Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

  Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

 

ОТДЕЛ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
АДМИНИСТРАЦИИ МАЛОПУРГИНСКОГО РАЙОНА
УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
МОУ ДОД МАЛОПУРГИНСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

 

РОДОСЛОВНАЯ РУСАЕВЫХ В КОНТЕКСТЕ

ЭТНОКУЛЬТУРЫ УДМУРТОВ

 

Автор работы: 
Русаева Альбина,
учащаяся 10 класса,
МОУ СОШ с. Яган – Докья 
Малопургинского района
Удмуртской Республики 

Руководитель: Посадова 
Людмила Михайловна,
учитель высшей категории
МОУ СОШ с. Яган – Докья 
Малопургинского района
Удмуртской Республики 

 

Содержание

Введение
Глава 1. В мире имен
Глава 2. Древний род Русаевых
Глава 3. Имянаречение в роду Русаевых
Глава 4. «Яган-базар» - одно из этнокультурных 
достояний ягандокьинцев и моего рода
Заключение
Примечание
Использованная литература
Приложения

 

Введение

Родина! Какое теплое, милое слово. Родина у нас одна, но в ней у каждого есть свой скромный уголок, с которого она начинается. 

Жизнь человека – широкая дорога, по которой он движется вперед к намеченной цели. У кого-то это власть, у кого-то слава, у кого-то деньги, а у некоторых просто счастье у семейного очага с большой родней. Сколько людей – столько и стремлений. Однако у любого человека наступает период, когда нужно обернуться назад, когда нужно узнать что-то большее о своем прошлом: откуда пошел твой род, кто они, твои родственники, как их величали и почему об этом нужно знать... Ведь это целая история – часть культуры моего народа. 

Но не каждый из нас видит в истории полезные уроки, потому что «дела дано минувших дней» зачастую кажутся нам далекими и не касающимися нас, детей XXI века. Но мне кажется, что это мнение ошибочно: мы напрямую касаемся истории, а она, в свою очередь, влияет на наши судьбы. Любой человек, будь-то богатый или нищий, президент или дворник, вписывает свое пусть не всегда громкое слово в летописи времен. Осознать это мне помогло занятие родословной. Удивительно, но простое увлечение постепенно переросло в нечто большее: занимательные рассказы из жизни моих бабушек и дедушек превратились в длительную цепочку, где каждое звено - человек своей эпохи. 

Изучением своего рода я занимаюсь около четырех лет. За это время были сделаны следующие доклады, сообщения: 

«Мы - Русаевы»1 – с таким сообщением я выступила на школьной конференции, которая была посвящена здоровому образу жизни. Там я рассказывала о том, что изучение рода Русаевых привело меня к уникальному маленькому открытию. Оказалось, что только в моем классе из рода Русаевых учатся семь человек, двое из которых тоже занялись изучением родословной;

«Моя родословная» - визитная карточка чеберины из рода Русаевых, в котором я представила традиции, увлечения, стремления семьи Анатолия и Людмилы Русаевых;

«Гордиться своими предками не только можно, но и должно…» - исследовательский труд, представленный на районную олимпиаду по краеведению (в 2003 – 2004 учебном году), где я рассматривала четыре ветви родословной от Якова, изучала линию моего прадеда Русаева Никиты Емельяновича и дала начало летописи родословной «Русаевы», которая изучена в своем развитии на семь колен в глубь и насчитывает свыше четырехсот человек;

«Древний род Русаевых из села Яган - Докья Малопургинского района» - сообщение о малоизвестном роде Русаевых, тесно связанным с историей не только Удмуртии, но и с Ленинградом, Киевом, Орлом…Такое небольшое исследование я представила на республиканском туристско - краеведческом лагере в селе Болгуры Воткинского района в июне 2004 года, а также на научно-практической конференции в гимназии имени Кузебая Герда, находящейся в городе Ижевске;

«Письмо ветерану» - где в традиционном эпистолярном жанре я изложила своему дедушке Никите - участнику Великой Отечественной войны, который погиб под Ленинградом в 1943 году, о своих увлечениях, исследовательской работе, посвященной роду Русаевых (Приложение 1).

Дальнейшие мои поиски по теме «Род Русаевых» привели меня к изучению, расшифровке имен нашего древа и поэтому мне захотелось заняться интересной наукой антропонимикой, которая является одной из основных областей ономастики, изучающей имена (фамилии, отчества, псевдонимы, прозвища) людей.

