Архивная
служба Удмуртской Республики |
|||
Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства | |||
Исследовательская работа Евсеенко Михаил Тимурович Научный руководитель: Оглавление
I. Введение
Введение Сегодня во всем мире, вступившем в эпоху «постиндустриального» развития, растет общественный интерес к объектам ушедшего «индустриального» века. Люди проявляют живой интерес к истории производства, условиям труда, технике и технологии «индустриальной» эпохи. Среди самых известных старопромышленных районов, таких как Рур, Эльзас и Лотарингия в Германии, Бирмингем в Англии, достойное место занимает наш старопромышленный Урал, где заметно выделяется Ижевский оружейный завод. Я не раз бывал на плотине Ижевского пруда, останавливаясь у памятника А.Ф.Дерябину, всматриваясь в арочные окна старого оружейного корпуса, внимательно рассматривая элементы оружейной башни, гордо возвышающейся над заводом, вслушиваясь в переливчатый звон башенных часов – наших ижевских курантов. Сейчас в старом здании завода отсутствует какое-либо производство, здание словно замерло, ожидая какой-то новой, доселе неизвестной ему жизни. А ведь около 200 лет назад здесь громко стучали молоты, был слышен шум лязгающего металла. На нашем заводе претворилась в жизнь мечта А.Ф. Дерябина об осуществлении технологического процесса не по горизонтали, как было раньше на других предприятиях России, а по вертикали, от самых грубых операций внизу, на первом этаже (здесь были молоты), до самых утонченных вверху (на 4-м этаже шла окончательная отделка оружия). Старый корпус Ижевского оружейного завода… Эти стены и лестницы помнят А.Ф.Дерябина. С.Е.Дудина, Александра I, цесаревича Александра Николаевича (будущего императора Александра II), известных российских оружейников – С.И. Мосина, Ф.В. Токарева, С.Г. Симонова и многих других. Не зря здание замерло в ожидании будущих перемен. От сотрудников Национального музея я узнал, что более 10 лет назад приезжали осмотреть корпус итальянские архитекторы-реставраторы, пришли к выводу, что его надо срочно реставрировать. Быть может в будущем, когда найдутся деньги и здание отреставрируют, в нем разместится Музей-завод под открытым небом и снова, как и раньше, грозно застучат старые молоты, и каждый интересующийся сможет свободно сюда войти и поучаствовать в сборке-разборке старого оружия, окунуться в далекую эпоху XIX века. Но это дело будущего, далекого или близкого – покажет время. Я в свою очередь тоже очень явственно ощутил то время, когда листал старые документы в Центральном государственном архиве Удмуртской Республики, всматриваясь в витиеватый почерк первой половины XIX века. Меня заинтересовал вопрос об иностранных специалистах на заводе. Оружейное производство требовало квалифицированных кадров. Такие кадры были найдены Дерябиным за границей. Также я узнал, что в Национальном музее открылась выставка «Во славу Отечества Российского!», где есть раздел об иностранцах на заводе. Все это послужило поводом для написания данной работы. Целью работы является: - раскрытие вопросов становления Ижевского оружейного завода и формирование кадров специалистов из числа иностранцев - характеристика некоторых ярких представителей из иностранцев и их вклад в становление и развитие завода - представить личность оружейника Василия Боде и его уникальное ружье (из фондов Национального музея УР) В исследовательской работе использованы материалы, хранящиеся в Центральном Государственном архиве УР, материалы и фонды Национального музея УР. Работа также появилась благодаря консультациям с сотрудниками Национального музея УР: исторического отдела, хранителем коллекции оружия Л.Б.Туркевичем. Исследовательская работа является результатом летней пролонгированной практики, которую я проходил в Национальном музее УР и Центральном Государственном архиве УР.
