Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЧАСТНОГО МЕХАНИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

 

1. Из истории образования в пореформенной России

 В июне 1992 года газета «Комсомольская правда» рассказала о книге Анатолия Цирульникова «Из тайных архивов русской школы». В своем интервью по поводу этой книги автор сказал: «Главное, что от нас скрывали, - это огромная культура истории просвещения в дореволюционной России… Миф о темной, безграмотной царской России был создан большевиками среди множества других мифов… В учебниках педагогики до сих пор советская школа занимает основное место, а все, что было до революции, - так, через запятую». Далее автор отмечает, что мало кому известна царская реформа 1915-1916 гг., которую проводил министр просвещения граф Игнатьев, где «было больше культуры и глубины, чем во всех советских школьных реформах, вместе взятых». Большинству людей из дореволюционных преобразований известны реформы Петра I и Александра II. С именем последнего связана отмена в 1861 году крепостного права и последующие изменения в идеологической и политической сферах, в том числе и в просвещении.

В 1863 году правительство издало новый университетский устав, в 1864 году – устав средних школ, по которому предусматривался доступ детей всех сословий в мужские гимназии. В том же году в соответствии с «Положением о начальных народных училищах» их разрешили открывать организациям и отдельным лицам, были определены полномочия земств, а также дано разрешение допускать к учительскому труду женщин.

Одним из стимулов к получению образования стала военная реформа. Устав всеобщей воинской повинности, утвержденный 1 января 1874 года, отменил рекрутские наборы. Срок службы в армии сократился до 6 лет, а на флоте – до 7. Для окончивших среднюю школу служба сокращалась до 3 лет, гимназию – до 1,5, вуз – до нескольких месяцев.

Уровень народного образования на Урале к моменту проведения реформ был чрезвычайно низким. Среди горнозаводских мастеровых грамотные составляли 7 – 10%. Развитие промышленности требовало грамотных специалистов, умеющих обращаться с машинами, поэтому за знание грамоты, арифметики, черчения и рисования рабочим начали выплачивать дополнительные деньги. Например, на Мотовилихинском заводе в начале 80–х годов ХIХ века неграмотные рабочие получали в день 45 копеек взрослый и 25 копеек подросток. За знание грамоты прибавлялось - 10 копеек, арифметики – 10 копеек, черчения и рисования - 10 копеек. По данным Всероссийской переписи населения 1897 года среди рабочих промышленности, строительства и транспорта Урала грамотные составляли уже 43,5% среди мужчин, грамотных женщин было в три раза меньше. В отдельных отраслях и губерниях этот показатель был выше. Постепенно поднималась общая грамотность населения Урала, так в Вятской губернии грамотность с 1867 по 1897 годы выросла с 6,2% до 16%.

Интересующий нас период отмечен не только количественным ростом грамотных людей, но повысилось и качество образования. В 1870 году было издано «Положение о гимназиях и прогимназиях». Эти учебные заведения ставили целью дать ученицам религиозно – нравственное образование. К 1885 году на Урале открыли 6 женских гимназий, кроме того действовало 3 женских епархиальных училища.

В 1871 году проведена реформа среднего школьного образования, в соответствии с которой введены новые типы классических гимназий и реальные училища. В последних большое внимание уделялось такому предмету как черчение (40 часов в неделю), математика, но уменьшено число часов для естествознания.

В 1872 году опубликовано «Положение о городских училищах», при которых разрешалось открывать ремесленные классы. Низшее специальное образование можно было получить в школах ремесленного ученичества.

В 1884 году введено в действие «Положение о церковно- приходской школе», по которому сельские начальные училища передали духовному ведомству.

Промышленное развитие требовало повышения образовательной подготовки также взрослого населения. Усилиями земств и культурно - просветительных обществ были созданы воскресные школы в Перми, Екатеринбурге, Вятке, Сарапуле, Челябинске и других городах. Преподавание в них велось бесплатно.

Обучали не только русское население, но и инородцев. В 1870 году приняты «Правила о мерах к образованию населяющих Россию инородцев», после чего на Урале открылись русско – татарские, русско – башкирские, школы для детей удмуртов и чувашей.

С началом ХХ века продолжалось совершенствование системы народного образования. В 1902 году в Екатеринбурге открыли художественно – промышленную школу и учебную мастерскую по камнерезному делу.

В Перми, Уфе, Челябинске действовали торговые школы.

В 1908 году в Вятке открыто коммерческое училище (такие училища часто причислялись к профессиональным школам), в основу деятельности которого был положен Устав Выборгского училища. В соответствии с Уставом в эту школу принимались мальчики и девочки без различия вероисповедания и сословия. Преподаватели получали право участвовать в выработке программ. Директор школы избирался преподавателями. Учителя работали в тесном контакте с родителями, активно действовал родительский комитет. Широко практиковались лабораторные работы, коллективный труд в мастерских и в деревне, выезды на фабрики, заводы, в кустарные мастерские.

