Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

  Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

 

Исследовательская работа 

«Роль Григория Титова в развитии музыкальной культуры Удмуртии»

 

Выполнил: студентка II курса221 группы специальности «Преподавание в начальных классах» Михайлова Екатерина Владимировна.
Руководитель: преподаватель Танаева Светлана Евгеньевна.
Адрес учреждения: г. Ижевск, 
ул. Труда, 88
Т. 21-64-33

 

Содержание.

 

Введение 
1.Детские годы. Период поисков своего пути. 
2.Московский период. 
3. Творческая деятельность в Ижевске. 
Заключение. 
Список использованной литературы. 
Приложение. 

 

Введение.

Я учусь в Удмуртском Республиканском социально-педагогическом колледже на отделении «Преподавание в начальных классах». Традиционно в начале учебного года всех студентов знакомят с историей нашего колледжа, с его выпускниками. В истории колледжа немало выпусков, многие наши выпускники работали и работают учителями в школах, воспитателями в детских садах. Среди выдающихся выпускников колледжа: артисты К. Ложкин и А. Саратов, писатели А. Клабуков, А. Бутолин, К. Ломагин, журналисты А. Артамонов, Л. Федоров. Удмуртский оперный певец Григорий Титов является также одним из выпускников колледжа. В январе 2007 года ему бы исполнилось 100 лет со дня рождения. 

Изучением творческого наследия Григория Титова занимались музыковеды Голубкова А.,Чуракова Р., журналисты Гаврилова-Решитько, Л. Федоров. Но к сожалению, в их работах уделено мало внимания становлению личности певца. Поэтому мы решили глубже изучить жизненный и творческий путь нашего выпускника. Исходя из этого, мы поставили перед собой цель: определить роль Григория Титова в развитии музыкальной культуры Удмуртии.

Задачи: 

1)Познакомиться с работами музыковедов и историков, их взглядами на творчество Г. Титова.

2) Проанализировать творческий путь певца.

Григорий Иванович Титов — оперный певец самого высокого класса. Он принадлежит к российской школе оперного искусства и непосредственно крепкими нитями связан с шаляпинской эпохой российской оперы. Его творческую жизнь можно разделить на четыре самостоятельных периода: детские годы, период поисков своего пути, период учебы в Московском музыкальном училище при Московской консерватории и на вокальном отделении Московской консерватории, период работы в ижевской филармонии. Самый яркий из них — московский, когда было полное признание, слава, уважение.

Г. И. Титов родился 1 января 1907 г. В деревне Титово Шарканского района. Григорий Иванович рано почувствовал себя певцом. С шести лет исполняя всю домашнюю работу, был в окружении взрослых и всегда его просили петь. Его голосом восхищались. Григорий Иванович вспоминает, что в деревне был маленький кирпичный завод, и когда Григория посылали за кирпичом, хозяин не брал с него денег, говорил: «Лучше спой», а то и заводил в лавку, да одаривал то пряниками, то семечками. Из воспоминаний Титова - «Пожилые люди иногда плакали, так им нравился мой звонкий голос. Любил мое пение и отец. Однажды я забрался в его слесарную мастерскую и сломал стамеску. Ну, думаю, попадет, отец будет меня пороть, вижу, идет с ремнем. Сел я на крыльцо и запел. Отец остановился, стал слушать, затем махнул рукой и пошел прочь, а из его глаз катились слезы. В нашей семье все пели: отец, мать, сестры Ефросинья и Павла. Вечерами мы собирались вместе, и получался неплохой семейный ансамбль, играли на балалайке, гармони, гитаре».[4]

И еще из воспоминаний детства:

«Чудесный летний день. Бежит, журчит река Япи. Вдоль нее тянутся луга. Именно сюда собираются со всех окрестных деревень на Гербер и Троицу. Разводят костры, в котлах варят суп, водят хороводы, поют. Впервые на таком празднике Гриша оказался в 7 лет. Вместе со всеми пел удмуртские и русские песни. Все были удивлены его необычайным пением.

- Откуда, чей такой соловушка?

- Да из Титово он!» [1] 

Еще один эпизод из жизни Титова связан с балалайкой. Однажды летом к их дому подъехала подвода, специально присланная из Шаркана за Гришей (в Шаркане открылся новый Дом культуры). Григория одели в красную рубаху и синие штаны. Ему объяснили как вести себя на сцене. Первое свое выступление он запомнил на всю жизнь. Его посадили на полено, так как на стуле ноги не доставали до полу. Играя на балалайке, он исполнил три песни. Организаторы угостили его сахаром и на подводе отправили домой. Душа маленького Гриши пела. 

В сентябре 1921 г. В Ижевске открылся Вотский педагогический техникум в здании бывшей женской гимназии на ул. Береговой.

