Архивная
служба Удмуртской Республики |
|||
Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства | |||
Исследовательская работа. Дом и человек.
Минибаева Раушания Научный руководитель: ПЛАН I. Введение; Уважение к минувшему – вот черта,
ВВЕДЕНИЕ Исторический процесс – это жизнь человечества в его развитии и результатах. Изучая историю, мы рассматриваем путь человечества. Действительный мир, как прошлый, так и настоящий не безлик. Он населен людьми. Поэтому и отображает исторического процесса должно быть, по определению Карамзина, « Зеркалом бытия и деятельности народов ». А историю необходимо изучать через личность. Это понятие всегда связано с понятием общества. История родной страны – это наша с вами история. Страшно, обделен тот, кто не ведает своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Каждый народ вправе гордиться своей историей. По существу, с личностью мы отождествляем эпоху. Говорить об исторической личности трудно. Здесь необходимо использовать не только литературный источник, а обязательно архивный и музейный. Любой населенный пункт на необъятных российских просторах знал в своей истории немало оригиналов, поражавших в разное время воображение обывателей. Один слывет философом, другой стишками марает бумагу, третий самым натуральным образом из старинной пушки по воробьям и воронам лупит. Это все чудаки, у которых и глупости, и достижения на виду – сгинули многие в веках, и никто добрым словом их не вспомнит. Иные же чудаки своим стремлением принести пользу, идти в ногу с новым временем, навеки вошли в историю. Данная исследовательская работа проведена с целью изучения жизни, деятельности Лятушевича Захария Осиевича, начало создания родословного древа. Методы изучения: исследование, сопоставление, хронология, работа с документами. Всем известно, что «тот кто не знает своей истории, тот не имеет будущего». Особенно важное значение имеет знание истории своего родного края, людей, которые создавали эту историю и олицетворяли ее. Одним из них и был Захарий Осиевич Лятушевич – первый настоятель собора Александра – Невского. Заказчик строительства первого каменного дома, который в наше время является старейшим зданием и «памятником федерального значения». Интересно? Где же стоит дом протоиерея Захария Осиевича Лятушевича – это старое, самое живописное и исторически «богатое» здание? Обычно старейшим зданием в г.Ижевске называли «денежную кладовую» построенную около 1807г. Эту оценку поддерживает и доктор исторических наук Евгений Федорович Шумилов. Но, строго говоря, законченный вид нынешнего здания денежной кладовой появился на этом месте только в 1852 году, а от прежнего, изначального заложенного варианта, сохранились только две глухие комнаты под коробчатыми сводами. Ни на фасадах, ни в плане эти комнаты никак архитектурно не выделены. Поэтому и переносить раннюю их датировку на позже достроенное функционально - современно здание нельзя. Но, если мы шагнем с улицы Советской в арку дома, что возле Национальной библиотеки почти сразу окажемся в квартале старых одно и двухэтажных домов. Именно по улице имени героя Советского Союза Вадима Сивкова №180 и стоит скромный особнячок с металлическим балконом, который интересен для каждого, кто интересуется Ижевской историей. Прежде эта улица носила другие названия, была она и Пятой, и Церковной, и Зеленой и улицей Ленина, каковой и оставалась вплоть до столетнего юбилея вождя. А ведь у бывшей Пятой – Церковной – Зеленой – Ленина своя славная история. Так в 1807 году неутомимый отец Захарий явился заказчиком на строительство дома в центре завода, проект которого разработал известный для нашего края архитектор Семен Емельянович Дудин. И вот этот дом, с арочками, балконом и мезонином, в которых исследователи усматривают влияние «итальянских впечатлений» Семена Емельяновича, вернувшегося в Россию со стажировки в Европе, этот дом который является старейшим для нашего города, дом, стены которого видели самого основателя оружейного завода оберберггауптмана Андрея Федоровича Дерябина, известного изобретателя и механика Л.