Целью данной работы является изучение рода Русаевых, линии моего прадеда - Никиты, традиций обрядов, праздников («Яган-базар»), а также поверий, связанных с наречением имени в крестьянских семьях удмуртов - моих дедов и прадедов.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- изучить науки, которые помогут выявить формирование имен;

- выявить источники, содержащие информацию о представителях рода Русаевых, а также документы, имеющие сведения об именах;

- выявить, формирование имен в роду;

- поиск современных носителей, повторяющихся имен по мужской линии роду Русаевых.

Предметом исследования является древнейший род Русаевых из села Яган-Докья. 

В работе использованы следующие методы: ознакомление с историей и теорией генеалогии, антропонимики, ономастики, поиск и изучение источников, содержащих в себе информацию об именах, подбор и изучение специальной литературы, интервьюирование родственников, консультации со специалистами: языковедами и ведущим этнографом Удмуртии, профессором УдГУ – Владимиром Емельяновичем Владыкиным, уточнение, дополнение, изучение имен в родословной Русаевых.

Реализовать же поставленную цель помогли следующие источники:

Письменные: архив семьи Русаева А.Н., Русаева В.Н., Русаевой Н.Н., Русаева М.М., публикации периодической печати, документы из архива Бурановского сельского Совета и ЦГА УР, статистический отчет Малопургинского ЗАГСа за 2006 год. 

Изобразительные: фотографии семейных архивов, опубликованные фотографии.

Устные: воспоминания Русаева А.Н., Русаева В.Н., Русаевой Н.Н., Кузнецова С.Н.

Новизна моей работы заключается в предоставлении малоизвестного рода Русаевых, как части истории народа, как представителей народности - удмуртов.

Актуальностью моего исследования является установление связи поколений через имянаречение, как традиционного способа сохранения национальной культуры, в память уважения и преклонения каждому имени, каждому подвигу Солдата на войне.

 

Глава I. В мире имен

«Из людей никто не бывает безымянным» (Гомер «Одиссея»)

Мир, в котором мы живем, можно назвать миром имен и названий. Собственные имена привлекли мое пристальное внимание, изучая историю своей семьи, своего рода Русаевых из Удмуртии.

Возникновение имен, значение и смысл, связь с историей (родовое имя), с мировоззрением и верованиями людей, с окружающей природой, а также, изменения (или сохранения), происходившие с ними на протяжении разных эпох, заинтересовало исследователей разных научных дисциплин (этнография, лингвистика, история, литература, семейное право…).

В науке о языке существует специальный раздел, направление исследований - ономастика (с греч. оnomastike - «искусство давать имена»)2. Одновременно ономастикой называется и вся совокупность собственных имен. К ним относятся имена личные, отчества, фамилии, прозвища людей, клички животных, названия городов, рек, морей, стихийных бедствий, небесных тел…

Собственные имена же, относящиеся только к человеку, называются антропонимикой (с греч. antropos - «человек», опота - «имя»). Термин этот впервые предложил португальский лингвист Ж. Лейте Васконсельва в 1887 году.

Имена людей - это целая история народа, неотъемлемая часть национальной культуры. Ученые установили, что в именах отражаются быт, верования, чаяния, фантазия, художественное творчество, этноязыковые связи с другими народами.

Антропонимы представляют собой ценный источник изучения рода, его носителей.

Первые записи личных имен удмуртов появляются в середине 16 века. В Жалованной грамоте удмуртам Сырьянской волости Слободского уезда Вятской земли от 25 февраля 1557 года о представлении им за принятие христианства трехлетней льготы, перечисляются имена и фамилии глав 17 семейств. Известны также имена нескольких Арских князей, упоминаемых в русских летописях в связи с разгромом Казанского ханства.

Вопросами изучения имен удмуртов интересовались и собирали, публиковали Б. Гаврилов, В. Бехтерев, Г. Верещагин, Н. Первухин, И. Смирнов, Б. Мункачи, К. Герд, В. Владыкин…

Некоторыми из ученых (К. Герд, Т. Тепляшина) составлен имменник, где происхождение имен дают интересный материал и для нас, молодого поколения.

Собран в последние годы богатый материал о том, какие раньше у удмуртов существовали поверия, связанные с наречением имен:

1. Имя давалось бабкой-повитухой (удм. гогыясь), обычно в бане, поэтому их называют банными именами (удм. мунчо ним). Так новорожденный нарекался языческим именем, а через несколько дней его крестили. В церкви ему присваивали христианское имя (второе имя).

2. Имя нарекалось жрецом.

3. Ребенка называли именем первого вошедшего в избу.

4. Мать с ребенком выходили на крыльцо и называли младенца именем первого попавшегося на глаза предмета.

5. Имя присваивали родители. Они брали имя всеми уважаемого, трудолюбивого, доброго человека.

