Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

Легенды, предания, приметы и поверья,
бытующие среди жителей д. Бобья-Уча Малопургинского района
( исследовательская работа)

Номинация «Этнография»

Выполнил: Иванов Дмитрий
Валентинович, учащийся 
группы 9-2 Гуманитарного лицея
Научный руководитель: Решетникова
Ангелина Ефремовна.
преподаватель удмуртского языка Гуманитарного лицея

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…стр.3
Глава 1. Удмуртский фольклор……...………………….................стр.6
1.1. Удмуртский фольклор и его изучение….……………………..стр.6
1.2. Место и роль мифов, преданий, примет, легенд и поверий в фольклоре………………………………………………………………..стр.8
Глава 2. Легенды, приметы и поверья жителей д. Бобья - Уча (собранный материал)………………………………………………………………..стр.14
Заключение, выводы………………….……………………………...стр.19
Список литературы…………………..……………………………....стр.21
Приложение…………………………………………………………...стр.22

Введение

Данная работа посвящена исследованию удмуртских мифов, преданий, легенд, примет и поверий, бытующих среди жителей деревни Бобья-Уча Малопургинского района, и определению степени их сохранения.

Актуальность исследования заключается в том, что мировая общественность уже несколько десятилетий бьёт тревогу о том, что малочисленные народы находятся под угрозой исчезновения, а вместе с ними может исчезнуть и их культура. Ценности мировой культуры богаты своим разнообразием. Любое явление древней культуры любого этноса украшает мировую цивилизацию, словно бесценный бриллиант, и потеря его является безвозвратной для будущих поколений. Невозможно восстановить за несколько лет то, что создавалось веками силой народной мудрости и таланта. 

Записанные от самих носителей произведения устного народного творчества, опубликованные в научных сборниках журналах и других печатных изданиях, становятся общедоступными для многих людей, пополняя существующую культуру. Именно поэтому сегодня нужно собирать любую культурную информацию о живущих этносах земного шара.

Удмуртский народ, представителем которого являюсь и я, имеет богатое культурное наследие. Много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов для того, чтобы сохранить и донести его будущим поколениям. Я также своим исследованием могу внести свой вклад в это благородное дело. 

Главное, на что я опирался при выборе темы исследования, - это мой личный интерес: я родился в этой деревне и очень люблю ее. 

Цель. Собрать и систематизировать сохранившиеся в деревне устные предания, легенды, приметы и поверья.

Задачи:

1) Изучить теоретический материал о фольклорном наследии удмуртского народа.

2) Провести опрос среди жителей деревни Бобья-Уча Малопургинского района

3) Опубликовать материал.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что среди жителей деревни Бобья-Уча Малопургинского района до сих пор сохранились легенды, предания, приметы и поверья.

В нашем исследовании мы опирались на работы таких ученых и филологов как Шушакова Г.Н., Владыкин В.Е., Христолюбова Л.С., Владыкина Т.Г., Яшин Д.А., Шкляев А.Г. 

На наш взгляд наиболее подходящим методом исследования является опрос. Его мы и использовали в исследовании. 

Известный удмуртский этнограф Владыкин В.Е. дает такое определение термину миф: миф (от греч. mythos — предание, сказание), повествование о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшее в первобытном обществе [3].

Исследователь русского фольклора М.И. Шахнович под приметами понимает всю совокупность кратких изречений, содержащих наблюдения над отношениями между явлениями или событиями. 

Марийский фольклорист А.Е. Китиков в качестве примет рассматривает эмпирические наблюдения, которые давали возможность подметить признаки закономерностей, т.е. причинно-следственные связи. Приметы же, в которых эти связи отсутствуют, он относит к поверьям, суеверию, ибо, по его мнению, они порождены не закономерностью, а случайностью. 

Исследователь удмуртского фольклора Перевозчикова Т.Г. дает такие определения: приметы – это краткие изречения, отражающие верные наблюдения над окружающей природой и передаваемые из поколения в поколение как часть практического опыта народа, а поверья – краткие изречения, являющиеся пережитками ранних форм религии и сохранившие особенности сознания древнего человека, его мифологического мироощущения[7].

