Архивная
служба Удмуртской Республики |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки Российской Федерации История Сарапульского Поисково-исследовательская краеведческая работа музея Авторы: Руководитель: Оглавление
Введение Введение Сарапульский аграрно-экономический колледж, студентами которого мы являемся, имеет давнюю и добрую славу. Коллектив преподавателей и студентов бережно сохраняет и пополняет историю учебного заведения, традиции которого передаются из поколения в поколение. Центром сохранения информации об учебном заведении и его традициях стал музей истории Сарапульского аграрно-экономического колледжа. Своей работой мы тоже хотим внести свой вклад в развитие музея колледжа, пополнить его материалы воспоминаниями тех людей, которые начинали работу в музее и тех, кто продолжает эту работу сейчас. Надеемся, что наша работа поможет экскурсоводам музея лучше подготовить и провести экскурсии для посетителей, а также использовать материалы для подготовки бесед по истории Сарапульского района и истории колледжа, для привлечения большего количества студентов к краеведческой работе. Каждый образованный человек должен быть не только хорошим профессионалом, но и достойным гражданином, который знает и уважает историю своего народа, своей страны, своего города или деревни, своей школы или колледжа, уважает людей, с которыми он живет, учится, работает. Работая над проектом, мы почувствовали себя людьми, которые вносят вклад в историю нашего учебного заведения. История Сарапульского аграрно-экономического колледжа это история города Сарапула и Сарапульского района, это история Удмуртской Республики и России, это наша история. В своей работе мы использовали воспоминания бывших преподавателей и тех, которые работают сегодня, обобщили исторический материал, собранный в музее, и результаты поисковой работы студентов колледжа. 1. Обоснование проекта «История Сарапульского аграрно-экономического колледжа в архивных документах и воспоминаниях» Основные идеи проекта
1 Сохранение духовного наследия поколений. Цель проекта Создание развивающего пространства для формирования у молодёжи гражданственности и патриотизма. Задачи
1 Вовлечение студентов, родителей, преподавателей и сотрудников в поисковую исследовательскую работу по истории колледжа. Организация работы по реализации проекта 1968 - 1990 гг. - поиск и сбор исторического материала, его систематизация, создание музея. Пропаганда исторического наследия. 1980 - 2007 гг. - подбор, накопление, систематизация и оформление материалов о текущей жизни. Поиск и обновление исторического материала. Создание музейной комнаты истории культуры народов Удмуртии. 2007 - .... - продолжение поисково-исследовательской работы. Исследование жизни и деятельности директора Балберина А.Я., преподавателей, заслуженных выпускников. Обновление экспозиций и выставок музея. Результаты поисково-исследовательской деятельности
2. Музей колледжа - центр гражданско-патриотического Музей истории Сарапульского аграрно-экономического колледжа был организован в 1980 году, он тогда назывался музей Сарапульского совхоза-техникума. Его торжественное открытие состоялось в ноябре 1980 года, в год празднования 60-летнего юбилея совхоза-техникума. Оформили музей преподаватели техникума Баранов Сергей Федорович и Борисов Михаил Алексеевич. В техникуме накопилось много разнообразных материалов по истории учебного заведения: фотографии преподавателей и выпускных групп, биографии и дневники преподавателей, групповые альбомы, старинные пособия и методические материалы, устаревшее оборудование учебных кабинетов, но этот материал не был систематизирован, хранился в хаотичном состоянии. В 1979 году преподаватели и сотрудники готовились к 60- летнему юбилею техникума. Директор Балберин Александр Яковлевич предложил систематизировать имеющийся материал и оформить его в виде музея истории учебного заведения. Эту идею поддержали все преподаватели. Особенно большую инициативу в организации музея проявили Баранов Сергей Федорович, Морозов Максим Федотович, Демин Генрих Алексеевич, Балберина Татьяна Сергеевна. Долго обсуждалась проблема систематизации музейного материала. После долгих обсуждений Балберин А.Я., Баранов С.Ф. и Борисов М.А. приняли решение организовать музейные экспонаты по хронологическому принципу, т.