Ф. Сабакина, сам заводской архитектор не раз захаживал к отцу Захарию, и многие другие жители «города Ижа». Из почти двухвековой своей истории лишь около двенадцати лет этот дом принадлежал священнику соседней Ильинской церкви, а ижевские краеведы и историки до сих пор его зовут домом Лятушевича. 1818 год. В письме отца Захария Грену Е.Е. батюшка пишет: «Я отецъ пятярыхъ сыновей и трое ихъ нихъ на той поре, чтобы отдать ихъ въ Вятское духовное училище…. Есть ли я безмездно помогать воспитывать юношество въ заводахъ высочайше вверенныхъ Вашей инспекции: то надеюсь, что Ваше Высокоблагородие не оставите помочь и мне воспитывать детей моихъ. Я не ищу другаго способа къ сему, какъ только продать по оценке въ заводское казенное ведомство собственный мой каменной крытой железомъ домъ, со всеми къ нему принадлежащими службами, огороднымъ местомъ, а есть ли угодно – и съ садомъ. Сiе будет для меня достаточнымъ благомъ, а казне выгодно….»*1 . О, да. Дом чудный, крепкий – приобретение его казною вполне возможно. Как педагог отец Захарий предполагал, что «заводъ… можетъ поместить въ некоторыхъ залахъ оного съ наилучшимъ удобствомъ высшiе классы здешней школы въ близи находящейся, которая ныне по количеству учеников совершенно мала и тесна (а вероятно количество учеников и еще будетъ увеличиваться), въ прочихъ же комнатахъ сего моего дома такъ же весьма удобно поместить училищную библиотеку, глобусы, математическiе и физическiе инструменты и прочiе учебные пособия, - и при томъ смотрителя надъ учениками для ближайшего надъ ними надзору …»*2 . Лятушевич хотел в своем доме устроить светлые удобные классы. Но все сложилось иначе. 11 ноября 1818 года Его Высокоблагородию Артиллерии полковнику господину Инспектору Камско – Ижевских заводов, уже известному нам Е.Е. Грену, было доложено одним чиновником: «осмотревъ обще съ Г (господином) архитекторомъ Дудинымъ самымъ внимательнымъ образомъ каменный домъ Пророко – Ильинского собора проиiерея Захарiя Лятушевича, нашли мы, что … предпочтительно должна въ ономъ доме поместиться аптека съ лабораторiею. 1е Потому, что домъ сей стоитъ въ самомъ центре завода, со всеъ местъ котораго весьма блиско получать…медикаменты для больныхъ. 2е Потому, что домъ сей имеет при себе большое место, занимаемое садомъ и устроенное трудами Протоiерея такъ, что… въ ономъ можно весьма значительное количество сеять аптекарскихъ травъ… 3е Потому, что при семъ доме есть сараи, погреба и другiя службы…и во всехъ сихъ можно хранить разныя относящiеся до аптеки инструменты и припасы, а так же сушить въ нихъ травы, и наконец 4е Потому, что аптека съ лабораторiею…» *3. В 1819 году дом был куплен казной, и здание стало именоваться Казенным домом №30. Так как некоторое время в особняке располагались квартиры заводских чиновников, то его еще называли вторым Генеральским домом *4. В разное время здание занимали заводская аптека и приемный покой, в связи с приспособлением дома под последний в 1880-е годы прямоугольные окна были растесаны на арочные. В послереволюционное время здание занимали Штаб народной армии, Комитет Ижевской организации РСДРП (б), дом юного пролетария и т.д. В 1920-е годы в доме размещался госбанк, для нужд которого в 1925 году были сделаны одностильные пристройки на три окна с севера, и на три окна с востока, нарушившие симметрию фасада. В 2001году началась реставрация этого древнейшего здания г.Ижевска. Глядишь и заиграет вскоре дивными красками ижевская история, и не стыдно будет перед приезжими за неказистый, затрапезный вид одного из стариннейших ижевских зданий. Описав, дом Лятушевича, хотелось рассказать о самом Захарии Осиевиче. Захарий Осиевич родился в 1776 году, в селе Курчум Нолинского уезда Вятской губернии, сын священника Нолинского уезда, выучившийся в Вятской духовной семинарии, он преподавал поэзию, риторику, философию рисование, историю и физику. В 1804г. иерей, а в 1808 году приехал служить протоиерей в г.Ижевск, став настоятелем церкви Ильи Пророка. На новом месте его знания очень пригодились. 