6. Самого младшего члена семьи просили назвать какое-нибудь имя, которое и присваивали младенцу. 

Из всех вышеперечисленных обрядов наречения лишь два последних дожили до нас. Имена прадедов, прабабушек мы знаем сегодня в большинстве случаев по церковным книгам, из документов. Это христианские, церковные имена (вторые). Встречается второе имя и в тех случаях, когда настоящее имя табуировано от злых духов, от нечисти, во избежание болезней, сглаза.

Изученные работы по ономастике показывают, что в старину при общении имена редко употреблялись, так как считалось не этичным обращаться к человеку его именем, зная терминологию своего родства (кен, атай, нюню, апай…)

Многие обычаи, обряды и поверия уже не встречаются у удмуртов. Более же самобытным является обычай наречения имени, почитания имени в роду по мужской линии.

 

Глава II. Древний род Русаевых

Русаевы - древний род села Яган-Докья, восходящий примерно к древним родам – жителям, основавшим селение у родника Бадзым ошмес более 600 лет назад.
Изучение моего рода начинается с - Якова Русаева. У него было 3 сына (Виссарион, Степан, Петр) и дочь Анна. Моя родословная продолжается по линии Степана, который имел 2 сыновей (Андрей, Емельян) и дочь Афимью. Следующее поколение рода Русаевых продолжает Емельян (сыновья Иван и Никита), который приходится отцом моего прадедушки Русаева Никиты Емельяновича. Он оставил потомство в лице сына Виктора и дочери Нины (это моя бабушка, мать моего отца Анатолия).

В изучении моей ветви, ветви Никиты, огромную помощь мне оказали родственники, рассказы которых послужили базой для составления собственной родословной. Однако самым любимым материалом для исследований всё же явились фотографии, которые открыли мне много нового, неизведанного, интересного. Благодаря ним, я не только познакомилась с внешним обликом прадедов, но и получила возможность уточнить в рассказах родственников некоторые факты из их биографии, больше узнать об их повериях, традициях, в целом, о культуре моего рода.

Особенно дорогими для меня являются воспоминания родных о прадедушке Никите, которого называли Микта, Миктаагай. Никита Емельянович Русаев родился 22 мая в 1912 году и пережил много событий происходящих в стране: революцию, гражданскую войну, голод, разруху, образование и становление МТС (Приложение 2,3). С теплотой вспоминала его жена, моя прабабушка Пелагея Григорьевна о нем. Эти воспоминания мне передал мой отец: «Он был очень умным, тактичным, работящим мужем, выучился и работал механиком в МТС в д. Кечёво Малопургинского района (Приложение 4).

Он был отличным специалистом (единственным механиком в колхозе) и его держали на броне. И лишь в 1943 году забрали на фронт под Ленинград. «В бою с врагами за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, он был убит 29 февраля 1943 году и похоронен в 1,5 км. дер. Козлово Старо-Русского района Ленинградской области» (Приложение 5). Так погиб в расцвете сил кормилец семьи Русаевых. В год 60-летия Победы над фашизмом мы вновь и вновь вспоминаем, о воинах, чей ратный подвиг подарил нам сегодняшнюю жизнь. Я с гордостью осознаю на уроках истории, литературы, во время просмотра фильмов, телепередач о войне, что и мой прадед вложил самое дорогое в Победу на этой войне - жизнь. И мое поколение помнит и чтит об этом.

Трудно пришлось в военные суровые годы моей бабушке Нине и её брату Виктору, которым было всего 4 и 2 года. 

Виктор Никитьевич родился в 1941 году в селе Яган-Докья Малопургинского района в тяжелые годы войны (Приложение 6). Но, несмотря на трудности послевоенного периода, ведь он был единственным мужчиной в семье, выучился и получил высшее образование, а в последующие годы звание ученого-агронома, и начал работать на своей родной земле - в совхозе с 1960 года до пенсии (2001 год). Нет в совхозе человека, который бы не знал такого доброго, отзывчивого, трудолюбивого, уважающего свой труд и народ, ведущего здоровый образ жизни, спортсмена, труженика, семьянина Виктора Никитьевича. Его награды лишь за последние годы говорят об этом: 

- в 1979 году присвоено почётное звание заслуженного агронома УАССР; 

- в 1991 году Почетная грамота в связи 50-ем со дня рождения;

- в 2001 году Почетная грамота в связи 60-ем со дня рождения;

- в 2001 году Почетная грамота в связи с 70-ем совхоза; 

- в 2003 году Почетная грамота Министерства сельского хозяйства Российской Федерации за многолетний и добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса (Приложение 7).