Организовывались дальние экскурсии (в Москву, Петербург, на Урал). Летом 1914 года управлением Пермской железной дороги для экскурсии был представлен отдельный вагон третьего класса. Учащиеся совершили поездку по маршруту: Вятка – Пермь – Чусовая – Тагил – Екатеринбург – Миасс – Златоуст и обратно с остановкой в Кунгуре. Заведующая учебной частью Е.Н. Чунихина писала: «В Перми и на Чусовой учащиеся познакомились со сравнительно крупными заводами: пушечным (в Перми), железоделательным (на Чусовой). По тому времени это были технически хорошо оборудованные заводы. Учащиеся имели возможность проследить все стадии производства – от закладки руды до получения окончательного продукта – листового железа. В Тагиле ребята осматривали доменный цех во время выплавки чугуна. Южным пределом экскурсии был Златоуст: здесь осмотрели сталелитейный и оружейный заводы. В Екатеринбурге – прекрасный минералогический музей, организованный обществом любителей естествознания и систематизированный крупнейшим геологом И.В. Мушкетовым… Подьемом на Танганай закончилась наша интереснейшая экскурсия».

В конце ХIХ века появились первые медицинские училища. Медицине в Вятской губернии учили в двух фельдшерских школах. В 1902 году открыта фельдшерско – акушерская школа с четырехгодичным курсом обучения в Уфе.

В 1909 году в Перми открыты первые на Урале учебные заведения, дававшие среднее музыкальное образование: музыкальные классы Пермского отделения русского музыкального общества и музыкально- драматическая школа М. и Л. Басовых – Гольдберг.

Выросла сеть училищ по подготовке специалистов сельского хозяйства. Действовали Уфимское землемерное и Вятское сельскохозяйственное училища. В Вятской губернии было пять низших сельскохозяйственных школ. В них обучались в основном дети крестьян.

Значительно увеличилось число светских школ. За пять лет, с 1906 по 1911 гг., открыли 1669 школ, из которых лишь 155 принадлежало духовному ведомству.

Рост сети начальных школ увеличил потребность в учителях. Открылись учительские семинарии в Пермской, Оренбургской и Читинской губерниях, а также Бирская инородческая и Оренбургская русско – киргизская школы. В Вятской губернии учителей готовили в Глазове и Сарапуле. Высшее образование получали в Вятском учительском институте или Оренбурге, Уфе и Екатеринбурге. Право преподавания имели те, кто окончил епархиальные училища, духовные семинарии и восемь классов женской гимназии.

Осенью 1916 года в Перми появилось отделение Петроградского университета, преобразованное в мае 1917 года в самостоятельный, первый на Урале, уни-верситет. В октябре того же года открылся Екатеринбургский горный институт, хотя решение об его открытии приняли еще накануне первой мировой войны, 3 июля 1914 года.

На рубеже ХIХ – ХХ веков в России начальное образование получали в земских и городских народных школах, в церковно - приходских школах, среднее образование - в классических гимназиях и реальных училищах. Здесь следует сказать, что в центре классического образования стояли древние и иностранные языки, гуманитарные предметы, а реальное образование делало упор на естественные науки. Высшее образование давалось в народных университетах, в сельскохо-зяйственных, медицинских и учительских институтах. Накануне первой мировой войны в России было 120 высших учебных заведений, в которых обучалось 130 тысяч студентов.

Образование в России в начале ХХ в. не было обязательным, хотя этот вопрос не раз поднимался передовыми кругами интеллигенции.

2. История Воткинского частного механико-технического училища

2.1. Краткие сведения об учебных заведениях Воткинска ХIХ – начала ХХ вв.

24 января 1803 года территория России была поделена на 6 учебных округов. Вятскую губернию, куда входил Воткинский казенный завод, отнесли к Казанскому учебному округу.

История просвещения в Воткинске начинает свой отчет с 1807 года, когда открылась первая «Малая горная школа» с двухлетним курсом обучения. Школа отличалась теснотой помещений, нехваткой средств на содержание и превышающим нормы количеством учащихся.

Начавшаяся в 30-40-е годы ХIХ в. техническая реконструкция завода привела к резкому увеличению числа рабочих в цехах с передовой техникой, что в свою очередь вызвало необходимость расширения не только общего начального образования, но профессиональной подготовки мастеровых. Родители неохотно отдавали детей в школу. А так как заводу нужны были грамотные люди, то набирали учеников в принудительном порядке.

Учебные заведения Воткинского завода действовали на основе Горного устава и давали учащимся полезные знания, «особенно до горного дела относящиеся». В 1838 году при заводской школе формируется специальная группа по подготовке чертежников. В 1844 году из 760 детей мастеровых в возрасте с 7 до 12 лет в школе обучалось 435.

В 1840 году открыта школа для девочек. « В программу обучения входили чтение, чистописание, различные виды рукоделия, садовое и огородное хозяйство. В учителя определили «женщин способных». За обучение девочек взялась губернская секретарша Дарья Степанова, которая для обучения 50 девочек выделила две комнаты в своем доме.

Окружное училище открыли в 1848 году. В него принимали способных учеников заводской школы. « Четырехгодичная программа обучения включала арифметику, геометрию, черчение, бухгалтерское дело, географию и грамматику. Два раза в неделю ученики занимались у опытных мастеров, приобретая навыки кузнечного, слесарного и столярного дела.» Высокая требовательность к качеству знаний приводила к тому, что полный курс училища заканчивали менее половины принятых в первый класс. Ученики окружного училища стремились продолжить учебу. Из выпуска 1874 года изъявили желание поступить в Уральское Горное училище в Екатеринбурге 8 человек, но принято было только двое: Александр Тепляков и Александр Варначев. Если были возможность и желание, то учебу могли продолжить в Петербургском горном институте.

Наряду с казенными школами в Воткинске практиковалось домашнее обучение. Домашние классы вели священники, заводские служащие, мастеровые, жены и дочери горных инженеров.