В «Толковом словаре» С.И.Ожегова даются такие определения: 

Примета явление, случай, которые в народе считаются предвестием чего-нибудь.

Поверье идущее из старины и живущее в народе убеждение, вера в примету.

Предание переходящие из уст в уста, от поколения к поколению рассказы о былом, легенда [8].

Легенда это устный рассказ исторического содержания, который невозможно доказать документами. В ней рассказывается о настоящем событии или человеке, но показанные факты немного изменены, преувеличены. 

Предание это устный рассказ о жизни древних людей, о происхождении географических, этнографических, исторических и других терминов. В преданиях народ по-своему объясняет происхождение названий рек, гор, селений, воршудов, показывает жизнь древних людей, их взаимоотношения [5].

Глава I

Удмуртский фольклор

1.1. Удмуртский фольклор и его изучение

Фольклор это устное художественное поэтическое творчество. Жизненный путь удмуртской фольклористики еще не такой длинный, но показательным является объём собранного и изданного материала, а также существование целой школы удмуртской фольклористики.

В 1724 году по приказу Петра I в России был создан первый научный центр – Петербургская Академия Наук. Он объединил разные научные сферы. Перед Академией ставились огромные задачи. Среди них – изучение богатств Российской природы и знакомство с жизнью и бытом народа. 

В XVIII – XIX вв. у удмуртов побывали или проходили через их земли знаменитые русские писатели, отосланные в ссылку – А.Н.Радищев, А.И.Герцен, М.Е.Салтыков-Щедрин, В.Г.Короленко и другие. В своих дневниках, воспоминаниях они говорили про удмуртов, их песнях, традициях гостеприимства и взаимоотношениях в семье лишь самые теплые слова.

В 1845 году в Петербурге было создано Русское Географическое общество. Оно посылало своих ученых и в удмуртские земли. В первую очередь члены общества старались познакомиться с жизнью народа, вместе с этнографическим материалом они собирали и фольклорные произведения. 

По просьбе географического общества огромную работу проделал первый удмуртский этнограф, фольклорист и поэт Г.Е.Верещагин. 
Об удмуртах также писали Н.В.Никольский, П.И.Якоби и другие члены географического общества.

Так же сбором удмуртского фольклора занимались церковные работники. Для них удмуртские устные произведения в первую очередь понадобились в миссионерских целях. Так они хотели узнать и понять взгляды удмуртов на жизнь, их религиозные представления.

Много удмуртских устных произведений печатал в Будапеште знаменитый венгерский лингвист Б.Мункачи. Он использовал разные возможности для сбора удмуртского фольклора. Во время Первой мировой войны, в 1914-1918 годы, он записывает много устных произведений со слов удмуртов, попавших в плен в Венгрию. 
Среди современных зарубежных ученых, изучающих удмуртский фольклор и литературу, особенно тщательно работает венгерский ученый Петер Домокош. По этим работам он написал множество статей на немецком и венгерском языках.

В нашей стране хорошие условия для сбора и изучения удмуртского фольклора появились в начале 20-го века. В это время над сбором и публикацией фольклора работали К.Герд, Т.Борисов, М.Ильин, Я.Ильин, П.Горохов, Сарман Педор (Ф.Андреев) и другие.

В 30-e годы был сделан новый шаг в области удмуртской фольклористики. В 1931 году был создан Удмуртский научно-исследовательский центр, открыт Удмуртский пединститут (ныне УдГУ) и Удмуртский драматический театр.

1.2.Место и роль мифов, преданий, примет, легенд и поверий в фольклоре

В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. Мифам разных народов присущи сходные и повторяющиеся темы и мотивы. В первобытном обществе мифы - основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени); особенность мифологического сознания - установление мнимых связей между различными явлениями. Мифы в переносном смысле - ложные, некритические, оторванные от действительности состояния сознания, концепций, представления.