е. показать историю возникновения и развития учебного заведения по периодам: довоенный период, период Великой Отечественной войны, послевоенный период и современный период. Другой очень важной целью было раскрыть историю техникума как очага науки и культуры Сарапульского района, Удмуртии, Татарии, Башкирии и Пермской области. Тогда, в 20-30 годы Сарапульский сельскохозяйственный техникум не только готовил специалистов сельского хозяйства на целый регион страны, но и являлся центром распространения и применения научных сельскохозяйственных технологий. Очень сильный состав преподавателей через студентов нес культуру в деревни и села Удмуртии, соседних республик и областей [8.3]. Первым руководителем музея был преподаватель геодезии Баранов Сергей Федорович, в последующие годы - преподаватели Ильева Любовь Ивановна и Михеева Алевтина Алексеевна. В музее была заведена картотека выпускников, в ней были записаны адреса и места их работы. Через выпускников начала проводиться большая профориентационная работа по привлечению молодежи в наше учебное заведение. С 1998 года руководителем музея стала преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Борисова Вера Андреевна. В музее был организован краеведческий кружок. Студенты кружка начали вести экскурсионную работу для гостей и студентов колледжа, работу по сбору этнографического материала (Приложение 1). С 1999 года кружковцы музея ввели новую традицию - Фестиваль культуры народов Удмуртии. Во время проведения праздника все учебные группы принимают участие в конкурсе национальных блюд, и конкурсе предметов быта и культуры народов Удмуртии. На эти конкурсы студенты привозят большое количество самого разнообразного этнографического материала. Фестиваль проводится ежегодно 4 ноября в День государственности Удмуртской Республики. На основе проведения этого праздника и родилась идея создания музейной комнаты по истории культуры народов Удмуртии [8.6]. Музейная комната была оформлена в 2005 году к 85-летию образования учебного заведения и является продолжением работы музея. Сейчас в колледже ведется большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию студентов (Приложение 2). Студенты проводят поисковую и исследовательскую работу по сбору фольклорного материала о традициях, обычаях, праздниках народов Удмуртии, изучают семейные традиции, собирают историю своей семьи, рассказывают о семейных династиях, собирают материалы о знаменитых людях и истории своего села, города, деревни, района, Удмуртской республики, о выпускниках нашего колледжа, о государственной символике, символике района, города (Приложение 1). Собранный материал оформляют в виде рефератов и докладов, которые используются для проведения конференций и бесед во время классных часов и на занятиях общественных дисциплин [8.2]. 3. Рождение Сарапульского сельскохозяйственного техникума (1920-1929) 3.1 Организация техникума. В 1898 году в Сарапуле была организована кожевенно-ремесленная школа [4;1]. 26 сентября 1919 года школа была преобразована в техническое училище по кожевенному делу и сельскому хозяйству [5;3]. 26 апреля 1920 года на базе училища был создан Сарапульский сельскохозяйственный техникум. Первый прием был объявлен на 4 отделения: агрономическое, лесное, землемерное и кожевенное. На первый курс было принято 50 человек. В 1921 году кожевенное и землемерное отделения были отделены, а техникум преобразован в Практический сельскохозяйственный институт с агрономическим и лесным отделениями [6]. С 1 апреля по 1 октября 1922 года в нем работало 18 преподавателей и обучалось 100 учащихся [2]. В 1922 году была создана комсомольская организация, в рядах которой состояло 18 человек. Руководил ею Шубин Иосиф Яковлевич, член ВКП (б) с 1905 года, единственный коммунист в институте. Работали: драматический, хоровой, танцевальный кружки и несколько спортивных секций. Раз в месяц устраивались концерты перед учащимися и крестьянами окрестных деревень. В августе 1923 года состоялся первый выпуск - 12 агрономов и 10 лесоводов. Осенью этого же года институт был вновь реорганизован в техникум с агрономическим и лесным отделениями. Часть учащихся перешла на 3-ий курс Казанского сельскохозяйственного института. Контингент учащихся в 1923 году достиг 200 человек. 3.2 Создание кабинетов.