В опубликованных в 1892г. статистических данных по Вятской губернии « в Воткинском заводе имеются следующие школы:

1.Министерства Народного Просвещения низшая школа и Окружное училище;

2.Четыре школы от земства - две мужские и две женские;

3.В 1889 году открыта Кирилло-мефодиевская школа (мужская), которая частью содержится на средства благотворительного общества, частью на средства уездного земства;

4. В 1890г. - церковно-приходская школа;

5. Частная временная школа;

6. Школа для кружевниц. Кроме упомянутых школ есть еще школа грамотности, учитель которой получает от земства ежемесячно по 9 рублей и с каждого ученика достаточных родителей –ежемесячно по 30 копеек; сироты учатся бесплатно. »

С началом ХХ века в Воткинске появляются средние учебные заведения. В 1902 году открыта частная женская прогимназия, которую возглавляла Е.Г. Коткова. В 1903 году Окружное училище преобразовали в четырехклассное городское, позднее его назвали Высшим начальным училищем. В 1912 году, благодаря усилиям отставного генерала В.Н. Смирнова, открыли частную мужскую прогимназию. Среди всех этих учебных заведений особую роль в подготовке технических кадров для завода сыграло среднее механико - техническое училище, которое в 1907 году открыли как частное.

2.2. О необходимости подготовки специалистов со средним специальным образованием, исходя из перечня оборудования, используемого на заводе

В начале ХХ века в заводе работало 256 служащих,19 инженеров и лишь один техник. Должности, которые могли бы занимать специалисты со средним специальным образованием, были по механической части почти в каждом цехе и лаборатории. Выпускники механико-технического училища могли работать мастерами, подмастерами, помощниками мастеров, чертежниками и браковщиками. В паровозном цехе им доверялась даже должность помощника заведующего цехом, как и в механической лаборатории - помощника заведующего лабораторией. Чтобы занимать вышеперечисленные должности, выпускники должны были хорошо знать существующие заводские производства и оборудование, которое было достаточно сложным. Паровые машины встречались практически в каждом цехе завода, например, на электростанции имелась паровая вертикальная машина производства завода «Борзиг» мощностью 300 сил. На строящихся заводских судах устанавливали нефтяные двигатели внутреннего сгорания типа «Дизеля». Гидравлические двигатели имелись в кузнечном цехе, цехе железнодорожных скреплений и сортового железа (турбины Жонваля, Швамкруга, Виктора). В модельном цехе установлены строгальные и универсальные станки, токарные станки для обточки дерева, специальные пилы для распиловки досок и брусьев, а также большие сушильные камеры.

В сталелитейном цехе два производства: мартеновское и бессемеровское. Основное оборудование составляли печи и вагранки.

В листокатальном цехе стояли станы для прокатки, загибки, гофрировки железа, различные нагревательные печи, паровые и действующие от привода ножницы для обрезки листового железа. Аналогичное оборудование работало в сварочном цехе.

Приготовление отливок из чугуна, стали и сплавов производилось в чугуно -литейном и медно - литейном цехах. Там применяли вагранки системы Кригара производительностью от 60 до 400 пудов в час, вентиляторы для получения дутья, тигельные горны для расплавки меди и медных сплавов, печи и сушила для просушки форм.

Кузнечный цех был оборудован паровыми молотами, различными нагревательными печами и приводными ковочными машинами, в том числе машиной «Ридера». На ковочных машинах изготавливали гайки, на винтовых прессах штамповали костыли, болты и мелкие части земледельческих орудий. Имелась рычажная заклепочная машина с автоматическим выбрасыванием готовых заклепок.

Центральная электростанция оборудована динамомашинами. Различные элекрические моторы приводили в действие трансмиссии и отдельные станки. При электрической станции находилась телефонная установка с коммутатором и телефонными аппаратами производства заводов «Эриксона» и «Гейслера». Этот далеко не полный перечень оборудования показывает, что обслуживать его могли только люди со специальным образованием, которое призвано было дать среднее механико-техническое училище.

 

2.3. Подготовка к открытию училища

Правительство давало разрешение на открытие специальных учебных заведений лишь при условии полного или частичного их финансирования общественными организациями или частными лицами. Наряду с действующим Уральским горным и Красноуфимским промышленными училищами, горнозаводским отделением при Пермском горном училище открыто в 1907 году Воткинское частное механико-техническое училище.

История его началась немного раньше.

В 1902 году на Воткинском заводе состоялась забастовка рабочих. Ее участники требовали улучшения условий работы и жизни. Представителю министерства внутренних дел, приехавшему в Воткинск по случаю забастовки, вручили прошение, где среди многих просьб и требований была просьба об открытии в Воткинске технического училища. Пять лет не было ответа. И только 27 августа 1907 года на имя горного начальника поступило сообщение, что Министерство народного просвещения признало возможным открыть в Воткинске среднее механико-техническое училище.

Общественность завода горячо принялась за подготовку. В первую очередь создали попечительский совет для ведения дел по открытию и содержанию училища в составе: горного начальника В.В. Воронцова, председателя Сарапульской уездной земской управы Тюнина, волостного старшины Воткинской волости Столова, рабочего Воткинского завода Таланкина и учителя Воткинского городского училища М.А. Остроумова.

