Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 

Первый опыт проведения Интернет-конкурса в ЦГА УР

В течение I полугодия 2005 г. в связи с 60 летним юбилеем Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. ЦГА УР при содействии Республиканского центра дополнительного образования для детей Министерства образования и науки Удмуртской Республики был организован и проведен Интернет-конкурс на лучшее исследовательское сочинение о подвигах жителей и уроженцев Удмуртии на фронтах и в тылу в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Идея проведения Интернет-конкурса возникла спонтанно в связи с работой по наполнению информационными материалами архива официального сайта государственной архивной службы Удмуртской Республики в сети Интернет. Сущность идеи заключалась в привлечении к данному виду деятельности широкой общественности. Непосредственный интерес представляли, прежде всего, исследовательские работы с использованием документной информации. Реализация проекта началась с разработки положения об Интернет-конкурсе, при подготовке которого учитывались принципы максимальной прозрачности в проведении всех этапов конкурса и минимального влияния субъективного фактора при оценке исследовательских работ. В положении были определены основные цели и задачи конкурса, обозначены возможные группы участников, разработан порядок проведения и подведения итогов конкурса, выделены критерии оценки исследовательских сочинений и требования к их оформлению. 

Основными задачами конкурса являлись:
- привлечение документов по истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в архивы Удмуртии;
- популяризация официального сайта государственной архивной
 службы УР;
- патриотическое воспитание подрастающего поколения;
- создание инновационной образовательной среды для учащихся.

Состав участников конкурса был определен достаточно широко и включал всю учащуюся молодежь (школьников, учащихся средних профессиональных учебных заведений, студентов вузов). Конкурс проводился в два этапа: на первом этапе принимались и регистрировались все поступающие работы, на втором – осуществлялась их оценка и подводились итоги. Все этапы проведения конкурса освещались на сайте государственной архивной службы Удмуртской Республики. Оценкой работ и подведением итогов конкурса занималась конкурсная комиссия, состав которой был согласован с Республиканским центром дополнительного образования для детей Министерства образования и науки Удмуртской Республики и утвержден приказом председателя Комитета. Все заседания комиссии протоколировались. Решения принимались большинством голосов; в случае равного количества голосов, решение принимал председатель комиссии. 

При оценке исследовательских сочинений использовалась 30-ти бальная система, разработанная Республиканским центром дополнительного образования для детей Министерства образования и науки Удмуртской Республики, с помощью которой учитывались следующие критерии: краеведческий характер работы, новизна аспекта исследования, степень раскрытия темы, логичность изложения, содержательность работы, грамотность, собственный опыт работы, источниковая база сочинения, умение пользоваться научно-справочным аппаратом и оформление работы. Информация об организации конкурса была размещена на сайте в сети Интернет, направлена с использованием электронной почты и факса во все отделы (управления) народного образования Администраций районов и городов Удмуртии и ряд учебных заведений республики, освещалась средствами массовой информации.

Всего на конкурс было направлено 39 работ, треть из которых были получены электронной почтой. В конкурсе приняли участие школьники с 6 по 11 класс и учащиеся средних профессиональных учебных заведений гг. Ижевска, Воткинска, Глазова, Можги, Сарапула, Алнашского, Воткинского, Завьяловского, Камбарского, Каракулинского, Можгинского, Сарапульского и Селтинского районов. В тематическом плане в работах нашли отражение вопросы вклада наших земляков на фронтах и тылу в Победу в Великой Отечественной войне, увековечивания памяти героев, работы эвакогоспиталей на территории края, детства в военные годы, судеб военнопленных, депортации народов СССР, театральной жизни в годы войны, значения писем с фронта как исторического источника. В качестве источников значительной части исследовательских работ были использованы документальные материалы архивных учреждений Удмуртской Республики.

29 апреля 2005г. в ЦГА УР состоялось подведение итогов конкурса. Работы оценивались в трех номинациях: «учащиеся средних (6-9) классов», «учащиеся старших (10-11) классов» и «учащиеся профессиональных учебных заведений». В первой номинации было заявлено 18 исследовательских работ, во-второй – 12, в третьей – 9. Дополнительно были отмечены работы за «Оригинальность темы исследования» и сочинение «Самого младшего по возрасту исследователя».