В эти годы были созданы учебные кабинеты: ботаники, зоологии, химии, почвоведения, земледелия, зоотехники, машиноведения, геодезии, кабинет животноводства и молочного дела. Оборудование этих кабинетов было довольно 3.3 Организация учебного хозяйства «Культура» Для прохождения учебной практики учащимися агрономического и лесного отделений институту ещё в 1922 году было передано хозяйство «Культура» - бывшая ферма купца Курбатова (ныне именуемая «Питомник»), общей площадью 220,5 десятин. На фермах имелось 40 коров и 10 свиноматок. На территории учхоза находились 2 жилых дома, склады, коровник, свинарник. Имелся различный сельскохозяйственный инвентарь и несколько простейших машин, рассчитанных на конную тягу.
В декабре 1922 года по инициативе учащихся третьего курса был организован кружок общественной агрономии. Первым председателем его был избран учащийся Михаил Стригин, впоследствии работавший преподавателем машиноведения. Члены кружка занимались самообразованием и вели беседы по текущим вопросам и вопросам сельского хозяйства в деревнях Сарапульского уезда. Организовывали конференции, выставки, проводили экскурсии по опытным делянкам учхоза «Культура». Весной в деревнях было протравлено 300 пудов зерна. Проводилось обучение сортировке зерна созданным «сортировальным обозом». В 1925-1926 учебном году председателем кружка был избран Черешков, секретарём - Рукавишникова. В этом году работу кружка вели по заданию «РИКа» (Районный исполнительный комитет). Проводилось землеустройство в деревнях, распространялись семена корнеплодов, минеральные удобрения. Такой характер работы сохранялся до 1930 года. На учхозе учащиеся выполняли весь объем работ, пахали на лошадях, все другие работы выполняли вручную. Жали серпами, молотили на ручной молотилке. На учебной практике собирали гербарии, анализировали почвы, составляли рационы, дежурили на ферме, проводили горизонтальную съёмку, изучали сельскохозяйственную технику. Учащимся агрономического отделения было выделено 8 десятин пашни для проведения полевых опытов. В 1926-27г.г. было заложено 632 делянки с опытами. Круг исследований был очень широким: сроки и способы сева, опыты по применению минеральных удобрений, способы ухода за картофелем, опыты с парами, выращивание растений на зеленый корм. Руководили опытами СВ. Вершинин и И.П. Барабанщиков. 3.4 Ведущие преподаватели. Михаил Александрович Стригин родился в городе Сарапуле, учился в Сарапульском практическом институте. В 1922 году был избран первым председателем кружка «Общественная агрономия». С 1 сентября и до середины 40-х годов работал преподавателем по сельскохозяйственному машиноведению и основам сельскохозяйственной механики. Под его руководством кабинеты сельскохозяйственного машиноведения были оснащены почти всеми необходимыми в то время машинами и оборудованием. Сергей Васильевич Вершинин родился в 1887 году в городе Сарапуле. В 1913 году окончил Петровскую сельскохозяйственную академию в Москве (Сельскохозяйственная академия им. Тимирязева). В 1922 году поступил на работу в Сарапульский сельскохозяйственный техникум преподавателем земледелия. Под его руководством происходило становление и оснащение учебных кабинетов учхоза «Культура». Активный участник и вдохновитель кружка «Общественная агрономия» .Иван Павлович Барабанщиков родился в городе Сарапуле. Окончил Сарапульское реальное училище в 1907 году, а в 1913 году Петровскую сельскохозяйственную академию. С сентября 1922 года и до конца 1956 года работал преподавателем животноводства и молочного дела в Сарапульском сельскохозяйственном техникуме. Под его руководством был создан кабинет животноводства, оформлен стенд «КРС на учхозе», учащиеся активно занимались опытничеством. Митрошина М.