Попечительский совет возглавил В.В. Воронцов – человек из семьи людей высокообразованных, хорошо знавших о значении образования для личной карьеры человека и для развития заводских производств. Владимир Васильевич родился на Урале, в Кушве, в семье артиллерийского капитана, приемщика снарядов Гороблагодатского горного округа. Дед Владимира, Андрей Григорьевич Иосса, окончил Петербургское горное училище. То же учебное заведение, называемое в разные годы Горным кадетским корпусом и Горным институтом, закончили дядья Владимира Григорий, Александр и Николай Андреевичи Иоссы. Один из них, Александр Андреевич, с 1855 по 1863 гг. возглавлял Камско - Воткинский горный округ. Другой, Григорий Андреевич, был профессором Горного института. Директором этого же учебного заведения в 1885г. назначили старшего брата В.В. Воронцова – Николая.

Попечительский совет пригласил на должность директора училища П.П. Ищерекова. До этого Петр Петрович заведовал сталелитейным, чугуно-литейным и металлолитейным цехами, в его ведении также находились химическая и механическая лаборатории завода. Образование Ищереков получил в Петербургском университете, закончив его в 1890 году с дипломом 1-й степени. После окончания университета восемь лет работал в Сормове. Несмотря на возраст (ему было около 40 лет) он не имел семьи и мог достаточно времени уделять училищу.

Деятельность училища регламентировалась «Положением о промышленных училищах», утвержденным 7 марта 1888 года. «Согласно означенного положения:

1.     Средние технические училища имеют целью сообщать учащимся в них знания и умения, необходимые техникам, как ближайшим помощникам инженеров и других высших руководителей промышленного дела.

2.     Курс средних технических училищ пятилетний: класс приготовительный и 4-е специальных.

3.        В состав учебного курса среднего механико-технического училища входят: Закон Божий, алгебра, геометрия, тригонометрия, аналитическая геометрия, физика, электротехника, химия, механика, устройство машин, механические производства, химические производства, строительное искусство, съемка и нивелировка, коммерческая география, политическая экономия, счетоводство и коммерческая корреспонденция, узаконения, черчение геометрическое, техническое, строительное рисование и практические занятия в механических мастерских и химической лаборатории.

4.     Ученики, успешно окончившие образование в среднем механико-техническом училище, получают звание «техника по механической специальности» и могут поступать в высшие технические учебные заведения той же специальности на равных условиях с лицами, окончившими курс общеобразовательных учебных заведений».

На основании Положения выработали условия приема в училище. В соответствии с ними принимались лица всех сословий и вероисповеданий, кроме евреев, прием которых был ограничен 5% общего числа учащихся.

Прошения о приеме в первый и подготовительный классы подавались на простой (не гербовой) бумаге от имени родителей или «заступающих их место на имя Директора Училища с приложением свидетельства о возрасте, звании, образовании и медицинского- о неимении телесных недостатков, препятствующих практическим занятиям». Евреи должны были при подаче прошения представить свидетельство на право жительства вне черты еврейской оседлости.

В приготовительный класс принимались по конкурсу аттестатов лица, окончившие курс в городских училищах. Для поступления в первый класс без экзаменов необходимо было иметь свидетельство об окончании не менее 5 классов реального училища или 7 классов гимназии. Остальные претенденты должны были выдержать экзамены по алгебре, геометрии, физике, черчению и рисованию в объемах полученного ими образования.

Возраст поступающих в приготовительный класс не должен был превышать 18 лет, в первый класс – 19 лет.

Предпочтение при приеме в училище отдавалось тем лицам, которые проживали в Вятской губернии, так как училище главным образом содержалось на средства, ассигнованные Сарапульским уездным и Вятским губернским земствами.

Открытие училища состоялось 14 октября (27 октября н.с.) 1907 года. Как и все учебные заведения Вятской губернии, училище относилось к Казанскому учебному округу.

2.4. Училище в первые годы его существования

2.4.1. Состав учащихся приготовительного класса в 1907 / 1908 учебном году

В первый год существования училища в приготовительный класс приняли 46 учеников. Прием прошений производился с 24 сентября по 14 октября. Исходя из предъявленных документов, 35 человек зачислили без экзаменов, 11 выдержали экзамены, одному отказано в приеме.

В нарушение утвержденных Условий приема четыре ученика были старше 18 лет. Возраст остальных на момент поступления в училище распределился следующим образом: четырнадцати лет – 1, пятнадцати – 9, шестнадцати – 9, семнадцати – 14 и восемнадцати – 9 человек.

Не спешили получать техническое образование дети купцов и почетных граждан, чиновников и военных. Как видно из отчетов, среди первых учеников преобладали сельские обыватели, мещане и крестьяне. В Воткинском заводе до поступления в училище жили лишь 63%, остальные - в других городах и заводах. Учиться приехали из Малмыжа, Котельнича, Осы, Мензелинска, Кушвинского и Ижевского заводов. Наибольшее количество приезжих из Сарапула.

Еще шире география получения предварительного образования. К уже перечисленным городам добавляются Казань, Пермь, Семипалатинск, Красноуфимск. Большая часть юношей до поступления в приготовительный класс закончила городские училища, один – реальное училище, двое – сельские двухклассные училища и столько же – гимназии.

Из числа поступивших лишь один исповедовал иудаизм, двое принадлежали к старообрядцам, остальные были православными.

