Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

  Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Тема: Подготовка учителей в Удмуртской Республике в 20-50 годы 

 

Выполнили: студентки II курса 221 группы специальности «Преподавание в начальных классах» Поздеева Валерия Валерьевна, Юдина Мария Игоревна

Руководитель: преподаватель, руководитель музея Танаева Светлана Евгеньевна
Адрес учреждения: г. Ижевск, ул. Труда, 88 тел. 216433

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. Основная часть
1.1. Развитие системы среднего профессионального педагогического образования в Удмуртской Республики
1.2. История развития Ижевского педагогического училища в 20-50 годы
Вывод
Список литературы
Информанты – выпускники Ижевского педагогического училища
Приложение

 

ВВЕДЕНИЕ

Среднее профессиональное образование – составная часть системы непрерывного педагогического образования России. Подготовка учителей для начальной школы началась к концу 18 века, так как появилась мысль о необходимости специальной подготовки педагогов к профессиональной деятельности.

В 1779 году при Московском университете открылась первая учительская семинария как педагогическое учебное заведение, готовившее учителей для начальной школы, но регулярная подготовка учителей для начальной школы началась лишь в 19 веке.

Историей становления и развития профессионального педагогического образования в России занимались видные ученые и деятели: Леонтьев Т. В., Роботова А. С., Шапашникова И. Г., Никулина Т. Е., Обухова А.П., Пономарёв К. А. Фролова Г. Д., Шкляева Н. А. и др.

Но становлению и развитию среднего профессионального педагогического образования в Удмуртии, в Ижевске в этих источниках уделено ограниченное внимание, поэтому возникает необходимость рассмотреть данный вопрос более основательно.

Цель данной работы: проследить становление и развитие среднего профессионального педагогического образования в Удмуртии в 20-50 годы.

Задачи:

1. Изучить исторический аспект подготовки педагогов в Удмуртии.

2. Рассмотреть историю развития Ижевского педагогического училища в 20-50 годы.

 

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Развитие системы профессионального педагогического образования в Удмуртии.

До Октябрьской революции на территории Удмуртии было только 2 учебных заведения, готовивших учителей для начальной школы: Сарапульская женская учительская семинария, открытая в 1912 г. и Глазовская учительская семинария, открытая в 1915 г.

После Октябрьской революции 1917 г. В Удмуртии стали открываться учительские семинарии по подготовке учителей для школ 1 ступени (начальной школы).

4 ноября 1918 г. открылась учительская семинария в г. Елабуга. 15 января 1918 г. открыта учительская семинария в Ижевске. 20 января 1919 г. – учительская семинария в с. Новый Мултан.

В 1919 г. все вновь открывшиеся учительские семинарии и уже действующие с дореволюционного периода были реорганизованы в постоянные трёхгодичные педагогические курсы, где готовились кадры для школы 1 ступени. Всего таких курсов на конец 1919 г. было пять.

После 5 съезда партии 15 марта 1921 г., где принят и утверждён разработанный В. Лениным план экономических преобразований Советского государство (НЭП), была проведена работа по укреплению учебных заведений, готовящих учителей. В этом же году все педагогические курсы реорганизованы в педагогические техникумы.

По состоянию на июнь 1924 г. в школах 1 ступени работало со специальным педагогическим образованием только 60 человек или 8 % всех учителей. 63% учителей имели общее среднее образование, 4% - семилетнее и 25% имели низшее образование. Для выполнения всеобуча требовалось подготовить 900 учителей для школ 1 ступени.

Отделы народного образования принимают необходимые меры.

К началу 1925 г. на территории Вотской автономной области действовали 4 педтехникума: Ижевский, Глазовский, Можгинский, Новомултанский. Всего в них обучалось 670 человек, а уже в 1926 г. – 740 человек. В этом же годы в четырёх школах появились классы с педагогическим уклоном. Число желающих посвятить себя педагогическому труду росло, несмотря на трудности. А трудностей было много: не везде были общежития, столовые; не было и наглядных пособий, была несовершенной педагогическая практика.

