Архивная служба Удмуртской Республики

Гостевая книга

Rambler's Top100  

Состояние   и   проблемы   нормативно-правового обеспечения
 деятельности архивных учреждений Удмуртской  Республики

 

Системная работа по созданию современного законодательства Удмуртской Республики в области архивного дела стала осуществляться примерно десятилетие назад после принятия в июле 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» и постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 1993 г. № 838 «О реализации государственной политики в архивном деле», определивших основные стратегические направления государственного архивного строительства в России. Лейтмотивом этих нормативно-правовых актов, не утративших своё значение до сих пор, явилось усиление государственного регулирования по всем направлениям архивного дела, что является объективной необходимостью и обязательным условием его реформирования и развития как на федеральном, так и на региональном уровнях.

1 декабря 1993 г. было принято постановление № 520 Совета Министров Удмуртской Республики «О развитии архивного дела в Удмуртской Республике», в соответствии с которым филиалы Центрального госархива УР, городские и районные государственные архивы были преобразованы в архивные отделы соответствующих администраций, создан республиканский архив документов по личному составу и секторы документов по личному составу в структуре архивных отделов, укреплен кадровый состав республиканских архивных органов и учреждений. Через год после этого, 7 декабря 1994 г. впервые в истории Удмуртии был принят Закон «Об Архивном фонде Удмуртской Республики и архивах», законодательно закрепивший сложившуюся в республике архивную инфраструктуру и отраслевую «нишу» деятельности, роль и место архивной службы Удмуртии в формирующейся тогда системе республиканских органов государственной власти и управления, межотраслевые функции Комитета по делам архивов в осуществлении координации и контроля за состоянием сохранности архивных документов и делопроизводства в организациях различных отраслевых систем и форм собственности.

Естественно, что успешная реализация этих функций была бы невозможна без принятия комплекса подзаконных нормативно-правовых актов и организации их практического исполнения. Таких республиканских актов за истекший период было принято несколько десятков (только постановлений Правительства УР более 20). Они касались вопросов утверждения республиканских программ издания исторических источников, информатизации архивных учреждений и выявления документов по истории Удмуртии за пределами её современной территории; решения проблем обеспечения сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций, совершенствования организации отбора и передачи на постоянное хранение научно-технической и аудиовизуальной документации, улучшения состояния сохранности документов судов и государственных нотариальных контор, повышения уровня безопасности и улучшения использования документов Архивного фонда Удмуртской Республики и др. За этот же период городскими и районными органами местного самоуправления принято около 300 постановлений и распоряжений по реализации архивного законодательства и развитию архивного дела. Все архивные отделы администраций городов и районов Удмуртии работают в соответствии с утверждёнными положениями, которые были предварительно согласованы с председателем Комитета по делам архивов при Правительстве УР; такое же согласование прошли и начальники архивных отделов перед их назначением на должность.

Контроль за исполнением республиканского архивного законодательства осуществляется Комитетом по делам архивов при Правительстве УР, в структуре которого в 1995 г. был образован контрольно-инспекционный отдел, а также государственными и муниципальными архивными учреждениями. Информации о ходе исполнения принятых постановлений регулярно направляются в Администрацию Президента и Правительства УР, городские и районные администрации, рассматриваются на заседаниях коллегии и межведомственной экспертно-проверочной методической комиссии Комитета по делам архивов, коллегий администраций муниципальных образований. В 1995-2003 г.г. проведено около 5000 проверок исполнения архивного законодательства в организациях различных отраслевых систем и форм собственности. При выявлении серьёзных нарушений руководителям направлялись предписания с предупреждением об административной ответственности. С появлением нового Кодекса РФ об административных правонарушениях и приказов Росархива по его исполнению, Комитетом по делам архивов при Правительстве УР были в 2001-2003 г.г. разработаны и утверждены порядок оформления документов о привлечении к административной ответственности за правонарушения в области архивного дела, а также рекомендации по проведению проверок в организациях – источниках формирования Архивного фонда УР. Есть и небольшая правоприменительная практика, которая показала наличие существенных нерешенных вопросов в этом плане. Да и сам размер  предусмотренных КОАП штрафных санкций трудно назвать серьезным. Хотя это лучше, чем ничего.

Значительную роль в оптимизации процесса формирования Архивного фонда УР сыграло в своё время приведение нормативных документов, регламентирующих работу делопроизводственных служб и ведомственных архивов, в соответствие с действующим архивным законодательством. Уточнённые положения о ЦЭК и ЭК, ведомственных архивах, инструкции по ведению делопроизводства практически всех организаций – источников комплектования прошли во второй половине 1990-х г.г. согласование ЭПМК Комитета по делам архивов при Правительстве УР. Следует отметить, что прошли согласование ЭПМК Комитета и все положения о ЦЭК администраций, которые образованы и действуют в подавляющем  большинстве органов местного самоуправления городов и районов Удмуртии. После появления новой федеральной «Типовой инструкции…» по ведению делопроизводства было издано распоряжение Правительства УР от 6 апреля 2001 г. №113-р о разработке инструкций по делопроизводству республиканскими органами исполнительной власти. В результате реализации этого распоряжения все министерства и ведомства Удмуртской Республики  имеют уточненные инструкции по ведению делопроизводства, согласованные Комитетом по делам архивов.

Особенности взаимодействия архивных органов с рядом министерств, ведомств, недетализированные в действующем законодательстве, отражены в соглашениях о сотрудничестве Комитета по делам архивов при Правительстве УР с МВД УР, Управлением ФСБ по УР, Удмуртским военкоматом, Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов УР (в части геологической и геодезической документации). В случае необходимости практикуется издание совместных приказов и решений, так в марте текущего года был издан

Hosted by uCoz