Мифы, легенды, предания и поверья занимают важное место в фольклоре, имеют огромное значение для него. Удмуртская мифология – это чрезвычайно интересная система героев, духов, великанов и богатырей. Она состоит из огромного количества легенд, сказаний и стоит в одном ряду с «Калевалой» или сказками «Тысячи и одной ночи». И точно так же удмуртская мифология - это культурное наследие удмуртского народа, которое является источником тем и вдохновения для художников, драматургов, скульпторов и целым миром для изучения филологами, этнографами и лингвистами. 

Наиболее известным и признанным в этой области среди удмуртских ученых является этнограф Владыкин Владимир Емельянович, профессор, д-р ист. н., автор множества книг и статей, в т. ч. наиболее интересной из них для нас монографии «Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов» и книги «Этнография удмуртов». «Мифологию понимают и определяют по-разному, - пишет профессор. - Существует огромное количество разночтений в понятийном аппарате, методах и методиках исследований мифологии. Только определений мифа около 500. Стало уже почти традицией, говоря о мифе, подчеркивать его загадочность, непознанность и непознаваемость. Создается своеобразный миф о мифе. Все больше пишут о мифе, мифологии порой в самом неожиданном контексте: налицо социальное, политическое и даже экономическое мифотворчество. Особенно “чувствительной” к мифологизации оказалась история. На месте старых, развенчанных мифов тотчас же создаются новые». 

Удмуртские фольклористы не раз указывали на то, что отдельные жанры национального фольклора до сих пор не были предметом специального изучения. Это касается, в частности, примет и поверий. 

Удмуртский ученый-фольклорист, Перевозчикова Т.Г., считает, что «связи, установленные между приметами и поверьями, отнюдь не случайны. Они закономерны с точки зрения первобытного человека. Эти «закономерности» обоснованы особенностями мышления древних людей. 

Основная часть поверий, по ее мнению, является «осколками» ранних форм религии, и именно в их контексте предлагается рассматривать тематику этого жанра, его особенности. 

Недостаток знаний о закономерностях природных явлений, бессилие человека перед стихиями природы, зависимость успеха какого-либо предприятия от случая, неблагоприятного воздействия природы способствовали искаженному отражению взаимосвязи вещей и явлений в сознании человека, порождали те или иные формы верований, вызывали к жизни множество поверий.

Значительное научное наследие оставил нам собиратель фольклора, поэт Яшин Д.А. В его трудах мы находим описание сказок и легенд. «По внешнему виду и объему легенды и предания схожи со сказками. Но эти жанры нельзя смешивать друг с другом. Действие, описанное в сказках, проходит в неизвестное время и в неизвестном месте, а в легендах и преданиях место и время действия чаще всего бывает прямо указано или его можно определить по содержанию произведения»[5].

Легенды и предания близки друг к другу, но есть у них свои особенности, которые мы можем определить по их происхождению, тематике и содержанию. В фольклоре встречаются много таких текстов, где можно встретить признаки и того и другого. Именно поэтому фольклористы чаще всего рассматривают эти два жанра вместе [5].

Глава 2.

Легенды, приметы и поверья жителей 
д. Бобья - Уча (собранный материал).

Легенды, приметы и поверья занимали огромное место в жизни удмуртов д. Бобья-Уча и имеют определенное значение и сегодня. 

Приметы и поверья еще живут, но многое поменялось местами: на смену примет о погоде пришел прогноз погоды, предсказания гадалок заменили астрологические прогнозы, а многие поверья были опровергнуты самим человеком, его открытиями и научными достижениями. Например, все уже знают, что земля не плоская чаша, которую держит на рогах бык. Немногие люди до сих пор верят в существование духов. 

Но люди по-прежнему уверенно предсказывают изменения в погоде, например, зимние морозы предсказывают по поднимающемуся дыму из труб:

Чын инме мечак выллань тубиз ке, кезьыт луоз.
Дым поднимается в небо столбом – к морозу.

зимнюю непогоду по плохому разгоранию дров в печи или по поведению домашних животных:
Пуны лымы вылын погылляське ке, куазь жобаськоз.
Собака валяется на снегу – к ненастью.