Р., выпускница лесного отделения 1927г. вспоминает: «Преподавательский состав был очень хороший. Все учащиеся агрономы и лесоводы были очень дисциплинированы, трудолюбивы, жили как одна семья дружно, как родные. За 4 года учебы никто не слышал от наших ребят ни одного грубого слова и никогда не видел их выпившими ... Прошло уже 46 лет со дня окончания техникума, но воспоминания о нашем любимом техникуме, о преподавателях и учащихся остались самые хорошие...» [8.5]. 3.5 Быт учащихся. Нельзя обойти молчанием быт учащихся первого десятилетия. Рассказал об этом преподаватель техникума в 1922-1956 г.г. Барабанщиков И.П.: «Общежития учащихся находились в неплохих зданиях, но оборудованы они были очень плохо: не хватало кроватей, одеял, подушек, простыней, столов, табуреток и прочего. Питание было малокалорийным. В студенческой столовой суп варился из одной капусты. Картофель был дефицитным продуктом. Его сажали мало, и он был на особом учете - наравне с хлебом. Тогда было не до жиру -быть бы живу. Но, несмотря на это учащиеся того времени не падали духом и занимались учебой неплохо...» [8.1]. 4. Учебное заведение в предвоенные годы (1929-1940 гг.) 4.1 Реструктуризация техникума До 1930 года в техникуме было 2 отделения: агрономическое и лесное. Агрономическое отделение с 1929 по 1930 годы стали именовать отделением коллективного земледелия, так как перед техникумом была поставлена задача -готовить специалистов исключительно для обеспечения колхозного движения, черпая контингент учащихся преимущественно из среды самих колхозников. Количество учащихся в этот период достигло 250-300 человек, штат преподавателей составлял 23 человека. В 1930 году техникум разделили на два самостоятельных техникума: сельскохозяйственный и лесотехнический. Сельскохозяйственному техникуму было выделено здание бывшего духовного училища по улице Первомайской, 24. Техникум стал чисто агрономическим, готовил агрономов-семеноводов. В 1934 году при техникуме была открыта районная колхозная школа, которая через 2 года была выделена в самостоятельное учебное заведение. В 1937 году было открыто отделение агрономов-плодоовощеводов. Возглавлял техникум в этот период А.А. Садовский, ведущими преподавателями были: И.В. Комаров, С.А. Нелюбин, П.П. Тимофеев. 4.2 Методы преподавания в техникуме. В первые годы существования техникума основным видом учебных занятий были лекции, они давали возможность преподавателям изложить весь учебный материал, предусмотренный программой. Лекции сочетались с практическими занятиями, которые проходили в лабораториях и на учхозе. Других источников знаний не было, учебников было очень мало, а по некоторым дисциплинам их не было совсем. В 1926-1927 учебном году вводится Дальтон-план - бригадно-лабораторный метод изучения материала. Учебная группа при этом делится на 2 бригады по 6-8 человек, избирается бригадир, каждой бригаде давалось месячное задание, его учащиеся выполняли самостоятельно, а преподаватель проводил только вступительную беседу и консультировал. Изучив теоретический материал, учащиеся должны были выполнять и практические работы (решение задач, составление графиков, диаграмм, проведение опытов, сбор гербариев и коллекций, работы на парниках, ферме, поле). Учет знаний при лекционном методе был в форме зачетов, а при Дальтонплане - по тетрадям, путем беседы с бригадиром. За работу отчитывался бригадир, оценки ставились одинаковые всей бригаде. В 1930 году Дальтон-план был заменен урочной формой занятий, которая применяется и сейчас. 