 

2.4.2. Материальное обеспечение и условия быта учащихся

Средства на содержание училища ассигновались Сарапульским уездным и Вятским губернским земствами по 5 тысяч рублей ежегодно. К моменту открытия училища на его счету имелось всего 1992 рубля 69 копеек (от Сарапульской земской управы, от завода, волостного управления, от спектаклей, данных в пользу училища, от платы за обучение, от купца Сироткина…). В соответствии с условиями приема за право обучаться в приготовительном классе платили 5 рублей в год, в 1 и во 2 – ом – плата увеличивалась в два раза, т.е. платить нужно было 10 рублей в год: по 5 рублей в начале каждого полугодия.

В течение первого учебного года из сумм, ассигнованных земствами, израсходовано 4301 рубль 5 копеек. Из них на содержание преподавателей и администрации училища 4169 рублей 92 копейки, канцелярские расходы составили 119 рублей 13 копеек, пособия по бедности учащимся – 12 рублей. На оборудование училища и снабжение его учебными пособиями израсходовано 487 рублей 34 копейки. Таким образом. общий расход с октября 1907 г. по 1 июля 1908 года составил 4788 рублей 39 копеек.

В первое время в училище не выплачивались стипендии. Затем установило свои стипендии Сарапульское земство для тех учеников, которые до поступления в училище проживали на его территории. Стипендий было три, по 50 рублей каждая. Для уроженцев Елабужского уезда выделили одну пятидесятирублевую стипендию. В тех же размерах и на тех же условиях были учреждены стипендии от Слободского уездного земства (одна) и Верхотурского – две, но иногда оказывалось, что они были «не замещены».

«Большинство учащихся принадлежит к малосостоятельным и малокультурным классам населения и ведут образ жизни самый простой, - говорилось в одном из отчетов – бюджет их очень ограниченный и нередко скудный, многие нуждаются в пособии,» поэтому тем ученикам, которые проявляли способности, выдавались единовременные пособия, сумма их за 1908 – 1909 гг. составила 372 рубля. В 1908 году 10 ученикам выплатили 212 рублей, а в 1909 году по 20 рублей выдали восьми ученикам.

При училище не было ни пансиона, ни общежития, поэтому большинство иногородних учащихся проживало на частных квартирах. Содержание одного ученика на частной квартире в Воткинском заводе обходилось в месяц от 9 до 18 рублей ( по другим данным от 12 до 18 рублей). Для сравнения : на 9 рублей в то время можно было купить 32 кг. риса или 160 кг. ржаной муки. К началу 1909 / 1910 учебного года в училище числилось 115 учеников. Из них 52 жили у родителей и родственников, остальные 63 человека на 30 отдельных частных квартирах, в том числе:

на 15 квартирах по 1 человеку

на 5 - 2
на 5 - 3
на 2 - 4
на 1 - 5
на 1 - 10
Здесь следует заметить, что все квартиросодержатели были людьми, имевшими собственных детей, учившихся в училище. Таким образом, можно предположить, что квартиросъемщики жили почти в таких же условиях как и дети тех, кто сдавал квартиры внаем.

В соответствии с Уставом за состоянием здоровья учащихся должен был наблюдать врач. В течение первых двух месяцев после открытия училища эта должность значилась вакантной, а с января 1908 года ее занял А.М. Курбановский.

Он окончил Тамбовский университет в 1895г. по специальности лекарь, в Воткинске состоял на службе в земской больнице и в городском четырехклассном училище.

Не имело училище и своей столовой, поэтому в перерыв, длившийся два часа, ученики ходили обедать домой. Спустя некоторое время организовали «буфетную», где в большую перемену можно было выпить чай и получить холодный завтрак.

2.4.3. Чему и как учились

В первый учебный год в приготовительном классе преподавали следующие предметы: закон божий, русский язык, арифметику, геометрию, алгебру, физику, рисование, черчение. Преподавание велось согласно утвержденному плану. Занятия начались 16 октября 1907 года и закончились 31 мая 1908 года. За это время учащиеся имели в занятиях два двухнедельных перерыва: рождественские и пасхальные каникулы.

Экзамены по закону божьему и русскому языку проходили с 5 по 11 мая, по всем остальным предметам – с 8 по 16 июня.

Учебный год состоял из трех сроков, по окончании которых преподаватели подводили итоги успеваемости. Лишь по закону божьему не было отличных отметок, хотя на экзамене четыре человека удостоились высшего балла. Большая часть учеников имела удовлетворительные отметки. Неудовлетворительные знания предмета в течение года показали Микрюков Михаил, Азябин Александр, Анкудинов Андрей и Анкудинов Николай, Кожевников Павел, Гмызов Александр, Колесников Николай.

Русский язык на «4» и «5» знали почти половина учеников. Удовлетворительные отметки имели 16 человек.

С арифметикой дело обстояло чуть лучше, чем с законом божьим. Два человека имели отличные отметки в среднем в каждый учебный срок, большинство училось на «3» и «4» с преобладанием удовлетворительных отметок, отрицательный балл имели шестеро.

В первые месяцы учебы неплохие успехи были по алгебре, но к концу учебного года 12 человек получили неудовлетворительные оценки.

По геометрии в течение года по итогам учебных сроков в журнале «отлично» стояло у Вяткина Ивана, Матросова Василия, Катаева Леонида и Красильникова Николая. Половина класса знала предмет на «удовлетворительно». Примерно такими же были успехи по физике и черчению. Рисовали все сносно, отрицательных отметок не было.