Переход ко всеобщему обязательному обучению, связанного с этим расширение сети школ ставили перед необходимостью увеличить подготовку новых учителей. Поэтому в 1 пятилетке были приняты меры по расширению сети учебных заведений для подготовки учителей. В 1930 г. были открыты 3 педтехникума, в дополнение к четырем, существовавшим ранее. Во всех педтехникумах в 1932 г. обучалось 1855 человека. В результате принятых мер значительно возросло число учителей для школ 1 ступени. В 1929/30 учебном году их стало 1380.

В 1936 г. все педагогические техникумы были переименованы в педагогические училища, их в республике было шесть: Ижевское, Глазовское, Можгинское, Дебесское, Якшур – Бодьинское и Новомултанское. Приёмы в педагогические училища ежегодно увеличивались: 1935 г. – 1409 чел, 1936 г. -1700 человек, в 1939 г. -2831 чел. Количество школ в УАССР к 1939 г. достигло 1217, в них обучалось 217806 учащихся, работало 6909 учителей.

За годы первых пятилеток педагогические училища и Удмуртский пединститут (открыт в 1931 г.) подготовили множество молодых специалистов. Только с 1930 по 1936 г. педагогические учебные заведения Удмуртии выпустили около 3 тысяч учителей.

За годы Великой Отечественной войны педагогические институты и педучилища выпустили 2,5 тысячи учителей.

В связи с осуществлением семилетнего всеобуча и открытием новых семилетних школ количество учителей в республике за пять лет увеличилось на 1870 человек, и в 1950 году в школах Удмуртии работало уже 8980 учителей.

 

1.2. История развития Ижевского педагогического училища 20-50-е годы.

Когда же в Ижевске стали готовить педагогические кадры? Публикации 

20-х годов показывают, что начало этому делу было положено открытием педагогических курсов в Сарапуле 15 марта 1920 г. Затем эти курсы были переведены в Ижевский педтехникум. Жизнь показала: своё поручение он выполнил блестяще

]В сентябре 1921 года в Ижевске открылся Вотский педагогический техникум в здании бывшей женской гимназии на ул. Береговой. На плечах Федотова Г. Ф. было также формирование педагогического коллектива педтехникума.

Педагогический коллектив был создан и состоял из 18 человек.

Федотов Гавриил Федотович – директор, преподаватель педагогики.Яркую личность первого руководителя педтехникума помогли представить его ученицы Мария Баженова и Августа Конюхова, обучавшиеся в 20-е гг.

«До сих пор Федотов как живой стоит перед глазами: высокий, стройный, с симпатичным, выразительным лицом, с умными, проницательными глазами. Он всегда носил белоснежную рубашку, галстук, черный или синий костюм, хромовые сапоги, начищенные до блеска.

Учил он педагогике. Когда входил в класс, казалось, будто стены раздвинулись, стало шире, светлее. Строил свои лекции, исходя из учения Ушинского и других замечательных педагогов. Чтобы мысли стали доходчивее, приводил много примеров из жизни. Заинтересовывал своими лекциями, вдохновлял будущих учителей. Говорил, чтоб мы не успокаивались на достигнутом».

Техникум создавался в засушливом 1921 г. Помощник директора С. Бурбуров вспоминал: «Мы с Федотовым с утра до вечера носились по городу. Надо было готовить учебные кабинеты, отремонтировать общежитие, во все три этажа ставить печи, возить дрова, подновить баню. Но самая большая трудность – беготня в поисках продовольствия для будущих студентов, так как в 1921 г. был самым засушливым и голодным». Когда Бурбуров засомневался, придет ли деревенская молодёжь в такой голодный год, Федотов отвечал: «Товарищ Бурбуров, надо жить с верой в будущее, надо работать. Ни один ученик не должен пропасть с голоду».

