Судьбы удмуртских ученых Кузебая Герда и Т.К. Борисова в документах
 Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики  Rambler's Top100

            Говоря об этнокультурном развитии народов Урало – Поволжья в первые десятилетия ХХ века, нельзя не обратиться к творческому наследию, судьбам выдающихся сынов удмуртского народа – Кузебая Герда (1898 – 1937) и Трофима Кузьмича Борисова (1891 – 1943). Они принадлежали к плеяде удмуртских интеллигентов, разбуженных к активной деятельности бурными революционными событиями начала века, вписавших яркие страницы в историю развития удмуртской национальной культуры и науки и внесших неоценимый вклад в дело национально - государственного строительства в Удмуртии в конце 1910-х, в 1920-е годы. Многогранность и значимость научного наследия Кузебая Герда и Трофима Борисова в области этнографии, фольклористики, лингвистики, их активная общественная деятельность позволяют считать их продолжателями традиций просветителя Григория Егоровича Верещагина. Вера в будущность удмуртского народа, стремление работать " по поднятию политического и культурного уровня вотского населения"[1], развивать его национальное самосознание – вот то общее, что, на наш взгляд, объединяло эти неординарные исторические личности.
            В архивных фондах Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики сохранилось немало документов, рассказывающих о жизни и деятельности К. Герда и Т.К. Борисова.
            В 1999 году совместно с Центральным госархивом УР  средствами компьютерной техники  выпущен сборник документов и материалов "Я – удмурт", посвященный 100-летию К. Герда. В нем впервые собраны документы республиканских архивов, связанные с именем поэта и ученого. В нынешнем году сборник был удостоен гранта 3-й категории организации "Институт "Открытое Общество. Фонд Содействия" в связи с победой в конкурсе "Россия. ХХ век. Электронные публикации".
            Материалы Центра документации, вошедшие в этот сборник, рассказывают о работе Герда заведующим издательским отделом Вотского Комиссариата в 1920 году, затрагивают тему взаимоотношений поэта и власти. Архивные документы служат подтверждением тому, что на рубеже 20-х - 30-х годов Кузебай Герд жил в условиях травли и жесточайших нападок, не вписался в современный ему период переустройства общества. Еще в 1925 году в письме председателю Вотского облисполкома И.А. Наговицыну Герд с горечью признавался: "Я борюсь за революцию в вотской литературе, за новую вотскую культуру и быт, создавая специальные общества вотской культуры, а Вотская партия РКП(б) находит эту работу вредной политически…"[2]
            С конца 1920-х годов в периодической печати Удмуртии развертывается резкая критика Герда и его литературного творчества. Основное содержание критики определялось подходом к оценке художественного творчества с позиций идеологии правящей партии, рассматривающей литературу, прежде всего, как орудие классовой борьбы и социалистического строительства. В июле 1928 году в заявлении прокурору Вотской автономной области, желая защититься, Герд писал: "…В [газете] "Гудыри" помещаются статьи довольно неопрятного характера,  где самым наглым и необоснованным образом возводятся мне какие- либо обвинения или в национализме, или в литературной безграмотности, или, наоборот, иногда обвиняют в том, что нет у меня национального чувства… Я, за то, что издал вотяцкие песни с сохранением диалектических особенностей (этого требует наука), обвинялся в национализме, в "демонстративном выступлении против единого литературного языка" и т. д…"[3] В декабре 1929 года Кузебай Герд писал в заявлении в Вотскую областную рабоче - крестьянскую инспекцию: "…В статьях [газеты "Ижевская правда"] авторы старались пришить ко мне самые невозможные, выдуманные и изобретенные ими ярлыки "национал- демократического вождя", "идеолога наиболее реакционного кулачества", "человека с претензией на научность" и т.д."[4]
            Сложившееся в Вотской области отношение к Герду стало серьезным препятствием в его дальнейшей деятельности. В 1929 году руководители Вотского обкома ВКП(б) посчитали нецелесообразным назначение Герда преподавателем вотской секции отделения национальных меньшинств Ленинградского пединститута.[5] В это же время Герд был зачислен кандидатом в аспиранты Академии наук СССР, но вскоре был отозван в Ижевск и получил скромную должность преподавателя областной советско - партийной школы. Позднее, осенью 1931 году также не состоялось назначение Герда преподавателем Удмуртского пединститута.
            В январе 1930 года на 1-й конференции Всеудмуртской ассоциации революционных писателей творчество Герда было отнесено к "буржуазно-националистическому" сектору удмуртской литературы.[6] В 1932 году тон критики в адрес Герда приобрел более жесткий характер. В феврале на 2-й авторской конференции Удмуртской ассоциации революционных писателей поэт был объявлен "идеологом национальной буржуазии", последний сборник его стихов  и поэм "Легетъес" ("Ступени") – "контрреволюционной работой". Борьба с "гердовщиной" стала главной задачей в развитии удмуртской литературы.[7]