Виктор Никитьевич – обладатель многочисленных грамот за спортивные достижения (бег, лыжи), в нашем селе, в районе и в республике. Одна из трудных, но почетных – награда за III место в республиканском пробеге (3 км.) от 27 сентября 2003 года.

Каждодневные пробежки и ходьба к роднику Бадзым Ошмес за ключевой водой дают не только физическое, но и душевное богатство этому человеку. Поэтому Виктор Никитьевич стал героем поэмы «Турнан дыр» («Время сенокоса») известного журналиста, нашего земляка, Виктора Ивашкина (Приложение 8).

Достойными продолжателями рода Русаева В.Н. являются его сыновья: Слава, Юра, Герман. Все они получили высшее образование и любят спорт, а младший сын Герман, стал известен в городе Орел, где получил в 2003 году звание мастера спорта. У Виктора Никитьевича четыре внука – четыре продолжателя рода. Это разве не гордость семьи!

Моя же бабушка Нина, старшая дочь Никиты (1939 года рождения), живет сейчас в деревне Аксакшур Малопургинского района (Приложение 9). Находится на заслуженном отдыхе – пенсии. Всю жизнь проработала на своей родной земле – в животноводстве. И детей (а их у неё пятеро, три сына из них) приучила любить сельский труд. Старший сын бабушки Анатолий

– это мой папа. Он живёт в селе Яган-Докья. Мой папа почитает семейные традиции, гордится своим родом и своей красивой и редкой фамилией.

Об истинном происхождении фамилии Русаев помог определить документ, обнаруженный в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики (Приложение10). Это была метрическая книга записи родившихся, бракосочетавшихся и умерших по приходу Свято-Троицкой церкви села Бураново Сарапульского уезда Вятской губернии за 1912 год о рождении 22 мая 1912 года Никиты. Родители: «Деревни Ягана крестьянин из вотяков Емельян Степанович Урсаев и законная жена его Акилина Павлова оба православные. Священник Григорий Верещагин». Значит, родился Никита от Емельяна Степанова сына по фамилии Урсаев. Все данные по метрической книге и воспоминания родственников сходятся, кроме фамилии «Урсаев». Сегодня дети, внуки, правнуки Никиты имеют фамилию Русаев, а фамилия «Урсаев» не существует в нашем селе и в районе. Возможны несколько версий об изменении этой фамилии. 

Служащие церкви могли не так услышать фамилию родителей Никиты, которые пришли крестить ребёнка. Но эта версия может оказаться не совсем верной, потому что священником был сам Григорий Верещагин, который был в то время учителем церковно-приходской школы, то есть человек один из грамотных и образованных в деревне, имеющий аккуратный, разборчивый почерк, которым лично заполнял записи в метрической книге (рассмотрены метрические книги с 1807 года по 1920 год).

Этому свидетельствует и другой документ о существовании фамилий «Русаев» и «Урсаев» (Приложение 11). При бракосочетании Ивана Урсаева с Наталией Чушъяловой, поручителями, которых были Семен Урсаев, Михаил Болотов (по жениху), Карп Русаев (по невесте). 

Таким образом, фамилия «Урсаев» существовала, так как дважды (метрическая книга 1912 год, 1920 год) священники ошибиться не могли. 

Значит, фамилия «Урсаев» могла быть изменена в советский период при получении других документов или по аналогии русских фамилий: Русинов, Русаков, Русских.3 

 

Глава III. Имянаречение в роду Русаевых

В ходе поиска и дополнения новых фактов в родословную Русаевых, мне удалось выявить, что обычаям и традициям в роду придают большое значение, в том числе и такому обряду, как имянаречение.

Как и в большинстве в своих семьях удмурты старались сохранить имена по мужской линии (имя отца, дедушки, прадедушки). И в нашей семье, когда родился сын, а это случилось через 5 лет после моего рождения, мои родители сразу нарекли его именем Никита, то есть именем прадеда, оберегая и любя его. Так же мои близкие родственники - семья Михаила (четвертый ребенок бабушки) моего двоюродного брата назвали – Никитой (Приложение 12, 13)

Имя Никита в книге «Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздников»4 с греческого означает победитель. О наличии этого имени уже в XVII веке среди удмуртов зафиксировал Атаманов М. Г.:

Никита м., (> удм. Микта, Микток), сев. (1678), южн.(1716), средн. (1716) закамск. (1850г.) < рус. Никита, < греч. Nikao «побеждать»5 

Имя Никита носили: Никита-кожемяка - герой русских былин, Никита Демидов - тульский купец, основатель металлургических заводов на Урале, в том числе в Ижевске и Воткинске, Никита Панин – дипломат, государственный деятель, Никита Александрович – сын великого князя Александра Михайловича Романова, Никита известен в народе, как святой – преподобный, хранитель от пожара и молний, «Никита-Гусятник» - церковный праздник. 