Он организовывал подсобное хозяйство, чтобы сохранить котингент, помочь сельским студентам прокормиться и продолжать образование. Директор добился выделения 5 га под овощи в заречнлй части Ижевска, здесь же разводили свиней. Работали в хозяйстве сами студенты. Питались бесплатно.

Сбылось предсказание директора: в 1921 – 1924 гг. каждую осень приезжали в педтехникум и совсем юные люди и повзрослее, с котомками за плечами, в ветхой одежде, в лаптях. На первый курс принимались граждане не моложе 15 лет и не старше 18,5 лет. Для поступления необходимо было сдать экзамены по математике, истории, обществоведению, литературе.

Ижевский Вотский педтехникум являлся специальным педагогическим учебным заведением для подготовки кадров нового учительства в области. Подавляющее большинство воспитанников – крестьяне, как из области, так и из других губерний. По национальному составу техникум являлся смешанным, при приеме были допущены к испытаниям русские на общих основаниях со знанием вотского языка и обязательного его изучения. В первый учебный год в техникуме обучалось 140 учащихся. Основными учебными предметами являлись предметы, предложенные педагогическим отделом Главпрофобразования с некоторыми изменениями.

Первые два курса считались общеобразовательными, третий и четвертый специальными, в которых преподавались педагогические дисциплины. Кроме 4 основных курсов имелись 2 подготовительные группы.

Учебные задания проводились по расписанию. Поскольку учебное заведение называлось техникумом, то особое внимание уделялось политехнизации: обучали не только педагогическому процессу, но и трудовым навыкам. Особое внимание обращалось на уроки естествознания и трудовым навыкам. Особое внимание обращалось на уроки естествознания и сельского хозяйства. Учащимся давалось всестороннее образование. Педтехникум старался привить любовь к труду, наукам и дать навыки самостоятельной работы над книгой. Своих питомцев он учил также массово-политической работе среди населения.

В педтехникуме имелись следующие ученические организации: союз молодёжи, ученическая секция с административно – организационными функциями, литературный кружок, издающий журнал «Гырлы» («Колокол»). Учащиеся посещали Удмуртский клуб, в котором действовали хоровой, драматический кружки. Некоторые пробовали силы в создании пьес. Например, 8 марта 1923 г. на сцене Удмуртского клуба была поставлена пьеса М. Баженовой «Замужество Насти». «Мы, исполнители ролей, были тогда на седьмом небе. Нам казалось, что больше всех радовались за нас Гавриил Федотович и Иосиф Алексеевич Наговицын». (Из воспоминаний Баженовой М.).

И. Наговицын – организатор Вотской автономии, часто навещал педтехникум. 

В 1937 году педтехникум разместился в специально отстроенном здании по улице Красногеройской. Новое здание было удобным, уютным, очень нравилось студентам. Места хватало всем, несмотря на то, что в техникуме было 4 отделения: школьное, дошкольное, отделение физвоспитания и заочное. К вступительным экзаменам допускались учащиеся на базе 7 классов.

Главным организатором и зачинщиком был комсомол. Комсомольская организация педагогического техникума была одной из лучших комсомольских организаций города. Они объединили в своих рядах почти всех студентов техникума. Студенты повышали свой политический и культурный уровень, посещали музеи, театры, кино. В техникуме была богатейшая библиотека, насчитывающая сотни томов художественной литературы, много методической литературы. Это играло большую роль в подготовке молодых кадров. Хорошо оснащены были методические кабинеты. Учащиеся сами делали наглядные пособия для этих кабинетов.

Комсомольские собрания проходили бурно. Верным наставником комсомола были Николай Степанович Лужков и Надежда Яковлевна Семенова. Они часто избирались в президиум собраний. На собраниях комсомольцы принимали план работы на учебный год. Так было и в тот 1941 год. Но выполнению плана помешала война…

В сорок первом памятном году
Из гнезда фашистского Берлина
Всей земле, всем людям на беду
Ринулась железная лавина…

1941 год. Он вошел в нашу память навечно. Этот год разрушил все планы.