Как правило, эти приметы оказываются надежными и проверенными. Как раньше, люди доверяют приметам, связанным с дорогой, со сновидениями, с состоянием погоды в определенные дни, связывая это с весенне-полевыми работами:

Кызьпулэн гурыосыз пилиськыло – нянь кизён дыр вуиз.
Лопаются сережки на березе – пора сеять пшеницу.

Шупу сяськаяськыку кияр мертто.
Цветет калина – можно сажать огурцы.

Кызьпулэн куарез ожыт на ке, кышкатэк няньдэ кизь.
Листьев на березе еще мало – не бойся сеять.

Существует огромное количество примет, связанных с благополучием, здоровьем и т.д. которым до сих пор доверяют. Даже сейчас можно услышать, как ребят в шутку посылают побегать под теплым моросящим дождиком:
Зорыку, гольык йыр ветлоно: бадзым будод!
Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: говорят, вырастешь большим! 

или как старики советуют кататься по земле во время первого грома: 
Нырысети гудыръямез кылид ке, музъем вылын погылляськоно – озьы бадзым будод, кужмо луод. 
Если услышишь первый гром, катайся по земле, кувыркайся через голову - так можно вырасти большим и сильным.

В домах не разрешается свистеть, иначе не будет денег:
Коркан шуланы уг яра – уксёед уз луы.
В доме свистеть нельзя – не будет денег.

Также есть приметы связанные с различными праздниками, с погодой в эти дни:
Виле зоре ке, сизьыл зоро луоз.
Если на Ильин день идет дождь, осень будет дождливой.

Некоторые приметы связаны с луной, ее положением и состоянием:
Толэзь жужакуз шонер ке, шулдыр , пе, луоз, гачоло ке, соку жобалоз.
Если месяц всходит прямо, погода будет ясной, если рожками вверх, погода будет ненастной.

Жужась пинал толэзез бур паласен ке адзид, умой луоз; паллян паласен ке адзид, урод луоз.
Если восходящий молодой месяц увидишь справа, это к добру, слева – к худу.

Как выяснилось в результате опроса, самой известной является легенда о возникновении деревни Бобья-Уча:

Эдэйгурт (другое название д. Бобья - Уча

Это было давно, когда на земле удмуртской шумели дремучие леса, когда только отважные охотники заходили в эти края, где нынче стоит наша деревня. Смелый охотник Эдэй из Большой Учи оказался в этих местах. Вот тут-то и приглянулся ему родничок, который носит в наше время название «Дада ошмес»

Решил он обосноваться у этого родничка. Когда же вернулся он со своей семьей, то никак не мог найти заветного родничка. На пути ему попадались речки и родники, но не было того, который особенно понравился.

Так он пришел к невысокому яру, из-под которого начинался маленький родничок. Протекая по небольшому болоту, ручеек набирал силу и при впадении в речку становился уже большим ручьем. Позже этот родник получил название «Мырк ошмес». Здесь и построил Эдэй свой дом. Красивым и сильным был, говорят, Эдэй. Горячий хлеб в заплечном мешке не успевал остывать, пока он бежал на лыжах из Большой Учи до своего поселения (до Бобья – Учи).

Поселение Эдэя постепенно росло. Люди расчищали леса, строились, пахали землю. У деревни же удмуртское название так и осталось «Эдэйгурт». Неиссякаемый Мырк ошмес и сегодня служит людям.

Рассказы о представителях так называемой низшей мифологии: Вумурте, или Вукузё (водяном), Нюлэсмурте (лешем), Палэсмурте (половинном человеке), Коркакузё (домовом), Тöлпери (духе ветра) и других мифологических существах сохранились лишь среди пожилого населения. Вот, например, один из таких рассказов, который мне поведал Иванов Петр Иванович, житель деревни Бобья-Уча, пенсионер: 

«Огпол Олексан – атаелэн эшез – чортиз сое минчое, «пукисьёс» доры. Атай соглаш луиз, соос мынизы. Кыдёкысен ик кылиське кызьы минчоын кырзало. Вуизы со доры. Укноын тыл жуа. Осэз усьтизы гинэ но – адямиос но, тыл но овол – минчоын пеймыт но шыпыт. Кышкыт соослы луиз – берен берытскизы. Нош бертыкузы кытыське ой вал сьод кыр парсь азязы потиз. Со пиосъёсты пыд вылысьтызы уськытиз, собере огпол ускытиз на, но ышиз»