Значит, имя моего брата Никита – очень много значимое имя для нас, родственников, которое выбрано неслучайно, а достойно - в честь прадедушки, сохраняя, таким образом, имя по мужской линии, а также оберегая и почитая его имя, как солдата-защитника погибшего на войне. Имя Никиты – победителя будет оберегать наш род от всех невзгод, неурядиц, войн. 

О наличии подобных примеров наречения имени свидетельствует и родословная Михаила (Приложение14,15). Михаил м., (>удм. Мики, Микаль, Микаля, Микайло, Миши, Миша), сев. (1678), южн. (1716) средн. (1716), завятск. (1716), закамск. (1850) < рус. Михаил < др. – евр. Mikael «богоподобный», «могучий», «умный», «прекрасный» 6. Михаил Михайлович имел 9 детей: 4 сына, 5 дочерей. В семьях четверых сохранено родовое имя Михаил. При беседе с молодыми отцами выявлено, что в выборе имени для сына им помогли родственники, упомянув имя прадеда или других близких родственников таким именем.

Среди имен родственников несколько нетрадиционным считается культ «оберега», то есть скрытия личного имени, которое служило у древних удмуртов во избежания болезней, сглазов, злых духов и врагов.
Так имя Русаева Германа Васильевича табуировано из-за того случая, что он, заблудившись в местном лесу некоторое время, был потерян семьёй. Поэтому его подлинное имя Николай родные спрятали от злых духов. Сегодня мы обращаемся к нему как «дедушка Герман», дедушка моей одноклассницы и родственницы Гали Алексеевой. 

Интересен собранный материал по именам по Бурановскому сельскому Совету села Яган-Докья. По статистике специалистов Малопургинского ЗАГСа (от 17 января 2005 г.) в Яган-Докье, как и в предыдущие годы, рождение мальчиков преобладает: из 18 новорожденных 11- мальчиков, 7 девочек.

Установился довольно постоянный ассортимент употребляемых имён. Самыми распространёнными именами среди мальчиков - продолжателей рода являются: 

 
1 Иван  5 Артём 9 Николай
2 Александр 6 Максим 10 Кирилл
3 Никита 7 Илья 11 Дмитрий
4 Антон 8 Даниил  12 Роман

А в 2006 году органами ЗАГСа Удмуртской Республики установлено, что самыми востребованными мужскими именами по-прежнему остаются Никита (519), Кирилл (437), Максим (390) (Приложение 16). Встречаются и одинаковые имена отца и сына, т.е. в имянаречении среди населения нашего села бытует и родовое имя (Иван Иванович, Илья Ильич.)

История имён, имянаречение развивается на протяжении веков и продолжает свою эволюцию, отражая при этом некоторые стороны бытового уклада, мировоззрение народа, связь с поколением, представляя, таким образом, ценный источник изучения истории своего народа, рода, семьи.

Занятие родословной помогло мне «открыть дверь» в увлекательный мир истории. Я стала заниматься этой наукой, интересоваться научно-популярной литературой. И благодаря этим целенаправленным увлечениям уже второй год занимаю призовые места на районной олимпиаде по истории (I, II место).

 

Глава IV. «Яган-базар» - одно из этнокультурных достояний ягандокьинцев и моего рода 

Изучая свой род в эпоху этнокультурной глобализации очевиден повышенный интерес к прошлому – моему народу, роду Русаевых, к его культурным ценностям. 

Часто назревают вопросы – откуда, как, почему живут одни праздники, обряды, другие же трансформируются и начинают жить в другом облике, а то и исчезают. 

Познакомившись с национальными праздниками, обрядами моего рода Русаевых в контексте традиционной культуры удмуртов,7 прежде всего, необходимо обратить внимание на те праздники (подразумеваем обрядовые праздники, обычаи), которые берут корни с древнейших времен. 

Чему они способствовали, какова их роль, функция и характерные черты в системе жизни моего рода, нашей семьи – такова цель дальнейшего исследования.

Поэтому в задачи моей работы войдут все вопросы, проблемы, связанные с самым ярким и древнейшим праздником – «Яган - базар»:

- анализ праздника, обычая «Яган-базар», как феномена культуры в нашу эпоху, то есть редкого, необычного, чувственного в познании;

- выявление роли и функций «Яган - базара», как аграрного праздника;

- разбор праздника в комплексе с его ритуальными и праздничными компонентами (имеется в виду осовременивание). 