На фронт ушли преподаватели. Среди них был любимый преподаватель учащихся Лужков Николай Степанович, учитель истории. В боях за Родину он пал смертью храбрых.

Кордобовский Сергей Иванович- преподаватель военного дела. Сергей Иванович прошел всю войну и с победой вернулся домой. После войны жил и работал в Риге, где и умер. 

Родину пошли защищать и выпускники.

Это было на фронте. А в тылу…Советский народ верил в победу, поэтому не забывал о будущей мирной жизни. Ижевское педучилище по-прежнему, хотя и в очень трудных условиях, продолжало готовить специалистов самой мирной профессии.

В 1941 году педучилище было переведено в общежитие, затем в Якшур- Бодью, так как его помещение заняло артиллерийское училище, эвакуированное из Ленинграда.

В течение зимы училище находилось в Як-Бодье. Условия жизни были очень сложные. Так как там было свое училище, приходилось заниматься в две смены. В эту зиму были жестокие морозы, а учащимся и преподавателям приходилось жить в холодных, плохо отапливаемых помещениях. Также плохо было и с питанием. Особые трудности испытывали преподаватели. Многие уехали от семей, от дома, уехали, чтобы быть рядом со своими воспитанниками. Нам известно, что в это время работали такие педагоги как, Семенова Надежда Яковлевна, Нетреба Аркадий Степанович-преподаватель музыки, Нетреба Надежда Васильевна-преподаватель русского языка и литературы, Пищалкина Мария Васильевна-биолог; работали самоотверженно, заражали оптимизмом и уверенностью.

В 1943 году коллектив педагогического училища вернулся в свое здание. Вновь бурно закипела жизнь в училище.

О работе коллектива всегда судят по его делам. Сильной и сплоченной была комсомольская организация училища. Как считали сами комсомольцы, главной задачей являлась учеба, овладение выбранной профессией, педагогическим мастерством. Поэтому основная работа комсомольского коллектива была направлена на улучшение успеваемости. В основном комсомольцы ИПУ справлялись со своей задачей. По данным на 1950-51 учебный год из 429 студентов только 16 неуспевающих, да и то успешно сдавших экзамены осенью.

Перед каждой сессией в училище проводилось общее комсомольское собрание «Как мы готовимся к экзаменам», на котором принимались решения о помощи неуспевающим, подготовке для них дополнительных занятий. Обязательно в эти дни выпускалась стенгазета с этой же целью.
Все силы в подготовку к экзаменам!

Все силы в подготовку к экзаменам вложи,

Перо наизготовку-
По русскому пиши.
Все повтори по плану,
Пробел не допускай,
Вдруг попадет в экзамен
То, что не повторял
Тогда, хоть плачь, не сможет
Помочь тебе никто 
А что для нас быть может
Похуже двойки? … Что? ...
Все силы в подготовку
К экзаменам вложи,
Когда совсем готов ты,
Не бойся, не дрожи!
Ответишь только на «пять»,
Ничуть не унывай,
А сдав, в Артек, в Анапу
Езжай и отдыхай.
25 мая 1957 года 
Мерзляков 11 «Б»
Школьное отделение

Но не только перед самыми экзаменами комсомольцы упорно занимались. В течение всего года студенты настойчиво овладевали знаниями. Каждая «двойка» и даже «тройка» в группе была событием. По протоколам комсомольских собраний можно судить о том, как строго спрашивали с двоечников, лентяев.

« … В течение года велась борьба с неуспевающими. Их вызывали на заседании бюро, выясняли причину и оказывали необходимую помощь; большую помощь в успешной сдаче экзаменов оказали дополнительные занятия, проводимые преподавателями, а также и самими комсомольцами. Регулярно велись дополнительные занятия по русскому языку и математике. »

Из отчета секретаря курсового бюро III курса школьного отделения за 1950-51 учебный год.

