Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 Путеводитель по фондам личного происхождения
 Центрального государственного архива

 

о путеводителе     содержание

ПРЕДИСЛОВИЕ

        

Предлагаемый вашему вниманию путеводитель посвящен фондам личного происхождения Центрального государственного архива Удмуртской Республики. Его целью является раскрытие состава и содержания документальных материалов фондов.

Архивным фондом личного происхождения (личным фондом) принято называть архивный фонд, состоящий из документов, образовавшихся в процессе жизни и деятельности отдельного лица, семьи или рода и являвшихся при создании их личной собственностью.

В основе собрания личных фондов ЦГА УР лежат личные и семейные фонды государственных и общественных деятелей, педагогов, писателей, ученых, краеведов, участников гражданской и Великой Отечественной войн. Материалы личных фондов ЦГА УР – это, прежде всего, документы советской и постсоветской эпох (1917-1990-е гг.). Но в целом ряде фондов (А.Н. Евдокимова,      С.Н. Миловского, А.В. Новикова, О.В. Севрюкова, А.И. Феликсова и др.) отложились документы о жизни и деятельности фондообразователей, их родственников, документальные коллекции более раннего периода: XVIII – начала XX в.

Путеводитель составлен в соответствии с «Методическими рекомендациями по работе с документами личного происхождения» (Москва, 1990). Сведения о документах личных фондов ЦГА УР даны в путеводителе по состоянию на 1 января 2001 г. Каждому фонду посвящена отдельная описательная статья. Описательные статьи расположены в путеводителе по алфавиту фамилий фондообразователей. Каждая характеристика фонда состоит из: фамилии и инициалов фондообразователя (или фамилии членов семьи, если это семейный фонд), справочных сведений о фонде (номера фонда, номеров описей, количества единиц хранения, крайних дат документов, наличия научно-справочного аппарата), биографической справки о фондообразователе, аннотации документов.

         Биографическая справка о фондообразователе содержит: фамилию, имя, отчество, даты жизни, указание на род деятельности, профессию или должность фондообразователя, ученые степени, звания, награды. Следует учитывать, что порой указание в биографической справке на профессию, специальность фондообразователя не означает, что документы по ней в фонде имеются. Сведения, установленные составителями, даны в квадратных скобках. Подробность справки зависит от степени известности фондообразователя. Даты жизни и смерти фондообразователя даны в круглых скобках; даты, установленные с известной степенью вероятности, представлены в квадратных скобках; там, где дата не установлена – вопросительный знак. В скобках также указаны псевдонимы поэтов и прозаиков. 

Аннотация документов содержит краткое описание состава и содержания документов. Степень ее подробности зависит от ценности отложившихся в фонде материалов  и значимости личности фондообразователя  в истории края. Порядок описания документов  в аннотации следующий:

-         материалы к биографии (личные документы, документы служебной и общественной деятельности);

-         материалы творческой деятельности фондообразователя (научные труды, литературные сочинения, нотные рукописи, проектная документация и т.д.);

-         переписка;

-         материалы о фондообразователе (статьи и воспоминания о нем, отзывы о его произведениях и т.д.);

-         материалы родственников фондообразователя;

-         материалы, собранные фондообразователем (рукописи других авторов, книги с дарственными надписями, различные коллекции);

-         изобразительные материалы (портреты, фотографии фондообразователя и других лиц, рисунки разных лиц).

Каждой группе документов соответствует отдельный абзац в аннотации. В семейных фондах документы каждого из фондообразователей описаны отдельно.

Материалы к биографии аннотированы по тематическим группам (если велик их объем) или по видам документов (если объем невелик). Внутри групп документы расположены по хронологии с указанием дат.

При описании творческих материалов писателей использован термин «рукописи», композиторов - «рукописи- ноты», художников – «рисунки». Термином «рукопись» в путеводителе обозначено одно произведение (роман, повесть, рассказ, исследование, статья, выступление, доклад и пр.) независимо от способа воспроизведения (автограф, машинопись, газетные вырезки и т.п.). Аннотирование рукописей, рисунков произведено по жанрам. Внутри каждой жанровой группы приведены названия наиболее значительных произведений с указанием дат. После аннотации рукописей (рисунков) указано их общее количество. При небольшом количестве рукописей (рисунков) описание их дано по хронологии, независимо от жанра. В этом случае после названия через тире указан жанр.

Переписка аннотируется в двух абзацах: письма фондообразователя и письма к фондообразователю. В конце каждого абзаца указано общее количество адресатов и корреспондентов. При упоминании о письмах от выдающихся корреспондентов перед крайними датами корреспонденций указано количество писем, полученных от данного лица.