В качестве объекта исследования выступает удмуртский народ Яган-Докьи, а предметом – род Русаевых, моя семья. 

Классифицируя праздники, обычаи, соблюдаемые и проводимые моими бабушками и дедушками, устанавливаем, что «Яган-базар» проводился в самый ответственный момент жизни крестьянина, когда жатву к этому дню заканчивали, снопы складывали в суслоны на дозревание. По рассказам Русаева Михаила Михайловича, представителя рода Русаевых,9 прожившего около ста лет, до сих пор вспоминают положительный пример о том, что приходилось работать всей семьей, даже ночью, чтобы не опозориться. 

Если какое-то уважаемое в деревне хозяйство по каким-то уважительным причинам не успевало закончить жатву, собирать в снопы и укладывать в суслоны на дозревание до базара помогали родственники и близкие. 

Убирать урожай помогали и ленивой семье, но уже после базара. Это считалось уже вроде насмешки. Общественность требовала спасти урожай. Бывали и такие случаи. В хозяйстве планируется проведение свадьбы, но оно по каким-то причинам к этому дню жатву не заканчивает. Тогда вновь соседи и другие родственники приходят на помощь. Вдоль дороги собирали снопы и укладывают в суслоны. А участки, которые подальше от дороги, остаются неубранными. Свои, деревенские, знают об этом, а жители соседних деревень, которые едут на «Яган-базар», судят по увиденному. Значит, урожай в основном собран и стоит об этом вместе порадоваться, собраться, угоститься в честь этого. 

Празднику предшествовала и очень тщательная подготовка. Бабушки вспоминают, что кругом подметали улицы и дворы, убирали разный хлам, проводилась тщательная уборка в домах и дворах. На улице, даже у вновь строящихся домов, убирали стройматериалы во двор, так как приезжало очень много людей, и ничего не должно было им мешать. То есть нельзя было опозорить себя и деревню.

А как же проводился этот праздник? 

На «Яган-базар» приезжали со многих сел и деревень Малопургинского района и даже из населенных пунктов из-под Ижевска. Добиралось немало людей на лошадях. 

В этот торжественный момент умолкали на часовне колокола, которые били с утра пораньше, извещали о базаре. На куполе часовни висело два колокола. Один большой, другой маленький. Один из колоколов помнят многие жители Яган-Докьи. Вплоть до начала Великой Отечественной войны этот колокол висел на пожарной вышке в центре поселка. Затем на колхозном дворе. После проведения этого религиозного ритуала начинались праздники по домам. 

На площади около храма устраивали настоящий базар. Торговали дарами природы. Около часовни по обеим сторонам улицы приезжие из других деревень и сел, а также местные жители приводили лошадей, ждали, когда выйдут из часовни священнослужители и начнут проводить ритуалы. А в чем заключались эти ритуалы? Только 31 августа, один день в году (Фролов день называется на Руси), в часовню приезжали церковные служители, а в остальные дни часовня была закрыта. Приносили из большого ключа, что был неподалеку, воду в часовню и этой святой водой из ведра обыкновенным веником обрызгивали лошадей. Почему же именно лошадей?

Обрядовое действие с лошадью составляло основную часть праздника «Яган-базар». Наверное, потому что лошади не только в Удмуртии, на Руси, но и во многих других странах издревле в почете. Еще В.О. Виттом была высказана мысль, что ритуальным животным становится в первую очередь то, которое играет определяющую роль в экономике. И действительно, лошадь была незаменимым помощником в хозяйстве наших предков. Да и в настоящее время мы часто прибегаем к помощи этих животных. 

А сколько примет, пословиц и поговорок связано с лошадьми. Вот лишь некоторые из них. Царство без грозы – конь без узды; счастье не конь – хомута не найдешь; на коне сидит, а коня ищет.

Лошадь вдохновляла многих поэтов, писателей, поэтов, художников, скульпторов. Этих животных рисовали такие русские художники как Н.Г. Сверчков, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.Д. Поленов, В.С. Суриков…

Также удмуртский художник - график Гарипов М.Г. многие свои иллюстрации посвятил изображению коня. Самые значительные в книге – «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа». Замечательные скульптуры коня оставили Клодт, Лансере, Либерих. Все эти работы собраны в различных музеях. Такая слава определена в истории благородному животному – лошади. И это отрадно. Поэтому мой народ, мои прадедушки и прабабушки знали, чтили праздники в честь коня. И именно поэтому праздник «Яган-базар» существует, ежегодно проводится и в наше время. Исключением не стало и 31 августа 2006 года (Приложение 17). 

