Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

Научно-практическая конференция "Архивный фонд Удмуртской Республики: итоги и перспективы развития, изучения и публикации документов"
27 ноября 2003 года с. Завьялово

 Подробнее

Напольских В.П.- главный специалист отдела
научно-справочного аппарата
Центра документации новейшей истории
 Удмуртской Республики

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УДМУРТИИ В 1920-е – нач. 1930-х гг. (ПО ДОКУМЕНТАМ ЦДНИ УР)

                                              

Образование как социальный институт не может не ориентироваться на социокультурные потребности общества, выражением которых в общей форме является круг проблем, связанных с подготовкой человека к трудовой деятельности, отвечающей уровню достигнутой культуры. Одной из этих проблем выступает  планирование подготовки специалистов. Реформирование системы профессионального образования, развернувшееся в последние годы в России, побуждает ученых, преподавателей, политиков изучать и учитывать опыт ее преобразования в предшествующие исторические периоды. В этом отношении весьма интересен опыт подготовки кадров для промышленности в период становления советской системы образования. Основную источниковую базу исследования составили архивные документы, выявленные в ЦДНИ УР (ф.16 - Удмуртский реском КП РСФСР), выбор которых связан с определяющим влиянием Коммунистической партии, превратившейся в институт власти, на выражение социокультурных потребностей советского общества в образовании.

Одной из форм  подготовки  кадров для национальных районов в     1920-е гг. было предоставление права преимущественного приема их представителей в вузы и техникумы страны. Кампании по вербовке студентов в учебные заведения проводились по советской, партийной и профсоюзной линиям, согласно разверстке, присылаемой из Центра с указанием специальностей и мест в вузах и техникумах. Отраслевая структура предоставляемых Удмуртии мест определялась, в целом, не столько ее реальными потребностями, сколько мнением Москвы о них. Первые планы подготовки специалистов для отраслей народного хозяйства стали разрабатываться в Вотской автономной области (ВАО) в середине 1920-х гг. Они страдали узко-национальным подходом, были построены без учета трудовых резервов и потребности в кадрах самого крупного промышленного предприятия Удмуртии - Ижевского оружейного и сталеделательного заводов. Так, например, потребность в специалистах - техниках на вторую половину 1920-х гг. по производственному плану 1925/26г. подотдела профессионального образования Обоно (Профобра) выражалась всего двумя десятками человек1, а способ удовлетворения этой потребности сводился к бронированию соответствующего числа мест в вузах и техникумах, исходя из подсчета уже обучавшихся студентов-удмуртов2. Необходимо отметить, что в указанное десятилетие в области более или менее успешно осуществлялся учет только студентов коренной национальности3. В то же  время в 1924г. Ижевским заводам требовалось не менее 100 инженерно - технических работников4, а в 1927г. потребность заводов выражалась уже в 700 человек с высшим и средним техническим образованием5. Ижевские заводы имели общесоюзное значение и комплектовались специалистами преимущественно вне области, однако пополнение кадров таким образом было существенно ограничено жилищным кризисом в Ижевске и достаточно сильными настроениями "спецеедства" на заводах. В результате, Ижевские заводы оказывались мало привлекательными для иногородних специалистов и испытывали дефицит кадров.

Подготовка квалифицированных рабочих для промышленности Удмуртии в 1920-е гг. осуществлялась непосредственно на территории области – в школе ФЗУ, бригадном и индивидуальном ученичестве, профтехнических курсах Ижевского  оружейного и сталеделательного заводов. Первый план подготовки рабочих кадров был разработан комиссией Ижзаводов под руководством инженера Б.И. Михайлова также в середине 1920-х гг. и строился на "естественном износе рабочей силы". Согласно этому плану, на вторую половину 1920-х гг. не требовалось подготовки значительного количества рабочих кадров: школа ФЗУ, по плану, вполне могла покрывать убыль рабочих за "износом", а бригадное ученичество – разницу текучести рабсилы6. При достаточно взвешенном подходе к определению потребности в рабочих кадрах, данный план, однако, не мог стать основной развития низшего профессионально - технического образования в крае в свете курса страны на индустриализацию.

Пятилетний план развития народного хозяйства Удмуртии, принятый  XII областной партийной конференцией (июль 1929г.), исходил из намеченного в области проекта реконструкции и строительства новых промышленных предприятий и их производственных мощностей. Согласно первому варианту плана, составленному без учета Ижевских заводов, рост рабочей силы по местной промышленности предусматривал ее увеличение с 1646 до 8729 человек, из которых квалифицированные рабочие должны были составить 3455 человек, из них – 75 человек ИТР. При этом доля удмуртов в местной промышленности к концу пятилетия должна была равняться 64% (рост 2790%), а женщин – 42% (рост – 1190%)7. План воспроизводства рабочей силы исходил из курса на подготовку основных кадров квалифицированных работников местными учреждениями Профобра8. Недостаток специалистов, выражающийся единицами, предполагалось покрывать приглашением из вне и командировкой местных сил в Нижегородские краевые учебные заведения. К серьезным изъянам этот плана можно отнести слабый учет реального социально-экономического положения ВАО. Слабый бюджет области, маломощность местной промышленности, отсутствие серьезной материально-технической базы в большинстве  вновь созданных учебных заведений Удмуртии поставили серьезные препятствия в осуществлении цифр плана первой пятилетки. Кроме этого, в плане отсутствовала трезвая оценка перспектив вовлечения в промышленность коренного населения и женщин.

В последующем показатели пятилетнего плана развития Удмуртии, "узким" местом которого оставалась проблема кадров, неоднократно корректировались. Так, например, на межведомственном совещании при Обплане по вопросу о пересмотре контрольных цифр пятилетки ВАО (декабрь 1929г.) были подняты вопросы средств социально-культурного строительства, рентабельности подготовки кадров на месте, увязки плана с планом Ижевских заводов9. Контрольные цифры подготовки кадров были объектом рассмотрения 5-й сессии Облисполкома ВАО, пленумов Удмуртского обкома ВКП(б), совещаний руководителей секторов кадров областных организаций при отделе кадров обкома ВКП(б). В результате, планы подготовки кадров составлялись фактически ежегодно на каждый год пятилетки10. Подобное положение наблюдается и на Ижевских заводах. Пятилетний план подготовки квалифицированных работников Ижзаводов, строившийся как на основе показателей промфинплана, отпускаемых трестом "РУЖ" лимитов на профессиональное образование, так и  на политических решениях партии об увеличении доли националов и женщин в промышленности, требовал значительной корректировки уже в 1929/30г. в связи с расширением производства и реконструкцией11. Другим недочетом планирования воспроизводства кадров Ижзаводов, осуществлявшегося собственной сетью учебных единиц, следует назвать отсутствие детальной разработки потребности в специалистах по профессиям12.

Таким образом, первые попытки определения социокультурной потребности подготовки кадров для промышленности Удмуртии показали сложность задачи перспективного планирования воспроизводства рабочей силы. Просчеты планирования были обусловлены факторами отсутствия опыта и специальных методик, политическими установками партии, быстро меняющейся экономической ситуацией. Тем не менее, планирование подготовки кадров сыграло позитивную роль в становлении и развитии системы профессионального образования Удмуртии.

 

 

 

Hosted by uCoz