А вот строки из статьи А. Артамонова, напечатанной в «Комсомольце Удмуртии» от 27 января 1954 года. Говорит заслуженная учительница РСФСР- Надежда Яковлевна Семенова:

«Вопросы успеваемости в центре внимания в группе “Б” IV курса. Каждая “двойка” вызывает волнение всего класса. При подведении итогов отмечено, что весь класс подошел к последнему семестру своих занятий в училище лишь с “четверками” и “пятерками”. Из 34 комсомольцев в группе 22 человека сдали все экзамены на “5”. Лишь небольшое количество “3” по математике говорит о том, что есть в группе еще пробелы.

Отличники учебы - Галина Евстафьева, Римма Шкляева, Зоя Стерхова»

Не забывали студенты и о повышении своего политического уровня, активно работал политмассовый сектор. Регулярно проводились политзанятия. Темы были различные: «Устав ВЛКСМ», «Основы Ленинизма», «Краткий курс истории ВКП (б), лекции «Международное положение», «Лысенко- образ ученого- большевика», «Атомная энергия и ее значение в народном хозяйстве».

Члены политмассового сектора следили за чтением «Комсомольской правды» и республиканских газет. Больше внимание уделялось приему в комсомол. Прием в комсомол проходил торжественно, надолго запоминался.

За условиями быта учащихся следил соцбытовой сектор. Основная работа проходила в стенах общежития. Члены сектора следили, чтобы студенты были снабжены необходимым, следили за чистотой. Выпускались стенгазеты, работала библиотека…

«В каждом общежитии были выбраны редколлегия и сан-тройка. В общежитии на Зенитной (у мальчиков) было выпущено 4 номера основной газеты «Дружба» и три «Молнии»…

Сантройка вела свою работу по установлению чистоты в комнатах…

В октябре 1950 года был проведен конкурс на лучшую комнату в общежитии. Комиссия установила, что общежитие на Артельной отличается чистотой и благоустроенностью. Поэтому это общежитие премировали передвижной библиотекой в количестве 25книг»

из отчета о проделанной работе соц-бытовой сектора за период с октября 1950 г. по сентябрь1951 г. 

В обязанности комсомольской организации ИПУ входила и пионерская работа. Студенты работали пионервожатыми в школах № 9, 3, 21, 22, 33, 30, 41.

Они проводили сборы, водили детей в кино, музеи, читали им книги, подготавливали номера художественной самодеятельности, помогали отстающим, выпускали стенгазеты, проводили родительские собрания…

«Основной задачей пионервожатых является организация дисциплины в пионерских отрядах, борьба за повышение успеваемости учащихся, проведение работы по идейно- политическому воспитанию пионера-школьника» 

из отчета по пионерской работе пионервожатых за 1-ый семестр 1950-51 гг.

Жизнь любого большого коллектива отражается в печати. Этому и служил сектор печати в ИПУ.

Стенгазеты выпускала каждая группа. В эту работу вовлекались почти все комсомольцы. В некоторых группах очередные номера газет выпускались по партам. Это делало газеты более разнообразными и интересными для комсомольцев. Темы были различные: «Великие стройки пятилетки», «Начало учебного года», «Тридцать третья годовщина Октября и тридцатилетие Удмуртии», « Выборы в местные Советы", «Новогодняя» и другие. «Отдельные номера газет посвящались борьбе за мир, состоянию учебы и дисциплины».

Выпускалась общеучилищная газета. Одно из названий - «Будь учителем». Серьезная работа проводились по подготовке номеров газеты: 

«Редколлегия перед выпуском очередного номера собирается для составления макета газеты и тут же намечается темы заметок, комсомольцы, которые напишут их».

Стенгазеты в ИПУ были не только интересны, но и приносили немалую пользу. 