«Однажды Олексан – друг моего отца – позвал его в баню, послушать как поет молодежь (раньше в деревне не было клуба, и молодежь по вечерам собиралась в бане). Отец согласился, и они пошли. Издалека слышно было, как поют, а в окошке свет виден. Пришли к бане. Только открыли дверь – ни людей, ни света – темно в бане и тихо. Жутко им стало – пошли прочь. На обратном пути – откуда ни возьмись – черный кабан. Он пронесся, сбив обоих юношей с ног, затем еще раз также напугал их и исчез». 

В этом рассказе мы видим проделки Минчокузё и Шайтана, которые в удмуртской мифологии считаются врагами человека. Во многих удмуртских легендах рассказывается о том, что шайтан превращается в черного кабана или черного быка и пугает людей, которые ходят поздно ночью в безлюдных местах. 

Конечно же, представления о мире со временем меняются. Многое из традиционных воззрений народа исчезло, кануло в Лету, а то, что осталось, нам часто непонятно. И все же очень интересно и поучительно было бы попытаться восстановить, расшифровать эту сложно закодированную систему символов, образов, идей [2].

Вывод

Проанализировав литературу, мы пришли к выводу, что удмуртский народ имеет богатое культурное наследие, много людей – ученые, краеведы, учителя, студенты и школьники – собирали и описывали устное народное творчество удмуртов. И собирали его не только удмуртские ученые, но и российские и зарубежные. Проделан огромный объем работы. Но еще остается много не собранного, не изученного материала, и исследователями в этой области могут стать даже учащиеся.

В результате проведенного исследования установлено, что в деревне Бобья-Уча Малопургинского района до сих пор сохранились удмуртские легенды, предания, приметы и поверья. Они передаются от отцов и матерей к детям, помогают осмыслять и познавать окружающий мир и верить в волшебство, существующее в природе.

Информаторы:

1. Иванова Ангелина Петровна, удмуртка, 1961г.р.
2. Иванов Петр Иванович, удмурт, 1925г.р.
3. Семенова Юлия Ивановна, удмуртка, 1952г.р.
4. Волкова Лилия Евгеньевна, удмуртка, 1972г.р.
5. Волков Иван Алексеевич, удмурт, 1991г.р.
6. Антипин Иван Михайлович, удмурт, 1958г.р.
7. Канигина Галина Евгеньевна, удмуртка, 1968г.р.
8. Канигин Александр Анатольевич, удмурт, 1970г.р.
9. Фролов Виктор Витальевич, удмурт, 1963г.р.
10. Фролова Елена Евгеньевна, удмуртка, 1967г.р.
11. Фролов Александр Викторович, удмурт, 1992г.р.
12. Фролова Мария Викторовна, удмуртка, 1991г.р.
13. Трофимов Василий Николаевич, удмурт, 1991г.р.
14. Фёдоров Александр Валерьевич, удмурт, 1937г.р.
15. Петрова Ольга Алексеевна, удмуртка, 1994г.р.
16. Алексеев Николай Николаевич, удмурт, 1987г.р.
17. Алексеева Дарья Ивановна, удмуртка, 1935г.р.
18. Иванов Евгений Витальевич, удмурт, 1992г.р.
19. Михайлов Николай Алексеевич, удмурт, 1985г.р.
20. Федотов Антон Николаевич, удмурт, 1946г.р.
21. Поломов Леонид Васильевич, удмурт, 1958г.р.
22. Поломова Алевтина Семеновна, удмуртка, 1965г.р.
23. Леонтьев Михаил Антонович, удмурт, 1943г.р.