8 октября 1818 года отец Захарий писал «Его Высокоблагородию Артиллерии полковнику господину Инспектору Камско-ижевских заводов (Грену Е.Е.)» о своей деятельности: «…Такъ же сверхъ определенныхъ занятiй моихъ учительскихъ по заводской школе, каково есть преподаванiе Закона Божiя и нравственности находщемуся въ ней заводскому юношеству, обучаю лично я въ сей же школе еще Священной Исторiи, Геометрiи и Механика безъ всякаго жалованiя, хотя за предметы ciи по штату, высочайше утвержденному и положено особливое значительное жалованiе. При всемъ томъ первоначально содействуя къ основанiю сiхъ заводскихъ училищъ, имелъ удовольствiе представить Вашему Высокоблагородiю мною сочиненныя для нихъ уставы и правила – Вами одобренныя, … и руководствуются теперь сiи учебныя заведенiя съ успехомъ….»*5 . Заведуя, четырьмя заводскими школами, отец Захарий занимался изобретательством для заводских нужд - одно из его технических изобретений - заливательные трубы – (своеобразный передвижной водомет) успешно служивший ряда лет на огнеопасных участках оружейного завода. Может быть, эта идея пришла в голову священника, когда обе церкви завода сгорели в 1810? Именно Захарий пожертвовал после пожара свой каменный дом церкви. Писал стихи и прозаические сочинения духовного и философского содержания на латыни, русском и французском языках, печатая их в Москве и Вятке. Особенно популярны среди семинарских учеников стихотворные «разговоры» З.О. Лятушевича. Но к сожалению все его труды не дошли до нашего времени. В 1807 году отец Захарий напечатал в Москве книгу с характерно длинным для того времени названием «Речи и другие краткие сочинения, говоренные во время философского состязания в присутствии Преосвященного Гедеона, епископа Вятского и Слободского, господина гражданского губернатора Василия Ивановича Болгарского и прочих главных чиновников, любящих свободные науки и, по распоряжению учителя философского класса Захария Лятушевича, посвященные от оного класса его преосвященству, 1807г июля 11 дня». Но не только преподавательской деятельностью, своими изобретениями, склонностью к рисованию, музыке и поэзии остался в истории этот незаурядный человек. При своем доме им был создан первый в Ижевске аптекарский огород, потребовавший немалых усилий. Первые аптекарские огороды появились в России еще при Иване Грозном. Начиная с XVII века аптекарский приказ и ведал сбором трав и кореньев по всей России. Из собранных растений готовил лекарства, настои, духи. Важность этого дела подчеркивала жесточайшая система наказаний для травников: чуть что – батоги, а то и тюрьма. Деятельность сборщиков трав и кореньев регламентирована была даже в мелочах. Да не все так просто, как кажется: то трав неурожай, то при пересылке они портятся – расстояния-то в царстве – государстве российском огромные. Поэтому и решено было разводить нужные растения в самой столице. Уже в конце XVII века в Москве было три аптекарских огорода. Позднее появились они в новой северной столице России – Петербурге. Один из его островов до сих пор называется Аптекарским. И в столицах, и в далеком от них поселке Ижевский Завод аптекарские огороды принесли немалую пользу – фармакология-то в те времена находилась в зачаточном состоянии и основывалась именно на лекарственных травах. И уж совсем неудивительно, что ижевский аптекарский огород появился при А.Ф. Дерябине. Ведь именно в 1808 году Андрей Федорович Дерябин – основатель оружейного завода, стал инициатором создания заводского госпиталя для рабочих – виданное ли дело?! Ну, а Захарий Осиевич Лятушевич, при доме которого возник аптекарский огород, относился к самому близкому кругу оберберггауптамана на Иже. Известно, что Лятушевич выращивал более ста видов лечебных трав, но каких именно мы до сих пор не знаем, мы можем только предположить, что эти лекарственные травы растут и в наше время, и разбросаны они по всей республике, а Захарий Осиевич смог воедино собрать и вырастить в своем огороде эти лекарственные травы. Может быть отец Захарий привез несколько видов лекарственных трав из Вятки. А в прочем дело не в ста видах трав, а в том что Лятушевич смог