Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 

Содержание

 

Основные задачи архивной отрасли в условиях административной реформы в Удмуртской Республике: реализация и перспективы

К реализации административной реформы в Удмуртской Республике приняты несколько направлений, в т.ч. разработка и внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, разработка и внедрение стандартов массовых общественно значимых услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления административных регламентов, оптимизация функций, повышение открытости деятельности, модернизация системы информационного обеспечения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике. Для организации проведения административной реформы распоряжением Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова от 5 марта 2007 г. № 41-РП сформирована Республиканская комиссия, возглавляемая Президентом УР.

Для архивной службы Удмуртской Республики указанные проблемы актуальны в связи с изменениями законодательства в области архивного дела и значительным объёмом и количеством предоставляемых государственных услуг. Приоритетными целями в области реформирования государственного управления архивным делом в республике стали: повышение эффективности деятельности Комитета по делам архивов, как уполномоченного органа исполнительной власти и всей службы в целом и повышение качества и доступности государственных услуг. Мероприятия по решению задач в этих двух направлениях положены в основу Плана Комитета по делам архивов по проведению административной реформы на 2006-2008 гг. Приказом председателя Комитета создана рабочая группа и назначен ответственный за проведение реформы в отрасли.

Сегодня архивная служба Удмуртии имеет достаточно современную законодательную, нормативную и методическую базу, позволяющую решать задачи административной реформы. Приняты законы Удмуртской Республики «Об архивном деле в Удмуртской Республике» и «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики в области архивного дела». Программа развития архивного дела включена отраслевым разделом в Программу социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 гг., где сформулировано понятие государственной отраслевой политики в области архивного дела. После внесения соответствующих изменений утверждено постановлением республиканского Правительства от 27 марта 2006 г. № 28 Положение о Комитете по делам архивов. Действуют утверждённые приказами председателя положения о коллегиальных органах Комитета (коллегии, Межведомственной экспертно-проверочной методической комиссии, Научном совете, комиссии по внедрению автоматизированных архивных технологий).

Внедрение результативных принципов управления в Комитете по делам архивов до 2007 г. развивалось в рамках Плана мероприятий Правительства Удмуртской Республики, утвержденного Указом Президента Удмуртской Республики от 3 февраля 2005 г. № 14 «О системе индикативного управления в Удмуртской Республике». В соответствии с нормами Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» и республиканских законов основные функции управления архивным делом включены в Кодификатор функций государственного управления в Удмуртской Республике, утверждённый постановлением Правительства республики. С учётом Кодификатора управленческих функций разработаны отраслевые индикаторы, характеризующие состояние развития архивного дела на уровне республики и на уровне муниципального образования, которые в составе Перечня индикаторов уровня жизни населения, социально-экономического положения Удмуртской Республики, видов деятельности муниципальных образований и организаций утверждены Указом Президента Удмуртской Республики от 23 июня 2006 г. № 95.

Прогнозно ориентированные индикаторы определяют основные направления развития архивного дела на перспективу: обеспеченность государственных и муниципальных архивов площадями для хранения архивных документов; удельный вес страховых копий уникальных и особо ценных документов в общем объёме уникальных и особо ценных документов АФ УР; удельный вес документов АФ УР, включенных в автоматизированные информационно-поисковые системы, в общем объёме дел, хранящихся в архивах. При включении в республиканский перечень именно этих трёх индикаторов подразумевались две генеральные задачи архивной службы: обеспечение сохранности и организация использования архивных документов. Объёмные значения индикаторов на 2007-2009 гг. утверждены Указом Президента республики от 19 апреля 2007 г. № 60 в рамках общего Индикативного плана социально-экономического развития Удмуртии, куда вошли индикаторы по 20 основным отраслям народного хозяйства. Начиная с 2007 г., трёхлетнее планирование будет проводиться по индикаторам, ежегодно со сдвигом на один год вперед. Оценка эффективности деятельности отрасли в целом будет осуществляться путём сопоставления достигнутых количественных показателей целевым индикаторам.

Правительством республики ведётся строгий контроль за выполнением Индикативного плана. К архивной службе руководством республики во всём предъявляются те же требования, что и к основным бюджетообразующим отраслям. Не выполнение пороговых значений индикаторов или мероприятий республиканских и федеральных целевых программ грозит сокращением финансирования отрасли, т.к. будет означать не выполнение её основных задач и функций. В этом плане сказать, что нас «огорчило» расторжение государственного контракта с Росархивом на выполнение работ в рамках федеральной целевой программы «Культура России» - это ничего не сказать! На сегодняшний день мы – единственная отрасль в республике, не имеющая инвестиций из федерального бюджета. 