5. Техникум в военные годы (1941-1945) В предвоенные годы материальная база техникума значительно укрепилась. Крепло и учебное хозяйство, однако все работы выполнялись либо на лошадях, либо вручную. Имеющиеся два трактора «Универсал-1» не работали из-за отсутствия запасных частей. В начале 1941 года учхоз получил первую автомашину. Началась Великая Отечественная Война, она тяжелым бременем легла на коллектив техникума. Многие учащиеся, преподаватели, рабочие ушли на фронт. В техникуме и на учхозе остались только старики, больные, женщины и дети. Были взяты на фронт все здоровые лошади и автомашина. Здание техникума было взято под госпиталь, а техникум переселился в общежитие во дворе; через неделю - в здание теперешнего радиотехникума -угол улиц Гагарина и Красноармейской. Еще через неделю техникум переехал в общежитие по улице Интернациональной. В это же общежитие было принято имущество сельскохозяйственного техникума, эвакуированного из города Жиздры. Преподаватели, сопровождавшие это имущество, Д.В.Васильевский и М.А.Васильевская так и остались работать в нашем техникуме. События тех лет описывает управляющий учхозом Водоватов А.А.: «Столовую поместили в крольчатнике. Да, было холодно и голодно, сидели в одежде, шапках, с потолка текло, продуктов питания было недостаточно. Торг давал хлеб, остальные продукты - учхоз, кое-как прожили до весны 1942 года. Как кормили в столовой... можно сказать, что неважно, но в городе нашей столовой завидовали, так как овощей у нас было достаточно, да еще приобретали «черную мучку» и делали завариху иногда с молоком, а иногда с маслом горчичным. Горчицу сеяли и масло делали. Ели все учащиеся, рабочие, служащие и преподаватели, ели и хвалили, что сытно» [8.4]. В годы войны здание техникума было использовано под госпиталь. В октябре 1945 года он снова переехал в учебный корпус по Первомайской , 24. 6. Сарапульский сельскохозяйственный техникум в 1946-1963г.г 6.1 Трудности послевоенного периода. Первый послевоенный учебный год был легче военных. Возвращенный учебный корпус требовал ремонта, печное отопление нуждалось в 700 кубометров дров, общежитие было ничтожно мало. По-прежнему было трудно с питанием, одеждой, бумагой, учебниками. Многие из этих трудностей под руководством директора Перминова М.А. были преодолены. Был проведен водопровод. В подвале техникума была открыта столовая, где использовались продукты, выращенные на учхозе. В подвале корпуса №2 был организован засолочный пункт, где заготовлялось до 70 бочек помидор и огурцов. Во дворе под навесом был установлен чан на 12 куб.метров для квашеной капусты. Во дворе техникума были заложены парники и построена теплица. Здесь учащиеся проходили учебную практику, выращивали рассаду помидор, капусты, цветов, ранние овощи. Во дворе перед жилым домом был разбит прекрасный цветник, высажена плантация винограда. Всем этим хозяйством с большим старанием заведовал Ф.В.Моралев. В 1953 году плодоовощное отделение было закрыто, а вместо него вновь открыто землеустроительное отделение, которое сделало 3 выпуска (84 техника-землеустроителя) и в 1960 году снова закрыто. В 1956 году было открыто бухгалтерское, а затем отделение плановиков-экономистов, последнее просуществовало недолго, выпустив 158 специалистов. В 1957 году открылось заочное агрономическое, а затем и бухгалтерское отделение. 6.2. Ведущие преподаватели. Мерзлякова Ольга Николаевна, родилась в городе Сарапуле в 1893 году. С 1934 года по 1956 год работала преподавателем ботаники и защиты растений в Сарапульском сельскохозяйственном техникуме. Награждена многочисленными грамотами и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». Краснопёров Степан Платонович, родился в 1904 году в семье Сарапульского сапожника. В 1920 году поступил и в 1923 году окончил Сарапульский сельскохозяйственный техникум. Участник Великой Отечественной Войны. С 1945 года по 1959 год работал агрономом учхоза, а затем преподавателем экономики и организации. В 1964 году вышел на пенсию. 