собрать, вырастить, обработать такое количество лекарственных трав и сделать лекарства, настои из двух – трех видов, а может и быть и более - и все это для людей. Уйму сил и денег вложил неутомимый и талантливый протоирей в свой лечебный огород, пожертвовал свое детище заводу безвозмездно. Ко всему можем добавить, что протоиерей был инициатором строительства известного каждому ижевцу Александро – Невского собора и первым его настоятелем, основателем и руководителем Ижевского Библейского общества. Библейские общества – ставили своей целью переводы и издания Библии на разные языки и распространяли священные книги даром за дешевую плату. Они явились в прошлом веке орудием борьбы с энциклопедистами, проповедниками материализма. В России их основал английский пастор Паттерсон в 1812г. Российское общество осуществило в 1818г. первый русский перевод Священного писания. При содействии Александра I и Министра А.Н. Голицына они распространяли в народе множество экземпляров Библии и перевели ее на языки «инородцев», живущих в России. В 1816г. Открыто Вятское библейское общество с целью духовного просвещения народа через распространение книг Святого Писания. И не удивительно, что в 1824 году Александр I при пребывании его в Ижевске наградил Захария Осиевича Лятушевича орденом Святой Анны за строительство храма и труды на поприще просвещения. Что же тут удивительного ижевский батюшка личностью был незаурядной! И совсем не зря ЕвгенияФедорович Шумилов в своей книге «Город на Иже» главу о протоиерее Лятушевиче назвал «Ижевский Леонардо». Без этого человека уже невозможно представить ижевскую историю. Вот лишь несколько строк о З.О. Лятушевича из энциклопедии «Удмуртская Республика» с 1804г. Иерей, с 1808 в Ижевске. Попечитель всех заводов и школ, автор их Устава и правил. Преподавал геометрию и механику. Изобрел пожарные машины для завода (1812). Содействовал строительству Александро - Невского Собора, стал его настоятелем. Создал «аптекарский огород» с лечебными травами (1810е гг.). Давно уже нет в живых ни бывшего хозяина этого особняка, ни тех, кто запросто захаживал – заезжал к нему в гости. Поди, разбери теперь в суете веков, где могила необычного ижевского протоиерея. А дом – вот он, его так и зовут, дом Лятушевича. Работая, мы просмотрели статью «Затраты и результаты Национального Музея УР». Где уделялось внимание встрече журналистов с администрацией музея. О судьбе Дома – Лятушевича директор национального музея УР им. К.Герда Раиса Федоровна Мартынова сообщила, что на его реставрацию от России получено 500 тысяч рублей. Но этого мало. Музей нашел партнера из числа крупных бизнесменов (имя его пока не разглашается), который готов вложить средства в восстановление первого каменного здания Ижевска (ему почти двести лет). Помочь согласилась и Ижевская епархия. Уже готов проект реставрации, начались работы: укреплен фундамент, заменены чердачные балки. Результат реставрации при благоприятных обстоятельствах будет виден уже в 2005 году. При беседе с заведующей историческим отделом национального музея УР им. К.Герда Еленой Павловной Шемякиной была подтверждена информация о том, что действительно идет реставрация дома и ознакомила нас с краткой научной концепцией создании культурно – просветительного центра «Дом Лятушевича». Здание предполагается использовать для развития музейной сети города и республики, ведь в Ижевске мало тематических, мемориальных музеев, нет музея истории города Ижевска. При музее будет создан духовно – просветительный центр, рассчитанный на широкий круг посетителей, вокруг дома будет восстановлена часть окружающей среды бывшей усадьбы протоиерея: сад, аптекарский огород с лекарственными травами. Расположение здания в центре Ижевска позволяет легко вписать его в схемы экскурсионных маршрутов по исторической части города. После проведения реставрационных работ здание могло бы стать одним из интереснейших туристических объектов республики, культурным и просветительским центром. Для гостя города – это возможность понять другой город, почувствовать его образ, его душу, а значит заманить его. Убеждает опыт домов – музеев в других городах: музей П.