Строительство Ижевского оружейного завода и формирование новых кадров специалистов XIX век – новая эпоха в истории России, отмеченная многими преобразованиями в разных областях жизни. Крупные реформы затронули и наш Ижевский завод. Большие преобразования на заводе связаны с именем Андрея Федоровича Дерябина (1770-1820). В 1801 году он получает высокий пост на Урале, становится оберберггауптманом (старший горный начальник – чин, равный генеральскому), Главным начальником Гороблагодатских, Камских, Богословских, Дедюхинских и Пермских железоделательных и медеплавильных заводов, медных и железных рудников и соляных промыслов. На Ижевском заводе назревали крупные реформы. В 1801 году, объезжая свои владения, Дерябин посетил Ижевский железоделательный завод и ужаснулся «ветхой громаде фабрик, еле удерживаемых подпорками»*1. Здания, построенные из дерева, были в плачевном состоянии. Но не только внешнее состояние фабрик здесь угнетало, важнее было общее состояние застоя, которое Дерябин вскрыл в «Историческом описании горных дел в России с самых отдаленных времен до нынешних». На заводе требовалась коренная реконструкция. Она началась с создания совершенно нового предприятия. В начале XIX века над всей Европой и Россией нависла угроза наполеоновских войн. В России тогда существовало 2 оружейных завода (Тульский и Сестрорецкий), но оружия этих заводов не хватало для обеспечения нужд армии и флота. Правительство поручает А.Ф.Дерябину выбрать площадку для строительства нового оружейного завода. В качестве базы для строительства нового завода (третьего тогда в России!) Дерябин выбирает Ижевский железоделательный завод. С самого начала функционирования нового завода остро встал вопрос о формировании кадров специалистов, как оружейников, инструментальщиков, так и представителей других профессий. По инициативе А.Ф.Дерябина сюда приехало множество специалистов. «Приезд иноземцев, - как пишет И.Кобзев, - оживил здешнюю глушь чертами европейского города. Первыми учеными и художниками, музыкантами и библиотекарями, педагогами и архитекторами, театральными режиссерами и оружейными мастерами были здесь выходцы из Европы или русские, прошедшие обучение на Западе» *2. Редкостное превращение рядового железоделательного завода в мощный оборонный город-завод было бы невозможно без использования передового опыта западноевропейских держав. И Дудин, и Дерябин создавали первые проекты на основе переработки зарубежного опыта. Иностранные специалисты внесли весомый вклад в дело оружейного производства. Причиной их приезда было то, что начальник Тульского оружейного завода Чечерин отказался прислать на Иж 309 человек (по первоначальному замыслу Дерябина), чтобы они обучили азам оружейного искусства ижаков. Вследствие отказа Дерябину пришлось испрашивать от казны ассигнования на выписку заграничных мастеров. Указ Александра I от 20 февраля 1807 года гласил: «Предоставить Обер-Берг-Гауптману Дерябину отыскать вольных сего рода мастеров за такую плату, как он их отыскать может, стараясь преимущественно приглашать их в настоящую службу. Если из находящихся в России не отыщется довольного числа таковых мастеров, то он может их выписать на том же основании из чужих земель: для какового предмета и отпустить ныне же в его распоряжение 15 000 рублей». В С-Петербурге Дерябину посчастливилось встретиться с фабрикантом стальных изделий из германского Данцига (позже польского Гданьска) Давидом Гильгером. С ним, а также с оружейным мастером Поппе (тоже иностранцем) был заключен договор о командировании за границу с целью найма там мастеров для Ижевского завода. По контракту Гильгер был нанят на десять лет и, по возвращении из-за границы, он должен был служить управителем инструментальной мастерской.
Гильгеру поручено было нанять для оружейного завода: Всего 63 специалиста *3. Кроме этого требовалось еще 60 специалистов для инструментальной фабрики. А всего, вместе с прочими специалистами, по наметкам Дерябина, город Ижа должен был принять около 140 иностранных специалиста. Первая партия иностранцев в 15 человек, привезенная самим Дерябиным из Петербурга, прибыла на Иж в конце апреля 1807 года, даже до окончательного выбора этого места под завод. В августе появилось еще 24 специалиста, законтрактованных Давидом Гильгером в Копенгагене. Ему пришлось задержаться там из-за «бомбардирования сего города англичанами» *4. В октябре Европа дала нам 31, а в декабре 18 оружейников. Всего в дерябинские времена на Иже трудилось около 150 иноземцев. Из-за наплыва иностранцев на заводе не хватало квартир для жилья, поэтому было решено всех холостых оставить на Иже (их можно было поселить в казармах), а семейных отправить на Воткинский завод, где были свободные обывательские квартиры. Там и была временно основана инструментальная мастерская для оружейного завода *5. Собственные ижевско-воткинские инструменты были зачастую лучше заграничных! А ижевское оружие оказалось много дешевле тульского, ни в чем не уступая ему по качеству. Осенью 1807 года в фабриках старого железоделательного завода именно иностранцы собрали первые ижевские ружья – пробные, или образцовые. Безусловно, без иностранных специалистов, не сложилась бы на Иже столь крепкая команда высоких профессионалов-оружейников.
