Архивная
служба Удмуртской Республики |
|||
Сарапульский след в истории отечественной авиации |
|||
В 1919 г. по инициативе Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) была создана комиссия по тяжелой авиации, которой было поручено разрешить проблему возрождения и дальнейшего развития авиации в Республике Советов. Возглавил эту комиссию выдающийся русский ученый Н.Е. Жуковский, основоположник современной гидроавиадинамики. Комиссией при участии экспериментального отдела ЦАГИ был разработан эскизный проект нового тяжелого самолета с двумя моторами итальянской фирмы «Фиат» в 240 лошадиных сил. По распоряжению Главного управления авиационной промышленности в г.Сарапуле было приступлено к созданию авиационного завода. Завод был создан на базе мастерских воинской части: технического и летного состава дивизиона тяжелых самолетов «Илья Муромец», передислоцированного в конце 1919 г. в г.Сарапул из Петрограда. Он стал называться Государственный авиационный завод № 14. Осенью 1920 г. завод получил срочное задание по постройке двух опытных самолетов «Комта» по проекту комиссии по тяжелой авиации. 1 января 1921 г. завод приступил к постройке первого самолета «Комта». Оборудование и некоторые детали для самолета доставлялись из Петрограда с Русско-Балтийского воздухоплавательного завода, необходимый металл – чугунное литье, стальные и железные поковки – с Ижевских заводов. Рабочие чертежи изготавливались на самом заводе. В проектировании и постройке самолета непосредственное участие принимали конструкторы А.В.Соловьев, Свешников, заведующий производством В.Л.Александров, заведующий механическим цехом А.Е.Голубев, В.А.Байков, Н.В.Носов и другие. Управляющий заводом Петр Иванович Неведомский 19 марта 1921 г. в письме в Пермский губернский союз металлистов сообщал: «…Государственный авиационный завод № 14, состоящий в ударной группе авиапромышленных заводов, имеет срочную производственную программу, имеющую важное государственное значение по постройке воздушных кораблей нового типа. Рабочие названного завода в количестве пока около 100 человек, а необходимо сейчас же увеличить до 300 человек, временно снабжаются красноармейским пайком…». Ввиду недостатка на заводе квалифицированных рабочих, технический представитель «Комты» в мае вынужден был обратиться в ЦК союза металлистов и Правление главной авиационной промышленности в Москву о срочном командировании в Сарапул опытных слесарей, токарей и мотористов. Коллектив авиационного завода одновременно с постройкой опытного самолета «Комта» выполнял заказы по ремонту тяжелых самолетов «Илья Муромец» и легких самолетов «Альбатрос» для воинского дивизиона, а также произвел испытание на Сарапульском аэродроме нового самолета «Илья Муромец», достроенного здесь же на заводе в 1920г. К осени 1921 г. первый самолет «Комта» был построен. Крылья размахом 15 м. были расположены в 3 яруса. На средних укреплены два двигателя мощностью 500 лошадиных сил. Советом военной промышленности было решено всесторонние испытания его в полете провести в Москве. В ноябре 1921 г. самолет в сопровождении 13 сарапульских рабочих прибыл на центральный московский аэродром. Здесь была произведена сборка самолета, установлены и опробованы моторы. В один из декабрьских дней первый советский самолет, построенный сарапульскими умельцами, поднялся в небо над Москвой. К постройке второго опытного самолета «Комта» Сарапульский авиационный завод не приступал. В связи с сокращением авиазаводов в стране 1 января 1922 г. завод был официально закрыт. 29 чел. рабочих и служащих завода были переведены на Петроградский авиационный завод. Несколько человек были направлены в Москву в распоряжение Глававиа, в т.ч. управляющий заводом Неведомский. Оборудование завода по просьбе местных властей было передано предприятиям г.Сарапула. Такова была история Сарапульского авиационного завода по постройке первого советского самолета большей грузоподъемности. А.Ф.Касаткина, |