И. Чайковского в Клину и Воткинске, дача П. Башенина в Сарапуле и др. Из книги Шумилова я узнала о том, что из пяти сыновей по стопам отца пошли трое: Ипполит, служивший в храмах Ижевска (1810-?); Платон (1830-) в Сарапульском и Нолинском училищах и различных храм; Николай в начале XX веке была настоятелем ряда храмов в Яранском уезде. В архивах города Сарапула я узнала, что Платон Ипполитович является правнуком Захария Осиевича. Лятушевич П. И. священником становится в 30 лет. В формульнарных списках учителя Сарапульского Духовного Уездного Училища за 1863год о том, что Платон Ипполитович обучался Вятской духовной семинарии с 1848-1854 года, там он изучал философию, право, историю, богослужение, математику, физику, латынь, разные языки. В дальнейшем определен по первому разряду учителем и определен наставником в Сарапульском уездном училище. За работу получил бронзовую медаль на Владимирской ленте. Был женат, у него были сын Николай и дочь Ольга. За ревностные прохождения должности ему была объявлена благодарность и была вручена премия в размере 150 рублей 15 копеек. Заключение Подняв документы, посетив место, где находиться это здание мы увидели, что и в нашей маленькой Республике были люди, которые своим скромным, казалось бы, незаметным, но упорным трудом и стремлением улучшить жизнь своих земляков, выкладывали кирпичик за кирпичиком здание истории нашего родного края.
*1. ЦГА УР, Ф.4, оп.1, д.66, лл.7
Словарь Батоги – палка, толстый прут для телесных наказаний в старину. Иерей – греческое название пресвитера, перешедшее в христианскую церковную терминологию, в переводе на русский язык – жрец, священник, второй по старшинству сан белого духовенства, соответствующий второй степени священства и второй ступени церковной иерархии (после диакона, перед епископом), появившийся в Русской православной церкви с принятием христианства в обязанности иерея входило: совершение богослужение, проповедческая и воспитательная работа среди верующих, надзор за исполнением служебных обязанностей причтом и др. Иерей имеет право свершения мести таинств, за исключением священства – рукоположение в диаконы и священники (иереи), являющегося преимущественным правом исключительно архиереев. Илья, Илия («Бог мой Ягве») – пророк. По своему происхождению из города Фисвы, он назвался Илия Феосвитянин. Был ревностным поборником религии ягве и грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия, призван к служению за 905 лет до Рождества Христова, взят на небо в 806 году. Память его – 20 июля и среди русского народа Святой Илия пользуется особым уважением. Мезонин – надстройка под средний частью небольшого жилого дома. Оберберггауптман – высшее звание в горном деле, оно соответствует военному чину – генерала. Орден Святой Анны вошел в состав Российских орденов в 1797 году, при Павле I. Им награждали за государственную и военную службу, а с 1847 года «за беспорочную 12-летнюю и в одной должности, но не ниже 8-го класса», т.е. начиная с коллежского асессора и майора (с 1884 года – капитана). Орденская лента была красного цвета с желтой каймой. Протоиерей (протопоп) – почетный титул белого священника в сане иерея, дававшийся за долголетнюю безупречную службу или в связи с назначением на более высокую должность. Протоирей, как правило, занимает должность настоятеля кафедрального собора или соборной церкви, но мог служить и в приходской церкви. В отличии от иереев, они получали более высокое жалованье, что было отражено в штатном расписании. Протоиерей (протопоп), являясь представителем церковной администрации в уездах в конце XVII – XVIII вв, контролировал деятельность поповских старост и законников по поручению епархиальных архиереев. В XVII в. были старшими благочинными. В XIX в. протоиреи часто назначались епархиальным начальством на должность председателя духовных правлений и на должность благочинных приходских церквей Травник – человек, который занимается сбором лечебных трав, знает способы их применения. Источники 1. ЦГА УР ф4 оп 1 д 66 лл1-2;
|