Документы, собранные фондообразователем, аннотируются вслед за перепиской. Если объем собранных по определенной теме материалов велик, описание их дано в конце аннотации под заголовком «Коллекция».

Изобразительные материалы аннотируются в одном или нескольких абзацах в зависимости от объема. При аннотировании рисованных изображений фондообразователя указаны жанр, фамилия художника, дата исполнения и количество рисунков. При аннотировании фотографий фондообразователя указано индивидуальные они или групповые. Перед крайними датами дается общее количество фотографий. Фотографии других лиц аннотируются отдельным абзацем: при этом указаны даты фотографий и в конце абзаца - общее количество фотографий.

В сносках к аннотациям на личные фонды даются сведения о наличии документов фондообразователей в других личных фондах ЦГА УР или в иных государственных архивах.

При составлении справочника были частично использованы описательные статьи к 25 фондам, включенным в «Путеводитель по фондам ЦГА УР» (Ижевск, 1990). Большинство аннотаций полностью или частично переработаны: внесены уточнения, касающиеся количественных характеристик и хронологических рамок документов фондов, даны более подробные сведения о фондообразователях, составе и содержании документов фондов. Сведения о новых поступлениях в фонды также включены в путеводитель. 36 личных фондов ЦГА УР проаннотированы впервые.

В фондах писателей И.Т. Дядюкова, С.А. Самсонова,          П.М. Чайникова, педагога А.А. Поздеевой, артистов Агбаевых содержатся рукописи на удмуртском языке. В ряде фондов (Р.Д. Голдиной, А.Н. Евдокимова, Е.А. Никифоровой, Н.Ф. Рупасова,      А.И. Феликсова) имеются документы на иностранных языках: личные документы, письма зарубежных корреспондентов.

Собрание личных фондов ЦГА УР отличается большим разнообразием документальных материалов: это книги, статьи, очерки литературоведа З.А. Богомоловой, научные труды археолога, директора Института истории и культуры народов Приуралья         Р.Д. Голдиной, чертежи, эскизы проектов жилых, общественных и административных зданий архитектора В.П. Орлова, романы, повести, рассказы писателей П.Ф. Куляшова, П.П. Любомирова,     С.А. Самсонова, документы служебной и общественной деятельности репрессированных советских и партийных работников А.Я и Е.Е. Вьюговых, председателя Верховного Совета Удмуртской АССР А.В. Караваева, министра просвещения УАССР, ответственного секретаря Удмуртского республиканского комитета защиты мира Е.А. Никифоровой, хирургов, ректоров Ижевского государственного медицинского института А.М. Загребина и Н.Ф. Рупасова, воспоминания участника  советско-финской войны 1939-1940гг. А.М. Беляева, инженера-конструктора стрелкового оружия           В.П. Кавер-Камзолова, Героя Советского Союза, участника Парада Победы в Москве 1945 г. Г.С. Томиловского, фронтовые письма ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Н.Г. Луковникова и др. Интересные коллекции документов собраны А.П. Кузнецовым по истории формирования и о боевом пути 313-й Петрозаводской стрелковой дивизии, А.В. Новиковым – по истории г.Ижевска, о развитии автомотоспорта, дореволюционных изданий книг, газет и журналов,  В.И. Пролеевой – о родословной П.И. Чайковского, О.В. Севрюковым – по истории края, об артистах советского и зарубежного цирка, Ф.И. Соколовым – по истории Дворца культуры «Ижмаш» и его самодеятельных коллективов, В.Ф. Татариновым - о ЧК и милиции республики и др.

В ряде фондов отложились документы, личные архивы других лиц: в фонде И.Т. Дядюкова – письма Героя Советского Союза   С.С. Фионина, в фонде А.П. Кузнецова – коллекция А.Г. Пегушина о революционном движении и гражданской войне на Урале, в фонде И.Г. Кулемина – материалы о бойцах 28-й стрелковой дивизии В.М. Азина, собранные Военно-научным обществом при Военном комиссариате Удмуртской АССР, в фонде А.В. Новикова - личные документы, блокноты В.Я. Новикова - сотрудника ВЧК, участника Великой Отечественной войны.   

К путеводителю составлен справочный аппарат: оглавление, список сокращенных слов, именной и предметно-тематический указатели к документам личных фондов ЦГА УР, список фондов, поступивших в архив и не прошедших научно-технической обработки. Указатели, в отличие от традиционных, содержат отсылки не к статьям путеводителя, а к документам личных фондов.

 

 

Hosted by uCoz