На экзаменах, как правило, показывали более высокие результаты, чем в течение года. Двести шестьдесят один раз представали ученики перед экзаменационными комиссиями. В результате 40 ответов оценили на «отлично», 66 –на «хорошо», 127 – на «удовлетворительно» и 28 – на «неудовлетворительно».

По итогам года из 44 учеников, допущенных к экзаменам, в первый класс по первому разряду (средняя отметка по шести предметам – 4, 5 - 4) переведено 10 человек: Матросов Василий, Катаев Леонид, Тараканов Владимир, Красильников Николай, Глазунов Алексей, Фертиков Василий, Микрюков Михаил, Анкудинов Андрей, Гилев Константин, и Тукмачев Владимир. По второму разряду перевели 9 человек (со средней отметкой 3,83 – 3,5), по третьему разряду без переэкзаменовки – 4 человека и 12 держали повторные экзамены. По четвертому разряду аттестовали 9 человек, их оставили на второй год в том же классе. Средний балл по успеваемости второгодников не превышал «3». Кроме Степана Жужгина, Алексея Юрпалова, Андрея Несмелова и Константина Лаптева поведение у всех было примерное.

Каждый ученик в течение учебного года должен был посетить 678 уроков. Пропуски в среднем на одного ученика составили 43,27 урока или 6,38% от общего количества.

В приготовительном классе преподавались только общеобразовательные предметы, по которым учащиеся показали неплохую предварительную подготовку (знания, полученные до поступления в училище) и в течение учебного года. По училищу среднегодовой балл по успеваемости составил 3,36 при примерном поведении большинства учащихся.

В течение учебного года дополнительного приема учеников не было. Выбыло за это время двое – это Лаптев Александр и Кожевников Павел, не отличавшиеся особым прилежанием к учебе.

2.4.4. Первые преподаватели

Качество знаний зависит не только от способностей учеников, но и преподавателей. Петр Иванович Ищереков кроме исполнения должности директора училища преподавал химию и физику, руководил практическими занятиями по тем же предметам. Общее годовое вознаграждение за его труды составляло 3300 рублей.

В списке первых преподавателей числились М.А. Остроумов, П.М. Беляев, А.М. Иванов, Н.П. Журавлев. Михаил Иванович Остроумов стоял у истоков основания училища – он входил в попечительский совет по открытию и содержанию его.

Закон божий читал священник П.Н. Луппов – выпускник Вятской духовой семинарии. С 1905 года он состоял священником Благовещенского собора. До 1911 года Петр Николаевич в соборе жалования не получал, и преподавание в училище обеспечивало ему стабильный заработок (около 400 рублей в год). Преподавательскую деятельность Луппов оставил в 1914 году, когда по состоянию здоровья (наступила глухота) не смог читать лекции и вести опрос учащихся.

Училище было механико – техническим, поэтому большое внимание уделялось изучению устройства машин и черчению. Эти дисциплины вел заведующий кузнечным цехом Николай Павлович Журавлев, окончивший Петербургский технологический институт. Рисованию обучал заведующий листокатальным цехом, надворный советник, выпускник Петербургского Горного института императрицы Екатерины II Андрей Михайлович Иванов.

В следующем учебном году увеличилось не только количество классов, но ввелись новые предметы, расширился штат педагогов. На работу приняты И.А. Шмидт, Н.М. Мамушин, В.А. Дракин, В.А. Сенилов и другие.

И.А. Шмидт окончил Санкт – Петербургский технологический институт, получив до того образование в Казанском университете. После института жил в Вятке, где преподавал в женской гимназии, был помощником надзирателя в 4-ом акцизном округе. В 1908 году приехал в Воткинск. В училище Иван Августович вел арифметику в 1-ом классе, геометрию в обоих классах, аналитическую геометрию во 2-ом классе и во всех классах алгебру.

Практические занятия в механической и столярной мастерских проводил помощник заведующего паровозным цехом коллежский секретарь Николай Михайлович Мамушин – выпускник Уральского горного училища. В Воткинске, в отличие от большинства других преподавателей, он имел свой собственный дом.

Иностранный (немецкий) язык не был обязательным предметом, уроки его давал В.А. Дракин, он же изучал с учениками основы технологии дерева. Виктор Ардалионович после окончания в 1908 году Петербургского политехнического института занял должность помощника механика Воткинского казенного завода, в училище работал по совместительству.

Строительное искусство, черчение, механику и физику вел выпускник Императорского Московского технологического училища инженер – технолог Валентин Александрович Сенилов.

Единственная женщина, которую после окончания в 1909 году Московских высших женских курсов по историко – философскому отделению зачислили в штат училища, - Екатерина Ивановна Четыркина. Отработав год, она перешла в женскую гимназию Е.Г. Котковой, в которой в разные годы преподавали и другие учителя из механико – технического училища: И.А. Шмидт, В.А. Сенилов, М.А. Остроумов.

Надзирателем училища назначили отставного коллежского советника Дмитрия Васильевича Васильева. Он с дипломом 1-ой степени окончил историко – филологический факультет Казанского университета, читал курс истории в 1-ой мужской гимназии Казани, затем, до приезда в Воткинск, исполнял должность начальника одного из земских участков.

Состав преподавателей не был постоянным, но всегда преобладали люди, имевшие высшее образование, полученное, главным образом, в столицах России. Уроки теоретические оплачивались выше, чем графические занятия (черчение, рисование, геометрия) и практические работы. За один теоретический урок преподаватель получал 6 рублей 25 копеек. Месячная нагрузка учителя была незначительной, чаще всего не превышала 20 часов.

