Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

Научно-практическая конференция "Архивный фонд Удмуртской Республики: итоги и перспективы развития, изучения и публикации документов"
27 ноября 2003 года с. Завьялово

 Подробнее

Н.А. Родионов - кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник отдела истории
 Удмуртского института истории, языка и
 литературы Уральского отделения
 Российской академии наук

ИНОСТРАННЫЕ ИСТОЧНИКИ ХIХ – ХХ ВВ. В АРХИВНОМ ФОНДЕ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ПРОБЛЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ)

 

Научное исследование процесса исторического развития мировой и отечественной цивилизации базируется на применении различных методов и источников. В российской историографии и источниковедении еще в конце ХVIII в. – первой четверти XIX в. сложилась традиция разделять письменные исторические источники на 2 крупные группы по месту их происхождения: 1) отечественные и 2) иностранные источники. У истоков такой традиции стояли известные историки А. Л. Шлецер – автор, впервые использовавший на русском языке сам термин "источник" (Quelle), и Н. А. Полевой, предложившие соответственно в 1786 г. и в 1829 г. такую систему деления источников. 

Иностранные источники представляют значительный научный интерес. Известно, что в прошлом к такой группе источников обращались выдающиеся российские историки В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, Н.М. Карамзин,         В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов и др. Современную историческую науку также характеризует пристальное внимание к использованию иностранных источников. Вводится в научный оборот бесчисленное множество разных новых азиатских, африканских, западноевропейских и  других источников.

Обращение к заявленной теме вызвано социально-политической актуализацией материалов региональных архивных фондов в условиях глобализации российского и мирового информационного пространства, необходимостью выявления и использования новых нетрадиционных источников, уточняющих сложившиеся концепции в региональной исторической науке, историческом познании прошлого и современного этапов развития Удмуртии. Выбор темы также связан с необходимостью  подведения  итогов работы, проводившейся автором в 1970-1990-е гг., по поиску источников иностранного происхождения в архивохранилищах Удмуртии.  

При рассмотрении темы поставлены ряд задач по определению: 1) времени и условий распространения иностранных источников, 2) географии их происхождения и 3) краткой характеристики видового состава иностранных источников. Другой самостоятельной  исследовательской задачей является выяснение путей и возможностей использования такой группы источников в публикациях по региональной истории России, в частности, в контексте истории становления и развития внешних связей отдельных ее субъектов (на примере Удмуртии) с другими государствами. 

I) О распространении иностранных источников. Иностранные письменные источники, отличающиеся от  других разновидностей источников своим происхождением, являются своеобразной и особой группой в отечественном Архивном фонде. Такие источники за время выполнения своих функций часто меняли  географическую прописку и распространялись далеко за пределами мест своего возникновения.  

В XIX в. с ростом мирохозяйственных, общественных и  культурных связей ускоряется проникновение иностранных источников в периферийные районы России. Данный процесс особенно активизируется в современный период, с расширением мирового информационного пространства. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что в этом процессе наблюдалось действие как благоприятных,  так и сдерживающих факторов. Распространение массива иноязычных документов среди различных потребителей завершалось оседанием оставшейся части источников во многих региональных и местных архивохранилищах.  

В Архивном фонде Удмуртской Республики – одном из наиболее крупных в Уральском регионе  содержится 2 096 501 ед. хр. с 1720 г. по 2001 г. Среди них особую ценность и своеобразие имеют источники иностранного происхождения. "Попадание" редких иностранных источников на периферию, в наш край, есть, одновременно, свидетельство их уникальности. В архивохранилищах республики они представлены  главным образом на западноевропейских языках (английский, греческий, немецкий, французский), кроме этого, вероятно, и на некоторых других языках мира. География происхождения источников распространяется и на американский континент и, возможно, на некоторые азиатские страны. Таким образом, иностранные источники по происхождению и по своему занимаемому месту составляют уникальную группу в Архивном фонде Удмуртии.  