В этом году с большим энтузиазмом включились в организацию и проведение праздника, как постоянные жители и уроженцы, так и почитаемые люди села: известный в республике радиожурналист, поэт Виктор Михайлович Ивашкин, староста деревни Русаев Виктор Никитьевич, ветеран войны и труда, увлеченный краевед Ивашкин Арсений Кириллович и многие другие (Приложение 18). 

Праздник, как и ожидали, по-старинному обычаю начался с молебна на месте старой часовни по улице Школьной: освящение воды из родника «Бадзым ошмес» и освещение этой водой лошадей, каши, ухи, стряпни, нового урожая (мед, яблоки, ягоды, грибы…). Целительную силу воды из родника наши жители знают издавна, поэтому святую воду смогли взять домой все присутствующие (Приложение 19). 

Оберегая святое место, где каждый год проводится праздник, в знак любви к нему люди удивительно ярко нарядили свою улицу предметами народного творчества: вышивками, полотенцами, коврами. 

Как полагается, на празднике были гости. Это – пуроможгинцы, кечевцы, горожане. Своими старинными и гостевыми песнями одарили присутствующих и гости, и наши хоровики-ветераны (Приложение 20). Были на празднике и дети, что говорит о тесной связи поколений. 

Праздник прошел просто замечательно! Его атмосфера, дошедшая до нас из глубинки, сблизила всех. Ведь носителями культуры должен стать каждый из нас. Поэтому В.М. Ивашкин вышел с предложением, чтобы этот праздник стал днем встречи, днем нашего села для всех уроженцев Яган-Докьи, где бы они ни проживали! 

 

Заключение

Зная историю семьи, изучив некоторые факты из жизни старших поколений, их традиции, стремления, мечты…, новый представитель рода волей или неволей будет стремиться сохранить эти традиции, а люди прошлого станут ему ближе и понятней. Мне очень приятно, когда я почувствовала себя звеном в единой цепи родословной, начала понимать свою ответственность за будущее поколение. И это очень важно сегодня, когда часто меняются ценности жизни.

В процессе исследования мне удалось не только собрать и сгруппировать разрозненные сведения, но и самостоятельно раскрыть несколько тёмных пятен в своей родословной (о фамилиях), а так же реализовать цель, поставленную в этом году: дополнить страницы родословной семьи Русаевых, моего прадеда Никиты Русаева, о почитании традиций, связанных с именем, имянаречением и с изучением наиболее древних праздников, которые сохранены сегодня.

Изучив русские и удмуртские именники, энциклопедии, словари, мной были сделаны следующие выводы:

1. Называют родовым именем по мужской линии своих детей, значит, помнят свой род не в одном или трех коленах, а более, создавая тем самым ореол почитаемости, оберёга вокруг имени, святости.

2. В современных именниках встречаются имена в честь дедов, погибших на войне (Никита, >удм. Микта, Миктаагай).

3. Немаловажный фактор имеет и значение имени (Никита <с греч. «победитель»).

А, участвуя в праздниках («Яган-базар»), сохраненных из глубины веков, мы осознаем связь с древностью, со своими корнями. Сама атмосфера дружелюбия, угощения, встреча с родственниками, односельчанами, дает нам положительную энергетику, наполняет верой в лучшее, ведь сохраняя древнее, мы богаче сегодня. 

Таким образом, изучение своей родословной – это великая радость творческого труда, которая окрыляет духовно и дает возможность почувствовать себя человеком с большой буквы, взрослым. Кто чтит предков, тот не окажется забытым потомками. Такую великую силу дает изучение своего генеалогического древа.

То, с чем я познакомилась, вызывает у меня чувство гордости и эмоциональное восприятие. Пройден ещё один этап работы, но расставаться со своей родословной ещё рано. Летопись моего рода, как и история страны, продолжается, и ещё много глав о роде Русаевых будет написано. Кроме этого в этом году мне удалось осуществить ещё одну перспективу – создать слайды на тему «Мы - Русаевы».

Перспективы работы над темой:

-продолжить исследование по изучению рода Русаевых, представителей рода, носителей культуры разных эпох;

-дополнить родословную новыми именами, связанными с историей;

-обобщить полученный за четыре года материал и к своему выпуску (11 класс) пополнить портфолио полученными результатами; 

-вовлечь в эту серьезную и увлекательную работу и других представителей рода Русаевых. 