«В большинстве стенгазет помещается творчество комсомольцев: стихи, рассказы, фельетоны, литературные викторины, впечатления от прочитанных книг. Отмечаются в газетах также недостатки в работе и успехи».

Произошел случай в общежитии, и тут же появляется статья. А чуть позднее и сложится фельетон.

Чрезвычайное происшествие. 

Фельетон.

По общежитию прошли тревожные слухи: прямо из комнат, со стола, с подоконников, с полочек стали сбегать книги, ручки, чернильницы.

Куда же они пропадают? И с какой удивительной скоростью! И вот мальчишки из шестой комнаты решили встать на караул, проверить, куда убежал учебник «Методика русского языка в нерусских школах». Объявив военное положение в общежитии, выпросив во всех комнатах: «Не видал ли кто-нибудь убежавшего учебника?». Леонид Богданов напал на след. След вел в комнату, где живет Александр Дитятьев. Богданов решительно ринулся вперед, но оказался перед наглухо закрытой дверью. Лишь хитростью удалось войти в комнату.

– Саша! В вашу комнату сбежал учебник. Ты, кажется, его поймал.

– О, нет! Учебник это мой– ему Дитятьев возразил.

– Тогда проверить дай. Есть хорошая примета: там подпись есть: «Богданов».

–Ну что ж. Тогда мы сверим в формуляре– хотел Дитятьев возразить. Но все же после веских доказательств ему пришлось учебник возвратить.

Статья об этом случае в общежитии оканчивается словами:

«Товарищи, подумайте, хороший ли поступок комсомольца? Известно, что он через полтора месяца выйдет из училища и вступит в самостоятельную жизнь. Разве он сможет воспитывать настоящих советских людей, когда совершает такие поступки?»

Особенно много было в газетах стихов, написанных учащимися:

Мы за мир.

Пусть капиталисты Уолл-Стрита
Машут кулаком, грозят войной.
Кровь войны народом не забыта,
Дым пожарищ все еще живой.
Пусть за океаном пьются пушки,
Устрашая строящих людей.
Не страшны ни бомбы и ни пушки,
Слово мира атома сильней.
Не позволят мирные народы
Новой мировой войны разжечь.
Не для бомбы шахты и заводы, 
Не для пушек доменная печь.

Сергеева, 3 курс школьное отделение.

Надо отметить в работе комсомольской организации ИПУ то, что все комсомольцы очень критично относились к своей работе и работе товарищей, не боялись сказать правды, признавали недостатки. Это давало определенные результаты в последующей работе: недочеты старались устранить.

Хочется отметить активность самих комсомольцев. Все стремились чем-то заниматься, что-то делать: в секциях ли, в кружках художественной самодеятельности предлагали свою помощь.

Два раза в неделю в училище проходили занятия хора. Руководитель- Овчинникова Н. М.

Пели на три голоса. В репертуар входили песни на удмуртском, русском языках. Хоровой коллектив выезжал с концертами в деревни, выступал перед избирателями. Вот строки отчета по культмассовому сектору за период с 1 сентября 1950 г. по сентябрь 1951 года:

« В период избирательной системы было дано 23 концерта для избирателей. Также наш коллектив выступал на выборах райкома ВЛКСМ в МГБ, и там мы дали три концерта»

«Комсомолец Удмуртии» от 26 июля 1953 года:

«Звонок известил об окончании занятий. Учащиеся направляются в актовый зал на занятия хора. Они становятся в несколько рядов на просторной сцене, внимательно слушая указания своего руководителя Н. М. Овчинниковой.

- Начинаем с повторения “Гимна Итальянской молодежи”… Внимание!.. Первые голоса вступаем!

По дирижерскому жесту дружно подхватывают первые слова песни.