Педагогический коллектив был создан и состоял из 18 человек:

Федотов Гавриил Федотович – директор, преподаватель педагогики.
Баушев Константин Михайлович – преподаватель психологии, удмуртского языка.
Поздеева Анна Ивановна – преподаватель математики.
Шиляева Агния Ивановна – преподаватель истории и географии.
Мерзлякова Клавдия Владимировна – преподаватель естествознания.
Молоткова Елизавета Васильевна – преподаватель музыки.
Бурбуров Павел Михайлович – преподаватель русского языка.
Феофилактова Клавдия Емельяновна, Ильин Михаил Ильич и Поздеев Иосиф Яковлевич – методисты.
Мальцев Николай Григорьевич – преподаватель русского языка.
Шиляева Елизавета Андреевна – преподаватель математики.
Пупырева Александра Николаевна – преподаватель русского языка.
Кириков Константин Александрович – преподаватель математики.
Матисен Августа Ивановна – преподаватель математики.
Шиляев Андрей Иванович – преподаватель гигиены.
Драгунов Михаил Владимирович – преподаватель политграмоты.
Углицких Андрей Иванович – преподаватель труда.
Яркую личность первого руководителя педтехникума помогли представить его ученицы Мария Баженова и Августа Конюхова, обучавшиеся в 20-е гг.

«До сих пор Федотов как живой стоит перед глазами: высокий, стройный, с симпатичным, выразительным лицом, с умными проницательными глазами. Он всегда носил белоснежную рубашку, галстук, черный или синий костюм, хромовые сапоги, начищенные до блеска. 

Учил он педагогике. Когда входил в класс, казалось, будто стены раздвинулись, стали шире, светлее. Строил свои лекции, исходя из учения Ушинского и других педагогов. Чтобы мысли стали доходчивее, приводил много примеров из жизни. Заинтересовывал своими лекциями, вдохновлял будущих учителей. Говорил, чтоб мы не успокаивались на достигнутом»[5].

Техникум создавался в засушливом 1921 г. Помощник директора П. Бурбуров вспоминал: «Мы с Федотовым с утра до вечера носились по городу: надо было готовить учебные кабинеты, отремонтировать общежитие, во все три этажа ставить печи, возить дрова, подновить баню. Но самая большая трудность – беготня в поисках продовольствия для будущих студентов, так как 1921 г. Был самым засушливым и голодным». Когда Бурбуров засомневался, придет ли деревенская молодежь в такой голодный год, Федотов отвечал: Товарищ Бурбуров, надо жить с верой в будущее, надо работать. Ни один ученик не должен пропасть с голоду»[5].

Он организовал подсобное хозяйство, чтобы сохранить контингент, помочь сельским студентам прокормиться и продолжать образование. Директор добился выделения 5 га земли под овощи в заречной части Ижевска, здесь же разводили свиней. Работали в хозяйстве сами студенты. Питались бесплатно.

Сбылось предсказание директора: в 1921 – 1924 гг. каждую осень приезжали в педтехникум и совсем юные люди и повзрослее, с котомками за плечами, в ветхой одежде, в лаптях. На первый курс принимались граждане не моложе 15 лет и не старше 18,5 лет. Для поступления необходимо было сдать экзамены по математике, истории, обществоведению, литературе. 

Ижевский вотский педтехникум являлся специальным педагогическим учебным заведением для подготовки кадров нового учительства в области. Подавляющее большинство воспитанников – крестьяне, как из области, так и из других губерний. По национальному составу техникум являлся смешанным, при приеме были допущены к испытаниям русские на общих основаниях со знанием вотского языка и обязательного его изучения. В первый учебный год в техникуме обучалось 140 учащихся. Основными учебными предметами являлись предметы, предложенные педагогическим отделом Главпрофобразования с некоторыми изменениями [6]. 

Первые два курса считались общеобразовательными, третий и четвертый специальными, в которых преподавались педагогические дисциплины. Кроме 4 основных курсов имелись 2 подготовительные группы. 

Учебные задания проводились по расписанию. Поскольку учебное заведение называлось техникумом, то особое внимание уделялось политехнизации: обучали не только педагогическому процессу, но и трудовым навыкам. Особое внимание обращалось на уроки естествознания и сельского хозяйства. Учащимся давалось всестороннее образование. Педтехникум старался привить любовь к труду, наукам и дать навыки самостоятельной работы над книгой. Своих питомцев он учил также массово-политической работе среди населения.

В педтехникуме имелись следующие ученические организации: союз молодежи, ученическая секция с административно-организационными функциями, литературный кружок, издающий журнал «Гырлы» («Колокол»), хор. 

Титов вспоминал: « В 1921г до нас дошло известие – в Ижевске открывается педагогический техникум. Мы, молодежь деревни, очень обрадовались. Все наши разговоры были только об этом. Закончив двухклассную Шарканскую школу, мы написали заявление о приеме в педтехникум. Сдали экзамены, вернувшись домой, ждали вызова на учебу.