Отдельные яркие представители рабочей элиты на заводе Первой же зимой 1808 года при деле боевого оружия благодаря Дерябину оказалось задействовано 24 иностранных мастера и при них 48 иностранных подмастерьев. А всем им придали по контракту 202 русских ученика из коренных ижаков и новичков – пермских рекрутов. Как пишет Е.Ф. Шумилов «под непрерывное визжание напильников и мягкое шуршание приводных ремней от водяных колес коренные ижаки и иноземцы вскоре дружно собирали на верстаках самые заковыристые ружейные коробки и какие-нибудь ружья пехотные, солдатские, на французский манир, № 15, заготавливая их для ненасытных арсеналов притихшей перед войной российской армии» *6 Можно назвать фамилии первых прибывших на завод иностранцев.Вот их имена: мастеровые из г.Данцига Карл Деликомуне, Иосиф Деликомуне с женой и детьми, Рутгер Нордберг, Карл Жилет, Андреас ди Иассе, Авраам Рудман, Мартин Диктон с женой, сыном и дочерью, Андрей Делькомуне, Петр Голдберг, Петр Гансен, Петр Христиан Роде, Андреас Келер с женой и сыном, Петр Скау с женой, Христиан Расмунсен с женой и дочерью, Иоганн Дилквист с женой, Андерс Бентсен с женой, сыном и дочерью, Магнус Штромберг с женой, сыном и дочерью, Андреас Норрберг с женой, сыном и дочерьми, Андреас Мунгрин, Никлис Лиунг с женой, сыном и дочерью, Фриндих Нахтигаль, Балтазар Бентц, Иоганн Окснольм, Петр Андерсен с женой, Иоганн Гоберг с дочерью *7. Некоторые из иностранцев постепенно обрусевали, они нашли на Иже свою вторую родину. Их дочки выходили замуж за местных мастеровых. Хотя со всеми иностранцами заключался контракт, но многие из них становились настоящими патриотами завода и России. Большинство иноземцев добровольно готовило себе смену из числа русских. Об этом мы можем судить по многим прошениям, направленным в оружейную контору от увольняющихся со службы иностранных мастеров. Так например, мастер замочного отдельного мастерства Дилхвист просит снабдить его аттестатом, так как он «во время нахождения на службе здешняго завода с октября 1807 года по 1816 год обучил означенному замочно отдельному мастерству русских мастеровых 17 человек, которые и поставлены г-ном главным мастером на задельную плату» *8. Главный оружейный мастер Фридрих Поппе, по признанию Дерябина имел «весьма основательные познания во всех оружейных мастерствах, и сам с большим искусством выделывал все оружейные части» *9. Он составляет сам оружие и особенно огнестрельное. Однако работа его идёт несколько медленно, но этот недостаток он заменяет прилежанием. Среди известных иноземцев надо упомянуть также мастера по «разным металлическим поделкам» Христиана Шиотца, скульптора, резчика и литейщика Карла Поста, замочного отдельщика Густава Бейне, искусного механика Фридриха Плате. Часовых дел мастер Христиан Шиотц приехал в Ижевск из Германии. Куранты, сделанные мастером, рассыпают над городом свой мелодичный перезвон с заводской башни и сегодня. В 1838 году куранты были сделаны безвозмездно 74-летним «отставным галантерейным и штамповым мастером» Шиотцем, в помощь которому был отряжен мастеровой Родион Глушков. Для курантов был закуплен в Казани набор из десяти колоколов. Самый крупный из них весит свыше восьми пудов и предназначен для отбивания полных часов. Остальные колокола (поменьше) отбивают каждые полчаса и 15 минут. Уроженец ганноверского городка Херцберга Иоганн Генрих Бейне - «специалист дерябинского призыва». Он работал на отделке ружейных замков, стал мастером, создавал также приборы для ружей. 18 декабря 1832 года с высочайшего соизволения Николая I он был в знак отличной службы награждён золотыми на мундир нашивками. Переплётчик-иностранец Энгольм отличился тем, что изготовил большую папку для «сбережения» планов Ижевского оружейного завода *10. «План городу Ижа» был разработан первым архитектором Ижевска Семеном Емельяновичем Дудиным. Папка с планами была специальной экспедицией под тщательной охраной отправлена в Петербург для представления императору Александру I. На ижевской службе отличились также братья-оружейники Боде (из немецкого города Ганновера). Филлипп Антонов Боде непрерывно служил своему новому Отечеству с 28 июля 1807 года по день смерти (1841 г.). Будучи в чине приладного мастера он изготавливал первые ижевские ружья. 23 сентября 1820 года он стал главным оружейным мастером по всему заводу. Впервые для завода он затеял выпуск охотничьих ружей. Ижаки быстро переняли от Боде вековые немецкие традиции этого дела. «Даже и гравируем-то мы с тех пор немецким способом, держа резец кулаком, а не по-русски, держа подушечками пальцев, как туляки» *11. Шедевры Филиппа Боде – «два охотничьих ружья и пару пистолетов отличнейшей выделки» генерал Ермолай Грен (начальник завода) 4 октября 1824 года поднёс Александру I, посетившему Ижевский завод. Отличным оружейником на заводе, подготовившем немало русских мастеров, был также Вильгельм (Василий) Боде *12.