О своих учителях с большой теплотой отзывались через многие годы после выхода из училища его выпускники. «С большим удовлетворением я вспоминаю, - писал из г. Харькова в 1967 году Н.М. Маршев, - высококвалифицированных инженеров – преподавателей во главе с директором училища П.П. Ищерековым, который преподавал химию и химические производства. Физику, электротехнику, коммерческую географию, узаконение, политическую экономию, счетоводство и коммерческую корреспонденцию преподавал В. Сенилов. Технологию обработки металлов и дерева, строительное искусство, строительное черчение – Н. Гаврилов; устройство машин, заводское машиностроение, техническое черчение по деталям машин – В. Штейнингер; механику, мукомольное производство – А. Григорьев, он же руководил составлением и вычерчиванием проектов; алгебру, геометрию, тригонометрию – Д. Журавлев, рисование – Е. Алякринский.»

Многие преподаватели участвовали в общественной и культурной жизни Воткинска. Когда в 1907 году организовалось Общество любителей музыкального и драматического искусства им. композитора П.И. Чайковского, в числе его учредителей были Н.М. Мамушин и Н.П. Журавлев, А.М. Иванов в 1910 году даже стал его председателем. Андрей Михайлович кроме того состоял членом правления Общества поощрения рысистого коневодства.

Н.М. Мамушин – один из немногих, кого внесли в 1914 году в список имеющих право быть избранным в присяжные заседатели. П.Н. Луппов возглавлял богадельню им. А.И. Созыкина, читал публичные лекции по истории. А.М. Курбановский состоял членом Воткинского отдела уездного комитета попечительства о народной трезвости ( это общество в 1905 году возглавлял горный начальник В.В. Воронцов), а в 1918 году его избрали членом правления Воткинского профессионального союза медиков.

П.П. Ищереков являлся бессменным казначеем и секретарем Воткинского благотворительного общества, а также Камско-Воткинского отдела императорского общества охотничьих животных и правильной охоты.

Традиции, заложенные первыми преподавателями училища, во многом определили дальнейшую судьбу училища, как кузницы хороших кадров для машиностроительной промышленности.

 

2.4.5. Материальное обеспечение училища

Для того, чтобы дать ученикам прочные знания, необходимы были не только хорошие кадры учителей, но и хорошее материальное обеспечение учебного процесса.

Как и большинство учебных заведений России, механико-техническое училище не имело своего здания. Помещалось оно в одном из корпусов Воткинского казенного завода. Надо сказать, что это было одно из лучших зданий завода – построенный в 1832 году по проекту архитектора В.Н. Петенкина Николаевский корпус (заводская башня). В первые годы под училище оборудовали лишь второй этаж. В 1909 /1910 учебном году там находились два больших чертежных класса, в одном из которых проводились уроки рисования. Кроме классов был кабинет врача, канцелярия, учительская, буфетная, комната для сторожа, ватер - клозет, раздевальня. В том же году администрация завода обещала подготовить для училища и третий этаж, который пустовал. Туда предполагалось перевести чертежные занятия, организовать рекреационный зал и комнаты для занятий 3-го и 4-го классов. С первых дней существования училища попечительским советом принимались меры, чтобы у училища было собственное здание. Члены совета обращались к управлению Камско – Воткинского горного округа и в волостное правление с просьбой выделить участок земли в черте завода для строительства здания.

На первых порах училище не имело не только собственного здания, но не было ученической библиотеки, а библиотека для учителей состояла всего из 27 экземпляров книг. По всем преподаваемым предметам к началу первого учебного года имелось всего 160 учебных пособий. При передаче училища на государственное содержание по инвентарю числилось 2697 предметов, в том числе в библиотеке 981 книга. Из этого количества более половины были книги по русскому языку и литературе. Из периодической печати в библиотеке имелись журналы: «Техническое и коммерческое образование», «Начальное обучение», «Нива», «Вестник Европы», «Русская школа», «Русская мысль», «Бюллетень политехнического общества, состоящего при императорском техническом училище».

Художественная литература была представлена не только программными произведениями русских и зарубежных писателей, но и книгами для дополнительного образования. В перечне книг неоднократно встречаются авторы И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков, М.Ю. Лермонтов, А.С. Пушкин, А. Писемский, Н. Лесков, В. Вересаев, М. Твен, Г. Флобер, В. Гюго, Д. Дефо, Гомер, В. Скотт, А. Данте, Д. Байрон. Можно предположить, что художественной литературой училище было обеспечено даже лучше, чем книгами по спецпредметам. Для хранения книг использовались специальные библиотечные шкафы.

Знакомство с оборудованием кабинетов, пособиями и вспомогательными предметами, которые использовались на уроках, поможет представить и сам процесс образования. В кабинете черчения и рисования стояли специальные столы и табуреты, чертежные доски и подставки к ним, рассчитан он был на 50 человек. В качестве наглядных пособий использовались коллекции геометрических фигур (куб, шар, конус и т.п.), а также их проволочные модели. Имелись учебные орнаменты, ахитектурно - декоративные детали различных стилей, гипсовая голова Аполлона, а также Сократа, Дианы, гипсовая нога Венеры. Гипсы хранились в специальных чехлах.