Уже несколько лет в ИПУ работает хоровой кружок. В его репертуаре- классика и произведения Советских композиторов. Только за последнее время время были разучены песни: “Лес- богатырь” Туликова, “Вальс дружбы” Хачатуряна. Из классических произведений хор исполняет финальный хор “Славься!” из оперы Глинки “Иван Сусанин”, хор русалок из оперы Даргомыжского “Русалка” и другие».

Альфред Артамонов

Много в педучилище работало кружков: литературный, математический, сольный, хоровой. Особенно интересной жизнью жил драмкружок. С большим интересом ребята готовили спектакли.

Руководителем кружка был актер Русского драматического театра. Под его руководством ребята ставили серьезные пьесы и спектакли, например спектакль «Борис Годунов» А. С. Пушкина.

Члены кружка критически относились к своим недостаткам в работе. После спектакля учащиеся горячо обсуждали свои выступления. Часто ребята вместе со своим руководителем посещали спектакли в драмтеатре. Актеры серьезно относились к работам студентов: давали советы, рецензии, часто можно было видеть студентов на репетициях спектаклей в театре. Почти на каждом вечере, концерте, собрании драмкружок выступал со своей новой работой. И учащиеся с нетерпением ждали каждую постановку.

До сих пор члены кружка и их благодарные зрители вспоминают спектакли и жизнь кружка.

По-настоящему любили в училище и спорт. Много внимания ему уделяли не только учащиеся спортфака, но и студенты педучилища. В училище работало много секций: такие как лыжная, баскетбольная, волейбольная, акробатическая, легкоатлетическая, секция спортивной гимнастики. Они пользовались большой популярностью, ребята занимались в них с огромным удовольствием. По этим видам спорта учащиеся добивались успехов: имели спортивные разряды, отлично выступали на городских и республиканских соревнованиях. Это можно подтвердить выдержками из газеты «Комсомолец Удмуртии»: 

От 1 апреля 1953 года:

«В Ижевске состоялись республиканские соревнования по гимнастике. Командное первенство завоевали гимнасты Удмуртского Педагогического института, второе - команда Ижевского педагогического училища» 

от 7 апреля 1954 года:

« В соревнованиях по спортивной гимнастике первое место заняли Ганеева и Пушкарева. Среди мужчин, выступавших по программам первого разряда, звание чемпиона завоевал Иванов. Хорошо подготовлен коллектив педучилища, который по праву завоевал почетный приз»

Отличных результатов добивалась женская баскетбольная команда «Искра». В 1954 году она завоевала звание чемпиона республики.

На хорошем счету была и женская волейбольная команда. Об этом можно судить по заметке в «Комсомольце Удмуртии» от 15 июля 1954 года.

«Почетной грамотой республиканского комитета и ценным подарком награждаются члены волейбольной команды ( женская команда педучилища- победила в финальных встречах)» 

Эти успехи были достигнуты благодаря отлично поставленной работе спортивного сектора. На комсомольских собраниях бюро регулярно заслушивались отчеты, обсуждались злободневные вопросы, вносили предложения. Велась работа по вовлечению всех учащихся в секции. Поэтому училище жило настоящей спортивной жизнью: регулярно устраивались лыжные гонки, походы, каждую весну проходили легкоатлетические кроссы, часто проводились соревнования на первенство училища.

Точно охарактеризовала значение физкультуры и спорта для воспитания настоящего советского человека и дала оценку этой работы в училище студентка Макарова:

«Советские учителя физического воспитания, работая совместно с другими педагогами, должны укреплять и развивать патриотизм, мужество, здоровье, силу и красоту советского человека. Только хорошо поставленная работа по физкультуре и спорту способствует хорошей успеваемости. В нашем училище работа поставлена хорошо» 

Педагогическая практика студентов 3-го и 4-го курсов проходила всегда очень хорошо. Были довольны и студенты, и учителя школ. Для прохождения практики отбирались образцовые школы, классы, которыми руководили опытные учителя. В основном студенты давали уроки русского языка (методист- Гвоздикова) и математике ( методист – Семенова Надежда Яковлевна).