При отсутствии финансирования за счёт национальных проектов, финансирования в рамках федеральной целевой программы, может быть, пора решить вопрос о выплате субвенций за исполнение нами федеральных полномочий по хранению документов федеральных структур? Надеемся, что в ближайшее время «эмбарго» на участие в федеральной целевой программе будет снято, и мы сможем продолжить работу. От объёмов привлекаемых в республику инвестиций из федерального бюджета во многом зависит не только материальное состояние архивной отрасли, но и её авторитет, и статус в структуре республиканских органов власти. Сохранение самостоятельности службы важно для укрепления и развития материально-технической базы как государственных, так и муниципальных архивов, для решения задач административной реформы

Сегодня при поддержке Президента Удмуртской Республики А.А. Волкова, Правительства Удмуртской Республики осуществляются меры по совершенствованию сети государственных архивов республики и обеспечению социальных гарантий их работников. В феврале 2007 г. распоряжением Правительства республики образованы государственные учреждения на базе Центрального государственного архива и Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики. Постановлением Правительства республики от 25 июня 2007 г. № 102 с 1 июля текущего года на сотрудников государственных архивных учреждений распространены условия оплаты труда работников федеральных государственных архивов в соответствии с постановлением Правительства России от 15 мая 2007 г. № 287. Завершена первая очередь реконструкции здания Центрального государственного архива УР и часть документов в первом полугодии текущего года перевезена в новое помещение.

В целях реализации второго направления административной реформы – повышения эффективности, доступности и качества исполнения государственных услуг Комитетом по делам архивов разработан проект «Оптимизация системы информационного обеспечения органов государственной власти, местного самоуправления, организаций всех форм собственности и граждан на основе архивных документов», нацеленный на создание единого электронного информационно-справочного ресурса, позволяющего оперативно обеспечивать потребности пользователей в ретроспективной информации. Ежегодно архивы республики исполняют от 25 до 30 тыс. различных видов запросов. В 2006 г. наш проект участвовал в конкурсном отборе программ и планов мероприятий по проведению административной реформы, объявленном Минэкономразвития России, в составе общей заявки от Удмуртской Республики. Несмотря на то, что проект не попал в число претендентов на финансирование из федерального бюджета, проведение мероприятий по его реализации продолжается. К настоящему моменту мы имеем достаточно основательный «фундамент» для осуществления проекта. Подготовлен административный регламент предоставления государственной услуги по обеспечению ретроспективной информацией граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций. Хочется поблагодарить Федеральное архивное агентство за своевременную методическую помощь в виде предоставленных административных регламентов по исполнению государственных функций. 

В качестве составляющей стандарта государственной услуги в республике подготовлен «Сборник образцов архивных справок социально-правового характера и ответов на запросы граждан». Технический парк архивной службы включает 170 комплектов компьютерной техники. Поэтапно реализуется задача построения единой информационной сети архивных учреждений Удмуртской Республики. В настоящее время действует единая сеть государственных архивов и Комитета, где в режиме on-Line доступны более 10 баз данных, в т.ч. единый массив базы данных «Архивный фонд» государственных и муниципальных архивов (содержит сведения об 11 тысячах фондов), «Фотокаталог ЦГА УР», «Книга памяти Удмуртской Республики», общереспубликанский банк данных «Местонахождение документов по личному составу», содержащий более 7 тысяч записей с указанием видов, крайних дат и мест хранения документов, и другие. В читальных залах архивов исследователям предоставляется возможность доступа к базам данных. Во всех государственных и муниципальных архивах применяется единый программный комплекс по регистрации, учёту и контролю за исполнением запросов. Поддерживаются в актуальном состоянии сведения об архивных фондах на официальном сайте государственной архивной службы Удмуртии в сети Интернет. Осуществляется приём запросов по e-mail и через гостевую книгу сайта.

Ближайшие перспективы в осуществлении проекта связаны с созданием в архивной службе республики системы «Одного окна» на основе внедрения новейших информационных технологий. План по реализации системы включает разработку комплекса нормативных и методических документов, подключение к электронной корпоративной сети муниципальных архивов, а в перспективе – иные организации, имеющие наиболее крупные архивы, создание отдельного структурного подразделения, дополнительное оснащение муниципальных архивов компьютерной техникой, обучение сотрудников и т.д. Кроме того, в рамках республиканской целевой программы «Электронная Удмуртия (2003-2010 гг.)» мы намерены, вслед за коллегами из Тюмени, осуществить проект «Электронный архив Удмуртии» по созданию полнотекстовых баз данных. Сумма в 200 млн. рублей на проведение этого мероприятия уже озвучена и получено принципиальное согласие Президента Удмуртской Республики. Пока же в государственных архивах полным ходом идёт оцифрование описей. 

Создание системы «Одного окна» и «Электронного архива Удмуртии», в случае реализации проектов, откроет новые возможности в совершенствовании оказания государственных услуг, позволит свести к минимуму затраты потребителей на получение необходимых справок, эффективнее организовать обеспечение государственных функций органов власти всех уровней необходимой информацией, усилит социальную роль архивной службы в обществе.

Н.К. Коробейникова, председатель Комитета
 по делам архивов при Правительстве УР

 

Содержание

Hosted by uCoz