отголоски в религиозных верованиях местного населения сохранились до наших дней. Это говорит о том, насколько силен был культ матери му - воршуда. Потомки прародительницы матери, объединенные в единый социально-экономический коллектив, создавали род, носящий имя своего воршуда и почитающий его. Якшур-Бодьинский район - это место компактного проживания удмуртского этноса. Как отмечает в своей книге «По следам удмуртских воршудов» референт Ижевского епархиального управления, протодиакон Свято-Успенской церкви г.Ижевска, доктор филологических наук,  ведущий научный сотрудник института истории и культуры народов Приуралья УдГУ Михаил Гаврилович Атаманов  на территории Якшур-Бодьинского района проживают представители 13 удмуртских воршудно-родовых общин: Бодья, Пурга, Вортча, Эгра, Пудга, Бигра, Боня, Вортча, Кушья, Дурга, Зезья, Зятча, Чудья. (4)

Однако в Якшур-Бодьинском районе совершенно не изучена история возникновения и развития удмуртских воршудов. И цель экспедиции состояла в том, чтобы выявить и изучить особенности воршудов на территории Якшур-Бодьинского района.

Воршуды в понятии как имя матери - прародительницы рода, давно уже канули в историю, а найти их следы уже не реально. Но в наши дни в деревнях и глубинках сохранились еще названия семейно-родовых общин, которые преобразовались от воршудов в эпоху патриархального строя.

Задачей экспедиции было не только найти и выявить следы воршудов, но и более полно узнать историю своего района, своей семьи, собрать легенды, связанные с названиями деревень, личных имен и др. Историг народа и страны складывается из многих слагаемых, в том числе и из таких, казавшихся на первый взгляд малозначимых категорий, как названия географических объектов, личных имен людей, этнонимов, теонимов, космонимов. Каждое название имеет определенный интерес для изучения (языка, культуры и истории своего народа.

Маршрут экспедиции проходил по деревням Пушкари, Малые Ошворцы, Кенеровай, Большие Ошворцы, Лудошур, Чекерово, Мукши, Кыква Якшур-Бодьинского района. Участники экспедиции были разделены на три подгруппы. Каждая подгруппа вела свою полевую документацию: полевой дневник, тетрадь для записи воспоминаний и рассказов жителей, тетрадь фотофиксации, акты-приема передачи историко-архивных материалов и экспонатов, тетрадь фиксации аудиозаписей.
Так, в ходе экспедиции, учащиеся общались с жителями деревень, старожилами, местными краеведами, ближе прикоснулись к истории своих корней. Членами экспедиции велась аудиозапись рассказов и воспоминаний старожилов, фотографировались интересные и памятные места, собирались музейные предметы и документы, повествующие об истории отдельной семьи, династии, важных исторических событиях (революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война). Все собранные материалы поступили в фонды Якшур-Бодьинского районного краеведческого музея.

Всего участниками экспедиции было опрошено 13 человек. Сделано 28 фотоснимков, произведено более 15 аудиозаписей рассказов и воспоминаний старожилов и краеведов. Как известно, древние удмурты жили родами и общинами. Род - общественная организация, объединенная кровным родством. Удмуртская община - это воршудное образование.(5)

В результате экспедиции в указанных выше населенных пунктах Якшур-Бодьинского района было выявлено более 10 семейно-родовых общин и 2 воршуда. Воршуд Дурга сохранился в д.Малые Ошворцы и в д.Кенеровай Якшур-Бодьинского района. Воршуд Котья - в деревне Пушкари. Примечательно, что воршуд Котья ранее на территории Якшур-Бодьинского района исследователями зафиксирован не был. Это дает дополнительный стимул для дальнейшего исследования данной темы. Что касается воршуда Дурга, то М.Г.Атаманов в своей книге «По следам удмуртских воршудов» отмечает, что в деревню Малые Ошворцы Якшур-Бодьинского района род Дурга прибыл с севера Удмуртии. При этом, как отмечает Атаманов, большинство населенных пунктов воршуда Дурга сосредоточено в Балезинском районе. В числе деревень воршуда Дурга Балезинского района М.Г.Атаманов указывает деревню Ванягурт. Интересно, что другое, народное название деревни Малые Ошворцы Якшур-бодьинского района - Ванькагурт. Это говорит о том, что наши предки часто новому населенному пункту давали название прежнего места проживания своего рода. Этот факт подтверждает так же и название села Якшур-Бодья.(7)

В 2010 году село Якшур-Бодья - центр Якшур-Бодьинского района будет отмечать свой трехсотлетний юбилей. Хотя точными данными об образовании деревни Якшур-Бодья исторические источники не располагают. В так называемой Ландратской переписи 1716 года имеются сведения, что к 1710 году в деревне Якшур-Бодья было уже 12 дворов - это наиболее раннее упоминание об ее существовании. Основную часть жителей деревни составляли удмурты и, как подтверждают этнографические исследования, Якшур-Бодья была основана удмуртами, переселившимися из деревни Бодья Агрызской волости (воршуд Бодья). Особый интерес вызывают имена первых жителей деревни Якшур-Бодья: Тилкейко и Тоналейко Янкеевы, Ишмаметко Саркеев, Тинкей Аникеев и др. (по материалам Удмуртского института истории языка и литературы Уральского отделения РАН).В первой части названия села «Якшур-Бодья» выражено основное богатство нашего района на период заселения этой территории: «Як» от «Яг» - это лес, бор и «Шур» - речка, вода, родник. «Бодья» - воршудно-родовое имя. Так Якшур-Бодья в переводе с удмуртского означает: род Бодья, живущий у лесной речки.(8)

У каждого воршуда, рода был свой знак - пус, считавшийся оберегом, хранителем рода. Женщины этот знак вышивали на полотенцах, скатертях, платках, мужчины высекали его на своих изделиях - ведрах, кадках. Высекался этот знак на деревьях, изгородях, строениях, принадлежащих данному роду. Отмечали этим знаком домашний скот. Изображение «пуса» удмуртские женщины использовали как украшение, носили как оберег на груди. Значение и этимология этого знака не известны. Возможно, это были древние удмуртские буквы - руны, по которым могли читать наши предки. Пус - знак рода «Бодья»:

 

Нужно отметить, что участники экспедиции собрали не только богатый этнографический материал, но и пополнили фонды музея новыми экспонатами.

Завершающим этапом мероприятия стала научно-практическая конференция, где выступили участники экспедиции и рассказали о проделанной ими работе и собранном материале.

Учащиеся получили не только опыт практического изучения родного края, но и приобщились к тайнам истории своих предков. Отзывы у участников экспедиции были только положительные.

Основные цели и задачи были достигнуты. Такая форма работы по изучению истории родного края в нашем районе проводилась впервые. И, как показал опыт, для дальнейшего изучения данной темы есть перспективы.


Научный сотрудник Якщур-Бодьинского
районного краеведческого музея,
председатель Якшур-Бодинсхои
районной первичной организации УРО РОИА
 Н.М.Кутявина

1)  М.Г.Атаманов, «По следам удмуртских воршудов», Ижевск «Удмуртия». - 2001г., стр.30.
2) Там же.
3) Там же.
4) М.Г.Атаманов, «По следам удмуртских воршудов», Ижевск «Удмуртия». - 2001г., стр.30.
5) М.Г.Атаманов, «По следам удмуртских воршудов», Ижевск «Удмуртия». - 2001 г., стр.30.
6) Якшур-Бодьинский районный краеведческий музей, вспомогательный фонд.
7) Там же.
8) Якшур-Бодья - сердцу милый уголок. - Ижевск, 1999. - стр.14.

 

Hosted by uCoz