7. Образование совхоза - техникума. В 1964 году техникум имел хорошую материальную базу, как в учебных кабинетах, так и в учебном хозяйстве, что обеспечивало подготовку высококвалифицированных специалистов. Учхоз имел необходимый комплект автомашин, тракторов, сельхозмашин, и орудий. В августе 1964 года решением Совет¬ского правительства был образован Сарапульский совхоз-техникум путем слияния техникума и совхоза «Сарапульский» (бывший колхоз «Труженик»). Директором стал Балберин Александр Яковлевич, выпускник техникума 1945 года. В селе Сигаево началось строительство учебного корпуса, общежитий для учащихся на 900 мест, квартир, столовой, производственных помещений. В 1971 году открылось отделение агрономов-организаторов, а в 1975 году гидромелиоративное отделение. Под руководством Морозова М.Ф. был заложен дендрологический парк. Первого сентября 1975 года техникум начал занятия в новом учебном корпусе. Контингент учащихся достиг 30 учебных групп или 850-900 человек на очном отделении и 800-850 на заочном. 8. Современный этап. В 1991 году Сарапульский совхоз-техникум реорганизуется в Сарапульский колледж-совхоз. Занятия ведутся по индивидуальным, экспериментальным учебным планам по трехступенчатой системе. Выпускаются специалисты повышенного уровня. В 2000 году, в связи с реализацией программы модернизации Российского образования Сарапульский колледж-совхоз реорганизуется в Федеральное образовательное учреждение среднего профессионального образования (ФГОУ СПО) «Сарапульский аграрно-экономический колледж». В настоящее время в колледже работает хороший творческий педагогический коллектив: 40 преподавателей, 3 мастера производственного обучения, 3 педагога дополнительного образования, 2 воспитателя общежития. Более половины преподавателей имеют большой педагогический стаж. Из 40 педагогических работников свыше 50% имеют высшую квалификационную категорию. Почетное звание «Заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики» получили 11 педагогических работников, 2 преподавателя являются Заслуженными работниками сельского хозяйства Удмуртской Республики, Преподаватель - Заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, 1 преподаватель - Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации, 2 человека награждены нагрудным знаком «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации». Возглавляет работу коллектива Кропачев Александр Георгиевич, кандидат экономических наук. Заключение. У Сарапульского аграрно-экономического колледжа богатая история и большое будущее. Наше учебное заведение закончили люди, которые внесли большой вклад в процветание нашей Родины. Среди них: Зевахин Михаил Степанович - Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, Букин Николай Иванович - участник Великой Отечественной войны, поэт, автор песни «Прощайте скалистые горы», Балберин Александр Яковлевич - директор Сарапульского совхоза-техникума в 1964 - 1987 годах, Тубылов Валентин Кузьмич - председатель Верховного Совета УАССР в 1990 - 1995 годах, Агашин Владимир Иванович - заместитель председателя Госсовета Удмуртской Республики в 1995 - 2004, Степанова Юлия Михайловна - лыжница, многократная чемпионка Советского Союза в 80-е годы и многие другие. Сегодня можно уверенно сказать, что за свою 87-летнюю историю Сарапульский аграрно-экономический колледж подготовил много замечательных специалистов и достойных граждан, и может ими гордиться. Для последующих поколений студентов и преподавателей имеется большое поле деятельности в поисковой и исследовательской работе. Список литературы и источников.
1. Государственный Архив Кировской Области. Архивная справка. 16 апреля 1968г.
Приложение 1 ВЫПИСКА ИЗ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
МУЗЕЯ 1. Основные направления в работе
1. Изучение истории учебного заведения и истории края.
Приложение 2
|