Оружейник Василий Боде и его уникальное ружье Вильгельм (Василий) Боде, старший брат Филиппа Боде, был на заводе довольно известной личностью. Он часто помогал своему младшему брату. Василий Боде родился в 1763 году в Гамбурге, а на Иж завербовался 17 июля 1818 года. Был «приладным» мастером и помощником главного оружейного мастера, своего брата. Умер в 1850-е годы. Около 170 лет назад Василий Антонович собрал и украсил одну двустволку. В щитке на ней крупно выгравировано «№ 4». Вероятно, это часть оружейного гарнитура (два пистолета и два ружья), созданного, как пишет Е.Ф. Шумилов, «очевидно, про запас для дарения предполагаемому высокому визитёру». Кому именно, увидим позже. Ружьё является раритетом, хранящимся в Национальном музее УР *13. Данное ружьё занимает одно из главных мест на юбилейной выставке в музее, посвященной 200-летию Ижевского оружейного завода. История ружья очень интересна. Оно было обнаружено в Якутии. Его владелец, житель села Сайды, Василий Гаврилович Константинов писал в музей, что он нашёл его на чердака в доме своего тестя. После почти пятимесячного обмена посланиями между ним и музеем Василий Гаврилович доставил ружьё в Национальный музей. После осмотра экземпляра специалисты музея установили, что перед ними двуствольное казнозарядное ружьё системы французского оружейника Роббера *14. Стволы цилиндрические, в казённой части имеют расширения – патронники квадратной формы. На их верхних гранях имеются продолговатые вырезы. В передней части патронников перпендикулярно оси каналов стволов установлен вращающийся на шарнире рычаг-затвор. Замки серединные, боевые пружины пластинчатые, закреплены на внутренних плоскостях затвора. Курки внешние. Калибр ружья – 15,3 мм, общая длина – 1025 мм, длина стволов – 605 мм. На стволах и коробке ружья золотом и серебром выведены «травки» и символическая чаша, восходящая к библейским образам. А по стволам строгим готическим шрифтом выведена гордая марка «Иж» и имя мастера: «Василий Антонов Боде». В передней части рычага-затвора – двуглавый орёл под короной. Головы орла, грудь и корона выполнены золотом, лапы, крылья и хвост – серебром. Молоточки курков гравированы изображением морды сказочного животного. Владельцем ружья были отпилены стволы в дульной части примерно на 100-120 мм. Была утрачена защёлка рычага-затвора и винт спусковой скобы. Самой большой потерей была утрата подлинной, скорее всего ореховой, ложи. Национальным музеем ружьё было отреставрировано силами художника-реставратора Владимира Михеева. Была проведена полная разборка ружья, на стволах удалены деформации и вмятины. Стволы окрашены в матово-чёрный цвет способом «ржавый лак». Кроме данного экземпляра, известны и другие работы этого талантливого оружейника, хранящиеся в разных музеях страны. В Государственном Эрмитаже имеется пара гравированных золотом пистолетов, изготовленных по случаю посещения Ижевского оружейного завода Императором Александром I (3-6 октября 1824 г.). В Государственном Историческом музее находится кремнёвый штуцер 1820 гг. В ГИМе хранится также пара дуэльных пистолетов. Ещё одно ружьё оружейника В. Боде имеется в Ростово-Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике. Вот пока и всё, что нам известно о работах мастера. Между тем, в XIX веке его имя было достаточно популярным среди охотников и знатоков оружия. Документальных сведений об истории появления «якутского» ружья пока не найдено. Можно сделать только некоторые предположения об обстоятельствах его создания. Ружья Робера получили известность в России в первой половине 1830-х гг. В 1833 г. их внимательно изучали инспектор стрелкового батальона Э.А.