|
Бездорожье всегда было бедой России – второй,
после дураков, как кто-то язвительно подметил.
Еще Наполеон сетовал: "В России нет дорог –
одни направления". Сделать их мало-мальски
проезжими пытались всегда. Но что-то всегда
мешало.
В Вятской губернии, куда входила почти вся
территория современной Удмуртии, строить дороги
с правильной планировкой начали в 1817 г., когда
Александр I утвердил правила по устройству
почтовых трактов. На дорогу отводилась полоса
шириной 55 метров. Из них сама проезжая часть – 16
метров, остальное – под придорожные канавы,
березовые аллеи и для прогона скота.
Пресловутые аллеи или вернее, то, что от них
осталось, мы можем увидеть и сегодня на Як-Бодьинском
тракте. Смекалистые крестьяне начали их вырубать,
когда они еще и вырасти не успели. Вот что
говорится в предписании вятского губернатора от
28 января 1895 г. уездному начальству: "Состояние
трактовых аллей с каждым годом ухудшается и
главным образом от своеволия крестьян и
совершенной безнаказанности их действий. Они, не
задумываясь, сдирают с дерева кору, делают в
разных местах его надрезы и вырубки, а нередко и
сплошные рубки деревьев. Такие невозможные
непорядки вызвали с моей стороны подробные
указания. Но ничего сделано не было. Трактовые
аллеи губернии продолжают хищнически
опустошаться, а новых посадок нет и в помине.
Пользуясь отсутствием всякого надзора за
аллеями со стороны сельских властей, березы
рубятся среди белого дня и тут же распиленные на
дрова складываются".
Всего по Вятской губернии насчитывалось 17
трактов. Их содержание лежало на плечах тех же
крестьян. Как выполнялась "дорожная
повинность" догадаться несложно. В 1868 г. решено
было перевести трудовую повинность на деньги.
Вот он – год рождения дорожного налога.
Но состояние дорог от этого нововведения не
улучшилось. Наоборот. Некоторые тракты в
Сарапульском уезде даже пришлось закрыть – "во
избежание несчастий". Крестьянские гроши
растекались по разным карманам. По заявлению
одного из членов земской губернской управы, лишь
половина "дорожных" денег тратилась с
пользой для дела. В 1872 г. ревизионной комиссией
было предъявлено 21 замечание на очевидное
злоупотребление со стороны Сарапульской уездной
земской управы при строительстве дорог.
После передачи дорожного хозяйства в ведение
земства, законом от 1 июля 1895 г. органы местного
самоуправления освобождались от уплаты в казну
ежегодных взносов на содержание административно-судебных
учреждений. Часть этой суммы шла в так называемый
"дорожный капитал". В течение 29 лет, с
момента издания этого закона, Вятское губернское
земство израсходовало на ремонт дорог 2831000
рублей. Однако этих денег было недостаточно для
серьезного переустройства дорог. Поэтому
поддержание большинства из них в исправном
состоянии ограничивалось планировкой обочин,
рытьем и чисткой канав, выравниванием колеи.
Нередко при первом же дожде отремонтированные
дороги становились непроезжими. Замощение
проводилось только на самых непролазных
участках.
В XIX в. главные вятские дороги были капитально
отремонтированы лишь 2 раза: во время высочайшего
посещения губернии Александром I в 1824 г. и
наследником престола будущим царем Александром
II в 1837 г. (оба проезжали через Ижевский завод). Вот
что говорится в отчете за 1824 г.: "…на всем
полотне дороги, по которой изволил проезжать
Государь император, сделаны были насыпи гальки и
песка, а в тех местах, где находились выбоины и
скопления грязи, произведена настилка жердей и
на нее насыпана галька и песок. Для отвращения
медленности при переправе через реку Чепцу при
Балезино устроен был плавучий мост". Сегодня
высшее руководство предпочитает путешествовать
по воздуху. Прогресс все-таки. Да и с высоты-то,
конечно, виднее.
И.Зайцева, начальник отдела
Центрального госархива
Удмуртской Республики
|
|