Выявленные источники хронологически охватывают XIX -XX вв. В суммарном отношении пока невозможно точно определить, каких иностранных источников и за какой период в архивах больше -  источников XIX в. или более  позднего происхождения, к примеру, второй половины XX в. При этом можно обоснованно предполагать, что на хранении находится только самая малая часть из большого количества зарубежных источников, которые  использовались в государственном обороте между Россией и другими странами, в региональном делопроизводственном процессе, деловом и частном общении на территории Удмуртии и за ее пределами. Остальная, неизвестная нам часть документов по ряду причин, как в прошлом, так и на современном этапе (войны, стихийные бедствия, другие общественные потрясения, неудовлетворительное хранение, утилизация архивных материалов в условиях "бумажного голода" в 1920-е гг., ошибки при проведении экспертизы ценности документов и т.д.) была утеряна. Позиция некоторых ведомств и руководителей разного уровня в центре и на местах заключалась в том, что иностранные книги, газеты и другие источники считались выразителями чуждой  идеологии, вследствие чего они несли социальную опасность, и вызывала противоправные действия по их уничтожению. Много документов иностранного происхождения вместе с другими ценными отечественными источниками погибло на разных этапах развития государства и общества. 

II) Описательные и содержательные признаки иностранных источников. Документы иностранного происхождения занимают свое определенное место в систематике и классификации различных видов, родов, типов исторических источников. Из многообразия оснований (признаков) при их группировке (хронологический, по происхождению, по связи с их создателями и т.д.) в данной работе, исходя из традиций отечественной и зарубежной исторической науки, используется хронологический и видовой признаки. 

Наш длительный, более чем 30-летний опыт архивно-исследовательской работы показывает, что архивные центры Удмуртии разного уровня не имеют каких-либо крупных и самостоятельных комплексов иностранных источников,  к тому же собранных в определенной группе архивных фондов. Более того, известные нам источники, рассредоточены по самым разным фондам. Такая особенность объясняется различными факторами, в основном производственными, географическими, культурными, делопроизводственными и т. д.  

Реальное значение источников иностранного происхождения, отложившихся в архивохранилищах Удмуртии, продолжительное время оставалось не замеченным. В основном такое заключение складывалось из-за их неизученности. Несколько изменилось положение после появления в региональной историографии новых направлений исследований. В частности, наш интерес иностранные источники вызвали в процессе поиска и обеспечения архивно-информационной базы при изучении истории внешних связей Удмуртии ХIХ-ХХ вв. 

В архивных фондах есть документы, которые позволяют осветить начальный этап в налаживании внешнеторгового и экономического сотрудничества национальных районов России с ведущими индустриальными державами. Показательны источники о производственно-техническом взаимодействии предприятий удмуртского края с заграничными фирмами в XIX - XX вв. и об участии во всемирной и международной выставочно-ярмарочной деятельности. Изучение таких источников позволяет расширить наши представления о характере и объеме контактов, а в некоторой степени и о тенденциях в развитии взаимных связей между Удмуртией и зарубежными странами.  

В видовом отношении в архивах отложилось, вероятно, больше источников личного происхождения. Подобное обстоятельство придает таким источникам главную ценность и значимость, особенно в условиях увеличивающейся персонификации истории. Так, достаточно крупный комплекс источников личного происхождения связан с историей пребывания иностранцев в Удмуртии. Он позволяет осветить многие важные вопросы связей иностранцев с нашим краем. Отмечено наличие таких документов по ХIХ в. и по ХХ в. Выявленные материалы отчетливо показывают, сколь непосредственно развертывалась деятельность иностранцев в производственной и научно-технической сфере. Реальное значение присутствия иностранцев в других сферах общественной жизни периферии, к примеру, в культурном процессе просматривается пока слабо, и, вероятно, не так уж велико. Хотя такое заключение складывается сегодня в основном из-за слабой изученности этого важного аспекта зарубежных культурных связей Удмуртии.

По  выявленным источникам можно проследить некоторые аспекты участия иностранцев в революционных событиях и в гражданской войне на территории Удмуртии. 

Из ряда документов, видно, как строились отношения местных властей с иностранцами. В частности, данный сюжет можно проследить на источниках о приеме их  в советское гражданство в 1920-е гг. Выявление новых источников, думается, позволит также решить трудную задачу по восстановлению на документальной основе и поименно  всех иностранных специалистов и рабочих, принимавших участие в хозяйственном строительстве в 1920-1930-е гг. 

