Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

Выставка документов «Ах, белый пароход!»

 

15 апреля 2004 г.  Центральным  государственным  архивом  Удмуртской  Республики подготовлена выставка документов  «Ах, белый пароход!»,  посвященная 165-летию со времени появления  первых пароходов на реке Каме.

Экспозиция состоит из трех разделов.

В первом разделе выставки рассказывается о развитии пароходства в целом – о первом в мире пароходе «Клермонт», построенном американским изобретателем Робертом Фултоном в 1807 г.; об английском пароходе «Сириус», который в 1837 г. первым пересек Атлантический океан без помощи парусов; о первом российском пароходе «Елизавета», построенном в 1815 г. и испытанном в бассейне у Таврического дворца в Петербурге.

 

Здесь же представлены интересные сведения об одном из первых железных пароходов – «Грейт-Истерн», построенном в 1860 г. в Англии. Это был самый большой пароход того времени: длина 210 м, ширина 25 м, рассчитан на 4000 пассажиров. Из-за большой осадки «Грейт-Истерн» нигде не мог подойти к причалу, поэтому на его палубе стояли два небольших «пароходика» для доставки на берег пассажиров. Правда, эксплуатация судна на трансатлантической линии оказалась невыгодной, и «Грейт-Истерн» стали использовать сначала в качестве кабелеукладчика, затем как плавучий цирк. Когда судно отслужило свой срок, рабочим понадобилось два года, чтобы разобрать его.

Второй раздел выставки рассказывает о развитии пароходства на реке Каме. Первые пароходы появились здесь в 1839 г., а с 1846 г. началось их регулярное движение. Все это оказало огромное влияние на жизнь местного населения и деятельность прикамских заводов, которые получили удобное сообщение с промышленными и торговыми центрами. Здесь представлены почтовые открытки с видами реки Камы (нач. ХХ в.), фотографии  пристаней на Каме (1914-1918 гг.), Камского судостроительного завода (1904 г.), заводского парохода «Иж» на Ижевском пруду (нач. ХХ в.).

Последний раздел выставки составляют документы и фотографии, рассказывающие о строительстве речных судов на Воткинском заводе в кон.XIX – нач. ХХ вв. Новое производство – суда с железным корпусом – сначала было встречено рабочими завода недоверчиво. Однако спрос на пароходы был большой, поэтому судостроение успешно развивалось.

Первый железный пароход «Астрабад» был построен на Воткинском заводе для Астраханского порта и спущен на воду весной 1848 г.

В первые десятилетия существования верфи, судов на ней изготовлялось немного. С 1846 по 1886 год их сделали всего около ста. Но с 1886 г. в связи с общим подъемом промышленного производства в стране, судостроение значительно расширилось, и в начале этого столетия на заводе ежегодно изготовлялось в среднем восемь-десять, а между 1913-1918 гг. шестнадцать-семнадцать судов. Судостроение в Воткинске продолжалось почти 80 лет, всего было построено более 400 различных судов.

На выставке представлены подлинники и копии документов, которые сопровождаются пояснительным текстом.

Всего 38 экспонатов.

Экспозиция адресована пользователям читального зала архива, учащимся школ, колледжей, гимназий.

Начальник отдела информации ЦГА УР

 Н.А.Красильникова

 

 

Hosted by uCoz