            15 февраля 1932 года под впечатлением выступлений делегатов конференции Герд написал заявление в ячейку ВКП(б) советско-партийной школы, в котором признавал "ряд литературно - политических ошибок".[8]  Но это саморазоблачение было уже бесполезным. Дальнейшая  судьба Кузебая  Герда хорошо известна.
            Центр документации новейшей истории УР располагает также интересными документами о биографии Трофима Кузьмича Борисова (110 лет со дня рождения которого исполнилось 19 ноября нынешнего года), материалами, характеризующими его взгляды по вопросам национального строительства в Вотской области, его работу в Комиссариате по делам вотяков, на постах заведующего областным земельным управлением, председателя Вотского облисполкома, о его партийной реабилитации в 1980-е годы. Примечательны документы об участии Т.К. Борисова в 1920 году в работе 1-й Всероссийской конференции коммунистов – вотяков, 1-го Всероссийского съезда удмуртских работников просвещения и социалистической культуры.
            Несмотря на вроде бы складывающуюся в 20-е годы карьеру государственного и партийного деятеля, Борисов придерживался убеждений, которые во многом шли вразрез с укоренившимся у партийных идеологов классовым подходом к национальному вопросу. В то время каждый гражданин области рассматривался "с точки зрения преданности советской власти и приносимой им пользы для революции, а не с точки зрения наций".[9] И Трофим Борисов нередко становился объектом для обвинений в национализме, других смертных грехах, объектом для преследований и склок.
            22 ноября 1921 года Борисов обратился в Вотский обком ВКП(б) с заявлением, в котором утверждал: "Несмотря на то, что Вотская автономная область существует уже почти целый год, основные  задачи ее не только не выполнены, но даже не преступлено к разрешению… тех или иных… вопросов… Интересы вотского населения совершенно игнорируются… Большинство членов обкома не понимают задачи, связанные с образованием ВАО…"[10] Вслед за этим он разработал тезисы "О привлечении вотяков к партийному и советскому строительству", где выступал против позиции ряда советских и партийных работников, считавших, что "вотяки быстро ассимилируются с русскими, а поэтому не нужно развивать ни вотского языка, не нужно вотской школы и вообще культурного развития на основах самобытности народа"[11]. В тезисах предлагалось проведение конкретных мероприятий. Но на 3-й областной партийной конференции 6 декабря 1921 года их оценили как "выражающие мелкобуржуазные националистические стремления" и представляющие "политическую опасность для советской власти в области"[12].
            Трофим Борисов, как свидетельствуют архивные документы, ратовал за выделение мест удмуртам при направлении на учебу в высшие учебные заведения, за изучение языка, быта удмуртов, издание литературы на родном языке, "выработку" единого литературного удмуртского языка, за борьбу с кумышковарением, трахомой. (Эти направления деятельности выдвигались в  тезисах Борисова "Об агитационно – пропагандистской работе среди вотяков", написанных в 1922 году.[13])
            На посту председателя Вотского облисполкома в середине 20-х годов Борисову удалось "значительно развернуть, углубить и систематизировать" работу, усилить связь с нижестоящими организациями, проявить "серьезное, вдумчивое отношение к делу, личную инициативу и энергию", "умение и способность ориентироваться во всех условиях работы". (Такая характеристика была дана ему на бюро обкома ВКП(б) 6 января 1927 года.[14])
            Время и люди оказались немилосердно жестоки к Трофиму Борисову. Он, член партии с 1917 года, дважды – в 1923 и 1927 годах исключался из ее рядов[15]. В 1933 году Борисов, вслед за Кузебаем Гердом, был осужден по печально знаменитому делу "Союза освобождения финских народностей" ("СОФИН"). О дальнейшей судьбе Борисова рассказывается  в справке Комиссии партийного контроля при Удмуртском обкоме КПСС от 13 ноября 1989году.[16] В 1935 году Борисов был сослан в Казахстан. Здесь он вновь подвергся репрессиям – в 1940, 1942 годах. И умер в 1943 году в Актюбинском лагере НКВД СССР от упадка сердечной деятельности[17]. Реабилитация по 3-м сфабрикованным делам последовала лишь в 1956, 1988, 1989 годах[18]. Посмертно.
            Кузебай Герд и Трофим Борисов относятся к когорте тех "интеллигентов из крестьян", чьи блестящие образованность, способности и талант не получили полной реализации. Жертв сталинских репрессий в 1930-е годы ждал трагический конец. Но сегодня их имена по праву занимают достойное место в истории Удмуртии.

Е.М. Ушакова, зам. директора ЦДНИ УР

Примечания:

1.   ЦДНИ УР, ф.16, оп.1, д.42, л.1-1об.
2.   Там же, д.1030, л.7об.-8.
3.   Там же, д.833, л.153,153об.
4.   Там же, д.1030, л.6,6об.
5.   Там же, д.1031, л.2-4об.
6.   Там же, д.1120, л.9-10.
7.   Там же, д.1441, л.10-17,21.
8.   Там же, д.1315, л.7,7об.
9.   Там же, д.18, л.27.
10. Там же, д42, л.1,1об.
11. Там же, д.126, л.28-28об.
12. Там же, д.12, л.30,30об.
13. Там же, д.121, л.1-2об.
14. Там же, д.785, л.4об.
15. Там же, д.14969, л.52.
16. Там же, л.52,53.
17. Удмуртия: массовые репрессии 1930-1950 годов. – М. 1993, с.37.
18. ЦДНИ УР, ф.350,оп.3, д.128, л.57.

Hosted by uCoz