Особый интерес представляют источники, особенно письма, в которых получили отражение некоторые вопросы истории иностранной политической эмиграции, борьбы зарубежных трудящихся против белого террора, фашизма и войны в 1920-1930-е гг.

История 2-й мировой и Великой Отечественной войн также представлена в разнообразных источниках, в том числе иностранного происхождения. Они помогают осветить историю ратных подвигов воинов Удмуртии, участие некоторых из них в движении Сопротивления на территории ряда иностранных государств. Важную информацию содержат рассекреченные документы из ранее закрытых архивов и фондов, например, фильтрационные дела на бывших советских военнопленных – уроженцев Удмуртии. Без привлечения иностранных источников сегодня нельзя представить полноценно и историю удмуртской части российской эмиграции,  связи наших соотечественников с родиной.

Расширяется комплекс источников, среди них и наградные материалы, связанные с участием граждан Удмуртии в боевых действиях за пределами нашей страны после 2-й мировой войны. 

В этот период широко разворачивается международная переписка, участниками которой становятся трудовые коллективы, общественные организации, учащаяся молодежь и школьники. К сожалению, письма-подлинники из-за границы - ценные свидетельства взаимного общения  не попали, за редким исключением, в разряд архивных источников. В основном на полках архивохранилищ они представлены в виде  переводов на русский язык.

Пополнение Архивного фонда республики этой группой источников происходит и сегодня. Широкий комплекс источников иностранного происхождения складывается в практике деятельности различных ведомств, предприятий, других хозяйствующих субъектов в рамках развития их контактов с иностранной стороной. Рост связей республики с зарубежьем в разных направлениях стал предпосылкой появления нового комплекса источников так называемой переговорной тематики (договора, намерения и др.), который активно складывается в современном архивном делопроизводстве.

Таким образом, в составе иностранных источников, локализованных в фондах архивохранилищ Удмуртии, выделяется несколько крупных тематических групп источников, важных по содержанию заключенной в них исторической информации. 

В заключении можно отметить, что свод источников иностранного происхождения, обнаруженных в архивохранилищах республики, пока не слишком велик. Однако значение его от этого не уменьшается. Наоборот, наличие иностранных источников существенно расширяет и увеличивает ценность Архивного фонда Удмуртии.

 Нами сделан лишь первый шаг в выявлении иностранных источников, изучении их видового состава, истории происхождения и использования. Наряду с этим определен основной круг носителей этих своеобразных источников.

В условиях глобализации информационного пространства весьма важной задачей историков-исследователей и архивистов  остается выявление источников иностранного происхождения в региональных и местных архивохранилищах. Несмотря на свое большое значение, они не подвергались еще специальному археографическому разбору, пока слабо вводятся в научный оборот и используются в современных исследованиях историков, филологов, искусствоведов и других специалистов. Ретроспективный анализ историографии показывает, что некоторые современные исторические публикации, базируются на иностранных источниках, обнаруженных и  введенных в научный оборот в основном еще в 1970-1980-е гг.

Историю и культуру Удмуртии сегодня уже нельзя изучать только по отечественным, региональным или локальным источникам. Для конкретного анализа тех или иных проблем развития Удмуртии весьма актуальным и важным является привлечение источников других типов и географических регионов.

В целом новонайденные и уже введенные в исследовательский оборот иностранные документы обогащают источниковую базу национальной исторической науки. Они достаточно информативны, дополняют и в ряде случаев,  конкретизируют и уточняют наши представления о целом ряде важных проблем истории Удмуртии за пределами ее внешних границ, в первую очередь историю ее взаимосвязей с зарубежным миром. Таким образом, иностранные источники являются связующим звеном в освещении истории отношений национальных регионов России с другими государствами.

Уникальный фонд национальных информационных ресурсов, в том числе источников иностранного происхождения, сосредоточенный в ведущих архивохранилищах Удмуртской Республики, следует активнее использовать в интересах международного научно-информационного и культурного сотрудничества.

 

 

 

 

Hosted by uCoz