 

Примечание 

1. Русаева А. А. «Мы – Русаевы» // Маяк – 2004 – 7 мая

2. Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988. с. 102 – 123

3. Унбегаун Б. О. Русские фамилии. Москва, 1989. с. 109 - 112

4. Решетников Н. И. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздниках. Москва – Париж, 2002. с. 290 – 293

5. Атаманов М. Г. Удмурт нимбугор. Словарь личных имен удмуртов. Ижевск, 1990. с. 258

6. Там же. с. 266

7. 

8. 

9. Е. Ивашкина, Э. Русаева. «Яган-докья в прошлом (по воспоминаниям Русаева М.М.)» // Маяк – 1990

 

Использованная литература

Атаманов М. Г. Удмурт нимбугор. Словарь личных имен удмуртов. Ижевск, 1990
Атаманов М. Г. Удмуртская ономастика. Ижевск, 1988
Верещагин Г. Е. Этнографические очерки. Кн. 2, выпуск 1. Ижевск, 2000 
Владыкин В. Е. Христолюбова Л. С. Этнография удмуртов. Ижевск, 1997
Генеалогия в России // Энциклопедия для детей: История России и ближайших соседей. Т. 5. Ч. 1. – М.: Аванта +, 1995 
Горбаневский М. Е. В мире имен и названий. Москва, 1983
Ивашкин В. М. Турнан дыр. Ижевск, 2000
Никитина Г. А. Народная педагогика удмуртов. Ижевск, 1997 
Никонов В. А. Ищем имя. Москва, 1998
Никонов В. А. Словарь русских фамилий. Москва, 1993
Решетников У. К. Русские имена в исторических лицах, церковных и народных праздников. Москва – Париж, 2002
Рыкова О. В. «Чувство рода – доброе чувство, чувство историческое» // Отечество: Краеведческий альманах. – М.: Профиздат, 1993
Удмуртская республика. Энциклопедия. Ижевск, 2000 
Удмурты: историко-этнографические очерки. Ижевск, 1993 
Унбегаун Б. О. Русские фамилии. Москва, 1989
Христолюбова Л. С. Калык сямъёсты чакласа. Ижевск, 1995
Христолюбова Л. С. Семейные обряды удмуртов: Традиции и процессы обновления. Ижевск, 1984 

 

Респонденты

Ивашкин Виктор Михайлович
Кузнецова Светлана Николаевна 1965 г. р., заведующая д/с «Колосок», с. Яган-Докья Малопургинского района
Русаев Анатолий Николаевич 1960 г. р., товарный оператор «Белкамнефть», с. Яган-Докья Малопургинского района
Русаева Валентина Ивановна 1948 г. р., пенсионерка, с. Яган-Докья Малопургинского района
Русаев Виктор Никитьевич 1941 г. р., пенсионер, с. Яган-Докья Малопургинского района
Русаева Нина Никитьевна 1939 г. р., пенсионерка, д. Аксакшур Малопургинского района 

 

Периодическая печать

Баймурзин В. Н. «Туристско-краеведческий лагерь в селе Болгуры» // Маяк – 2004 – 23 июня

Русаева А.А. «Мы – Русаевы» // Маяк – 2004 – 7 мая 

Е. Ивашкина, Э. Русаева. «Яган-докья в прошлом (по воспоминаниям Русаева М.М.)» // Маяк – 1990

 Приложения

 
Единственная фотография прадеда -Русаева Никиты Емельяновича, который погиб в 1943 году под Ленинградом Свидетельство Русаева Никиты Емельяновича об окончании курсов механиков МТС (Машинотракторная станция), 1939-1943 гг.
Семья Русаева Виктора Никитьевича. 1 ряд(слева направо): В.Н.Русаев, жена -Русаева В.И., сын Вячеслав. 2 ряд (слева направо): сын Юрий, сын Герман
Русаева Нина Никитьевна, д. Аксакшур, 1980 год. Единственная дочь Никиты Емельяновича Русаева и мать Анатолия Николаевича Русаева, то есть моя бабушка Семья Михаила Русаева -третьего сына Русаевой Н.Н.Слева направо: второй в первом ряду -Никита. Аксакшур, 2005 год
Семья Анатолия Русаева -первого сына Русаевой Н.Н.Слева направо: второй в первом ряду -Никита. Яган-Докья, 2003 год

"Яган-Базар"-один из почитаемых обрядовых праздников нашего села и рода Русаевых

 

Патриоты своей малой Родины -активные участники праздника -это Диреева Н.Т., Ивашкин А.К., Ивашкин В.М.

 
 

Освящение лошадей, воды, каши, нового урожая -обязательный ритуал праздника "Яган-Базар"

 

Хоровики -ветераны на празднике "Яган-Базар"

 

 

Другие работы

 

Hosted by uCoz