Добросовестно студенты относились к практике и всегда тщательно готовились к урокам. Накануне урока студентка давала урок по конспекту перед методистом и товарищами. Методист и учащиеся исправляли ошибки, давали советы.

После урока, проведенного в школе,- разбор: по уроку высказывается учитель класса, учащиеся группы, методист, ставится оценка. В том же классе ученица дает показательный урок.

Очень хорошо оснащенные методические кабинеты оказали большую помощь учащимся. Из стен училища выходили люди уже с небольшим опытом в проведении уроков.

В «Комсомольце Удмуртии» за 7 апреля 1954 года была опубликована статья А. Артамонова о практике студентов 4 курса «Последняя практика»: рассказ о первом уроке Розы Машковой в школе №28. За время практики Роза научилась планировать занятия, подбирать нужный материал, распределять время на каждый этап урока. Учительница Ольга Капитоновна помогала студентке: очень терпеливо и детально анализировала уроки, передавала “крупицы” мастерства.

На практику выпускники разъезжались во все концы Удмуртии. Практика показала, что первые шаги будущего педагога опираются на глубокие знания, полученные в училище.

Осенью студенты педучилища выезжали на сельхозработы в колхоз. Их отличало добросовестное отношение к труду, ответственность, энтузиазм. Руководители хозяйств всегда были довольными работой студентов ИПУ.

 

ВЫВОД

Проведенный анализ теоретической литературы по историографии подготовки специалистов со среднем профессиональным педагогическим образованием в Удмуртии, встречи с выпускниками Ижевского педучилища позволил нам сделать краткую характеристику этапам развития среднего профессионального педагогического образования. Решая поставленные в работе задачи, мы выявили, что до Октябрьской революции на территории Удмуртии было только 2 учебных заведения, готовившихся учителей для начальной школы. После 1917 года в Удмуртии стали открывать учительские семинарии, педтехникумы. Один из них – Ижевский Воткинский педагогический техникум, созданный в 1921 году, сыгравший большую роль в успешном осуществлении всеобуча и ликвидации неграмотности и малограмотности населения Удмуртии. Он стал настоящей кузницей учительских кадров, кадров удмуртской интеллигенции. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. 20 лет автономии Удмуртии. Статистические справочники.– Ижевск, 1940.
2. 25 лет Советской Удмуртии (1920-1945). – Ижевск, 1945.
3. Обухов А. П. Народное образование в Удмуртской АССР (1917-1970). – Ижевск, 1972.
4. Фёдоров Л. П. Педагог – просветитель //Герд, 2001.
5. Фёдоров Л. П. Встретились через полвека // Долг,2004.
6. Удмуртия. 1920-1970. Факты, свершения, события. – Ижевск, 1970.
7. Удмуртская республика: Энциклопедия / Гл. ред. Туганоев В. В. – Ижевск, 2000.
8. ЦГА УР Р – 174, опись № 1, ед. хр. 254.
9. ЦГА УР Р – 174, опись № 1, ед. хр. 298.
10. ЦГА УР Р – 174, опись № 1, ед. хр. 332.

 

ИНФОРМАНТЫ-ВЫПУСКНИКИ ИЖЕВСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА

1. Артамонов А. А. – выпускник 1954 г.
2. Артамонова А. К. - выпускница 1952 г.
3. Декан В. Г. - выпускница 1946 г.
4. Зорина Г. Г. – выпускница 1952 г.
5. Лыкова Н. Ф. - выпускница 1952 г.
6. Мулина В. И. - выпускница 1951 г.
7. Федоров Л. П. - выпускник 1954 г.
8. Шадрина Г. И. - выпускница 1951 г.

 

Первый выпуск Вотского педагогического техникума 1923 г. Выпуск 1953 г. Ижевского педагогического училища
Встречи с выпускниками 50-х годов.

 

 

Другие работы

 

Hosted by uCoz