Химическая лаборатория училища находилась в заводской химической лаборатории, которой до вступления в должность директора училища заведовал П.П. Ищереков. Для учащихся поставили дополнительно два рабочих стола, каждый на 10 человек. Руководство завода разрешило училищу пользоваться вытяжными шкафами, перегонным кубом и другим оборудованием, имевшимся в лаборатории. Для проведения опытов имелись различные колбы, штативы, весы, зажимы, щипцы и т.п. предметы. Посуда и реактивы хранились в двух специальных шкафах. Всего приборов числилось 579 единиц на сумму 1063 рубля 83 копейки.

Реактивы для занятий учеников представлены кислотами, солями, ланолином, лаками и другими химическими веществами. Стеклянной реактивной посуды (стаканов, склянок, пробирок, трубок и пр.) имелось на сумму 512 рублей 38 копеек.

Так как в физике много разделов, то и приборы делились соответственно: для механики – одни, для гидростатики – другие, для аэростатики – третьи, а для оптики совсем иные. Для занятий по механике имелись цилиндры, образцы строения материалов, линейки, рычаги, блоки и другие предметы. Для изучения гидростатики применялся гидравлический пресс, цилиндрические стекла, сегнерово колесо и др. приборы. На уроках аэростатики использовали воздушный насос, ртутный барометр, стеклянную модель насоса и другие учебные пособия. Лучше понять ученикам тему «Теплота» помогали аппарат Ноака, воздухонагревательный мотор, куб Лесли, радиометр Крукса и другие. Для занятий оптическими опытами применяли мегаскоп, фотометр, конструкции Румфольда, зеркала, модель глаза и другие. Акустика изучалась при помощи органной трубы, резонаторов, горнов, камертонов. Для уроков по темам «Свет» и «Звук» имелись стереоскоп, прибор Итетуса, смычок, воздушный насос. Амперметры, реостаты, гальванометры, трубки Репслера использовались для изучения природы электричества.

Если сравнить количество приборов, которыми пользовались на уроках физики, то их было меньше, чем на занятиях по химии, но в денежном выражении на оборудование физического кабинета пошло в два раза больше денежных средств, чем химической лаборатории (не считая оборудования, принадлежащего заводу). Самым дорогим прибором был химический аппарат «Аутомат» на 15 горелок стоимостью 387 рублей 7 копеек.

Познакомившись с тем, как были обеспечены теоретические знания в училище, следует добавить, что они «систематически подкреплялись посещением цехов завода, где подробно изучали технологию изготовления отдельных узлов и деталей. В частности, - вспоминал все тот же Н.М. Маршев, - мы подробно ознакомились с изготовлением паровоза и участвовали в обкатке его от Воткинска до Галёва и обратно. По ученическим билетам мы имели возможность посещать нужные нам цехи завода, где получали от рабочих и мастеров исчерпывающие ответы на все наши вопросы.

Благодаря всему этому училище выковало квалифицированных техников с хорошей теоретической и практической подготовкой».

 

3. Заключение

Первый выпуск техников состоялся в 1912 году. В то время училище уже не было частным. Из 46 его первых учеников, принятых в 1907 году, экзамен держали только 26 человек.

В комиссии, оценивавшей теоретические знания и практические навыки выпускников, кроме учителей училища были инженеры-технологи завода П.И. Лаппа - Старженецкий и П.Е. Колесников, а также горный инженер И.Я. Адарюков. Об итогах экзаменов в заключении комиссии говорилось: «Практические работы по механике поставлены образцово, причем персонал училища полностью использовал возможность постоянного общения учеников с многочисленными фабриками и мастерскими завода. Среди практических работ особое внимание обращают на себя тщательное изготовление и сборка домкратов, токарных и строгальных станков и земледельческих орудий…».

Окончившие курс училища должны были самостоятельно подыскать себе работу. На Воткинский казенный завод устроилось восемь человек, главным обра-зом в паровозный цех и чертежное бюро судостроительного цеха. Трое уехали в Пермь и Пермскую губернию, двое на Ижевские заводы. В Сормове оказались Александр Анкудинов и Алексей Юрпалов, чертежником на Коломенском машинострои-тельном заводе работал Аркадий Коротков. Павла Злыгостева судьба занесла в Ко-канд, на маслобойный завод братьев Вадьяшевых.

Александр Шадрин и Алексей Коротков отбывали после училища воинскую повинность.Иван Трухин и Петр Сухих сами стали учить мастерству детей. Первый в Тавровском ремесленном училище (Воронеж), а второй в низшем ремесленном училище г. Камышина. О судьбе Василия Щербакова, Михаилов Казаринова и Драгунова администрация училища ничего не знала.На стеклянном заводе в Санкт- Петербурге трудился Василий Матросов. В Петербурге чертежником на заводе был Борис Наумов.

В статье «Мы из выпуска 1912 года» Г. Курбатов писал: «Выпускник Наумов длительное время работал конструктором на Путиловском заводе. Женился на дочери владельца завода. После революции раскрыл многие его планы, которые оказали существенную роль на дальнейшее развитие производства.» В статье упоминаются фамилии 12 человек, в том числе и автора, что они были первыми выпускниками училища. Документы подтверждают лишь двух выпускников 1912 года –Михаила Микрюкова и Бориса Наумова, указанных в публикации.

Воспоминания Курбатова опубликованы в 1972 году, может быть, ему тогда уже изменила память о выпуске, который произошел 60 лет назад. Цель современных поисков состоит в том, чтобы уточнить, дополнить или исправить на основании архивных документов неточности, допущенные в прежние времена сознательно или по незнанию полной правды.

 

 

Hosted by uCoz