В номинации школьников средних классов первое место занял учащийся школы № 97 г. Ижевска Корепанов Степан с исследовательским сочинением «Подвиг жителей Удмуртии в тылу (о работе эвакогоспиталей г.Ижевска)». В исследовании была предпринята попытка обобщения накопленных сведений о вкладе медицинских работников столицы Удмуртии в Победу. Кроме количественных (госпиталя, раненые, медперсонал), в нем нашли отражение и качественные показатели работы эвакогоспиталей (прием раненых, методы их лечения, медицинское оборудование, научные разработки медицинских работников и другие). Ценность данной работы повышают составленный автором на основе документной информации список школ города, переоборудованных в годы войны в эвакогоспитали, и воспоминания «живого свидетеля прошлого» – медсестры Охман Руфины Григорьевны. Второе место заняла учащаяся Колесурской школы Селтинского района Одинцова Оксана с исследовательской работой «Судьба солдата», посвященной судьбе военнопленного Шиляева Степана Александровича. Третье место было присуждено работе учащегося Черновской школы Воткинского района Порсева Кирилла «Участники Великой Отечественной войны Черновского лесоучастка», посвященной выяснению судеб и увековечиванию памяти земляков «малой» Родины автора – жителям и уроженцам Черновского лесоучастка.

В номинации школьников старших классов первое место занял член клуба «Родиноведение» при Музее истории детского движения г.Глазова Лебедев Станислав с исследовательским сочинением «Работа подростков и молодежи на патронном заводе г. Глазова в годы Великой Отечественной войны». В исследовании на документальной основе были показаны состав и организация набора рабочих-подростков на заводе, условия их труда и быта, трудовая дисциплина и распорядок дня, оплата труда и организация питания. Сухие исторические факты в работе дополнены яркими и эмоциональными воспоминаниями бывших 14-16-летних рабочих-подростков завода. Второе место было присуждено учащемуся Малокалмашинской школы Каракулинского района Микрюкову Никите за исследовательскую работу «Письма с фронта», в которой на основе семейных писем двоюродного дедушки автора – Микрюкова Владимира Ивановича было передано значение фронтовых писем как исторического источника (восстановление исторических событий, отражение судеб людей военного времени через призму одной семьи, воспроизведение исторических фактов в сознании очевидцев). Третье место заняла коллективная работа членов клуба «Родиноведение» при Музее истории детского движения г. Глазова Рыбаковой Александры и Сизовой Анны «Было такое звание», посвященное исследованию темы «сын полка». 

В номинации учащихся профессиональных учебных заведений первое место поделили два исследования, посвященные теме «судьба солдата»: работа студентки Ижевского торгово-финансового колледжа Кузнецовой Екатериниы «Мой прадед рядовой Василий Кузнецов – один из героев Великой Отечественной войны» и исследовательское сочинение учащегося профессионального училища № 23 г. Ижевска Александра Никонова «Эхо войны…». Второе место в этой номинации не присуждалось, а третье - заняла коллективная работа учащихся профессионального училища № 18 г.Воткинска Анисимовой Анастасии и Девятовой Александры «Солдат Иван Гладиков», о боевом пути земляка - Гладикова Ивана Васильевича.

За оригинальность темы исследования были отмечены две работы: учащейся школы № 1 г. Можги Репиной Анны «Театральная жизнь Удмуртии в годы войны» и студентки профессионального училища № 26 г. Сарапула Безбородовой Екатерины «Воины Удмуртии в боях против японских милитаристов».

18 мая 2005г. в ЦГА УР состоялось награждение победителей и призеров Интернет-конкурса. На официальной части церемонии награждения победителям и призерам конкурса торжественно были вручены ценные призы, почетные грамоты и дипломы. После официальной части награждения победителям и призерам конкурса были вручены фотографии на память, проведена экскурсия по архиву, организована экскурсия в Национальный музей УР им. К.Герда. Всем участникам конкурса, не занявшим призовые места, были высланы благодарственные письма. По просьбам участников конкурса и их научных руководителей на ряд исследовательских работ сотрудниками архива были подготовлены рецензии.

Первый опыт, по мнению устроителей и самих участников Интернет-конкурса, удался. Полученные в ходе проведения конкурса исследовательские сочинения в 2006 г. планируется описать и включить в состав фонда Р-1535 «Коллекция документов о ратных подвигах и трудовом героизме трудящихся Удмуртии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.», а 20 лучших из них - размещены на сайте государственной архивной службы Удмуртской Республики. 

В.П.Напольских, зам. начальника
 отдела информационно-поисковых
 систем ЦГА УР

 

 

Hosted by uCoz