Список литературы

1.Шушакова Г.Н. Ма сярысь верало калык кылан-буранъес? ИУУ, 1997, 60с.
2. Владыкин В.Е., Л.С.Христолюбова. Этнография удмуртов. Удмуртия, 1997, 248 с.
3.Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Удмуртия, 1994, 384 с.
4. Шкляев А.Г. Удмуртская литература. Учебник-хрестоматия для 8 класса. Удмуртия, 2006, 288с.
5. Яшин Д.А., Удмурт фольклор. Удмуртия, 1987, 152 с.
6. Владыкина Т.Г., Специфика жанров удмуртского фольклора. УрО АН Союз Советских Социалистических Республик, 1990, 152с.
7. Владыкина Т.Г., Л.С.Христолюбова. Фольклор и этнография удмуртов: обряды, обычаи, поверья. УрО АН Союз Советских Социалистических Республик, 1989, 172 с.
8. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. 

Приложение

I. Приметы, живущие среди жителей д. Бобья-Уча

1. Если услышишь первый гром, катайся по земле - говорят, что так можно вырасти большим и сильным, спина болеть не будет. (Нырысети гудыръямез кылид ке, музъем вылын погылляськоно – озьы бадзым будод, кужмо луод, кускыд уз висьы).

2. Во время дождя нужно ходить с непокрытой головой: быстрее вырастешь.(Зорыку, гольык йыр ветлоно: бадзым будод).

3. Нельзя убивать жабу – будут затяжные дожди. (Эбекез эн виы – куазь зороз)

4. Надо обрызгать как можно больше людей водой – тогда будет дождь. (Адямиосты вуэн пазяса ветлид ке, куазь зороз).

5. В доме свистеть нельзя – не будет денег. ( Коркан шуланы уг яра – уксёед уз луы).

6. Если черемуха зацвела – жди похолодания. (Льомпу сяськаяське – возьма зорез).

7. Дым поднимается в небо столбом – к морозу. (Чын инме мечак выллань тубиз ке, кезьыт луоз).

8. Если дрова горят с треском – к морозу. (Гур тачыр-р карыса ке жуа, куазь кезьыт кариськоз).

9. Если гусь стоит на одной ноге, спрятав голову под крыло, будет холодно. (Зазег пал пыд йылаз йырзэ бурд улаз ватыса сылэ ке, куазь кезьыт луоз).

10. Собака валяется на снегу – к ненастью. (Пуны лымы вылын погылляське ке, куазь жобаськоз).

11. Ласточки летают низко – к дождю. (Ваёбыжъёс улэти лобазы ке, куазь зороз).

12. Муравьи рано прячутся в муравейниках – зима будет ранней. (Кузьылиос мучъёсазы вазь пытсасько – жоген тол вуоз).

13. Если в сентябре гремит гром, осень будет теплой. (Сентябре гудыръя – сизьыл шуныт луоз).

14. Мухи перед дождем кусаются. (Зорон азьын кутъёс куртчылисько).

15. Лягушки с громким кваканьем прыгают по берегу – к дождю. (Эбекъёс яр йылын кесяськыса тэтчазы ке, одно ик зороз).

16. Если гуси и утки машут крыльями, словно на воде, и бегают по двору – будет дождь. (Чожъёс но зазегъёс ву вылын кадь лопыръяськизы ке, бызьылизы ке – зороз).

17. Если куры летом, не дожидаясь вечера, взбираются на насест, будет сильный дождь. (Курегъёс гужем жыт вуэмлэсь ик азьло ик колыны тубизы ке, кужмо зороз).

18. Ладони становятся сухими – будет дождь. (Кырымпыдэс коса ке, куазь зороз ).

19. Днем становится очень жарко («парит») – вечером будет дождь. (Куазь нуназе шорын туж пось ке кариське, жыт зороз).

20. Пчелы скапливаются на улье – к жаре. (Мушъёс уморто бордазы огазе люкаськыса уло – куазь туж пось луоз).

21. Кузнечики поздно вечером стрекочут – погода завтра будет хорошей. (Бер жыт зозъёс шатыртизы ке, куазь чуказеяз ик шулдырскоз).

22. Соловьи поют всю ночь – к хорошей погоде. (Учы быдэс уй кырза – куазь шулдыр луоз).

23. Нельзя загрязнять землю возле родника: нельзя выливать помои или вываливать мусор. (Ошмесъёс котырысь музъемез жоб карыны уг яра).

 

Другие работы

 

Hosted by uCoz