Рамзай и начальник Сестрорецкого оружейного завода генерал Амосов. В это же время на Тульском и Сестрорецком заводах была изготовлена небольшая партия ружей и карабинов системы Робера для войсковых испытаний. В силу ряда причин ружье Робера не было принято на вооружение, несмотря на то, что в его конструкции были заложены новаторские по тому времени идеи. Несомненно, на Ижевском оружейном заводе имелся образец этого ружья, и у Боде была возможность детально разобраться в нем. Если такой ход рассуждений верен, то мастер не мог создать свою двустволку ранее 1833 года. Ключ к установлению времени создания может дать изображение гербового орла на рычаге. Это орел третьей разновидности государственного орла (это так называемый «орел с распростертыми крыльями»). Мастер отказался от изготовления традиционного для того времени с дула заряжаемого образца, с кремневым или капсюльным замком. Он поставил перед собой задачу, решение которой потребовало немалых творческих усилий и оригинальных конструкторских идей. Боде выбрал для создания своего ружья сравнительно малоизвестную и довольно сложную по конструкции систему. Избрав в качестве прототипа армейский вариант и переработав его в двустволку, он сотворил маленький шедевр. Не совсем обычная конструкция в сочетании с богатой художественной отделкой наводит на мысль, что изготовление ружья (или гарнитура?) было приурочено к какому-то важному событию. В 1833-43 гг. такое событие произошло 21 мая 1837 года, когда Ижевск почтил своим посещением наследник престола Александр Николаевич, будущий император Александр II. Возможно, с визитом высокого гостя и связано творение выдающегося мастера. Каким образом произведение высокого оружейного искусства оказалось заброшенным чуть ли не на полюс холода, за полярный круг? Вероятно, ружье не покинуло Ижевск вместе с цесаревичем, а осталось в заводском музее, располагавшемся в здании Арсенала. Там оно благополучно находилось до 1918 года. Во время Гражданской войны Ижевск дважды переходил из рук в руки. Ижевск понес не только огромные людские, но и материальные потери, включая памятники истории и культуры. Большая часть коллекции музея была разграблена. Многие его экспонаты бесследно исчезли. Возможно, ружье Боде было похищено во время Ижевско-Воткинского восстания в 1918 году или после захвата Ижевска колчаковской армией в апреле 1919 года и увезено при отступлении белых войск за Урал. Ружье, проделав тысячекилометровый путь, пройдя через множество испытаний, перебывав не в одних руках, через много десятилетий вернулось на историческую Родину. Фактически оно оказалось рожденным трижды. Его первым творцом был мастер Ижевского оружейного завода Василий Боде. Вторично из небытия ружье вызвал житель далекого якутского села, обнаружив его случайно на чердаке. Своим третьим рождением оно обязано опытным и умелым рукам реставратора. Теперь творение великого мастера по праву является украшением оружейной коллекции Национального музея Удмуртской Республики.
*1. Е.Ф. Шумилов. Город на Иже. Ижевск, 1998, с. 36. *2. И.Кобзев. Ижевские картинки. Ижевск, 2000. *3. В память столетнего юбилея основания Ижевского оружейного завода. Исторический очерк. Составил А.М. Соловьев, с. 13. *4. ЦГА УР, фонд 4, опись 1, дело 17, л. 22 *5. В память столетнего юбилея основания Ижевского оружейного завода…, с.14. *6. Е.Ф. Шумилов. Город оружейников, с. 57. *7. ЦГА УР, фонд 4, опись 1, дело 12, л. 147. *8. ЦГА УР, фонд 4, опись 1, дело 55, л. 34. *9. В память столетнего юбилея основания Ижевского оружейного завода…, с. 17 *10. ЦГА УР, фонд 4, опись 1, дело 17, л. 182. *11. Е.Ф. Шумилов. Город на Иже, с. 50. *12. ЦГА УР, фонд 4, опись 1, дело 75. *13. Фонды Национального музея Удмуртской Республики им. К.Герда. *14. Л. Туркевич. Загадки Василия Боде и его ружья, с. 30.
Заключение На Ижевский оружейный завод в первые годы его существования приехало примерно 150 иностранцев-оружейников и представителей других профессий. Многие из них внесли весомый вклад в дело оружейного производства третьего в России оружейного завода - Ижевского. От них ижаки переняли передовой европейский опыт, совершенствуя и передавая его из поколения в поколение. Благодаря братьям Боде – представителям далекой Германии – на заводе началось производство охотничьего оружия на заказ. Некоторые из иностранцев навсегда остались в Ижевске и обрели здесь вторую родину. В данной работе я обратил внимание только на отдельные фамилии иностранцев и рассмотрел только один из образцов работы Василия Боде. Можно и дальше продолжить эту тему, разыскивая и изучая в архивах и музеях страны, а также в частных коллекциях отдельные образцы ижевского оружия работы иностранных мастеров.
Литература и источники
1. ЦГА УР, фонд 4, опись 1, дело 17. Приложение
|