Поздней осенью, по первому снегу, молодежь всех окрестных деревень отправилась учиться: в лаптях, с котомками на плечах. С Ижевского вокзала шли всей гурьбой. Прохожие останавливались, удивленно разглядывали, спрашивали. 

Устроили нас в трехэтажном общежитии. Жили впроголодь – нечего было везти из деревни. В комнатах было холодно, поэтому после занятий шли в лес за дровами. 

К нам в общежитие часто приходили председатель облисполкома Иосиф Алексеевич Наговицын и заведующий облоно Трофим Кузьмич Борисов. Они верили в нас.

Учеба давалась нелегко, но мы чувствовали поддержку. Наш директор Гавриил Федотович Федотов был каждому из нас вместо отца. Спокойный, никогда не повышал голоса, рассудительный, в нужный момент мог рассмешить, поднять настроение.

Но моим любимым предметом была музыка, а преподавала его Молоткова Елизавета Васильевна. Она открыла для меня дорогу в мир музыки и искусства» [4].

Учительница музыки Ижевского педагогического техникума, где учился Григорий Титов 20-е годы. Е. В. Молоткова закончила в 1905 году вокальное отделение Петербургской консерватории и более десяти лет служила солисткой оперной труппы Петербургского народного дома, с которым выезжала на гастроли в Вятскую губернию, в Финляндию, Францию. 

Е.В. Молоткова была очень сдержанным, тихим, скромным человеком, она мало улыбалась, говорила несколько приглушенным голосом. 

Ярким событием в жизни Титова было выступление в студенческом хоре Ижевского педагогического техникума, который создала Елизавета Васильевна Молоткова. Она разучивала со студентами народные песни и, главное, организовывала выступления в клубах Ижевска, деревенских избах-читальнях, куда ходили пешком, неся в чемоданах свой несложный реквизит: костюмы, из бабушкиных сундуков, платки, монисты.

Удмуртские песни, которые разучивались в хоре, помогли во время сельского учительствования (с 1926 по 1931). Титов создал детский хор и руководил им, участвовал в создании сельского клуба, под который была переделана старая деревенская часовня и, когда клуб был открыт, выступал с исполнением удмуртских народных песен.

В начале ЗО-х годов Григорий Титов вернулся в Ижевск и стал хористом, а затем и солистом хора Удмуртского радио. Пение в профессиональном хоре способствовало дальнейшему музыкальному развитию. По мнению самого Титова, « постоянное общение с музыкой разных стилей и направлений значительно расширили музыкальный кругозор» [4].

Помимо хора Удмуртского радио, Титов участвовал в создании и работе Удмуртского ансамбля песни и пляски и оперного ансамбля дома техники. Здесь разучивались, готовились к скромному концертному исполнению и звучали в маленьком зале под аккомпанемент фортепиано отдельные ансамблевые сцены из опер. Титов принимал в них живейшее участие! Именно в эти годы Титов исполнил первые оперные партии: Гремина и Зарецкого в опере «Евгений Онегин» Чайковского, Грязного в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова; в репертуар сольных концертов Титов включал романс и монолог Демона из оперы Рубинштейна «Демон», «Серенаду дон Жуана» Направника, пополнился его национальный репертуар удмуртскими народными песнями, которые Титов исполнял в сопровождении секстета домристов Удмуртского радио, руководимого М.Бывальцевым. 

Пора профессиональных занятий для певца началась несколько поздновато - в 1938 году, когда Титову шел 32 год. Певец был прослушан педагогами музыкального училища при Московской консерватории и был принят в училище, несмотря на давно закончившиеся конкурсные экзамены. Уже через полтора года перед певцом открылись двери Московской консерватории.

Все годы учебы в училище и консерватории (1938-1947) Титов занимался в классе профессора Н.И.Сперанского. Общение с этим интересным человеком, другом Ф.И.Шаляпина, оперным певцом, с триумфом выступившим на сценах Тбилисского, Саратовского и Московского оперных театров, было для Титова очень плодотворным. Сперанский отмечал артистизм своего ученика и довольно часто включал произведения Глинки, Моцарта и других композиторов в исполнении Титова в программу вокальных вечеров консерватории, чего удостаивались обычно лучшие студенты. Успех концертных выступлений Титова был столь значителен, что его характер исполнения оперных сцен, романсов привлек внимание представителей театральной элиты и о Титове заговорили как о восходящей звезде для оперных коллективов страны. Несколько раз на консерваторских концертах он видел Мариэтту Шагинян. Однажды после концерта она поднялась на сцену и сказала Титову: «Молодой человек, Вы великолепный исполнитель! Если понадобится моя протекция, я с радостью замолвлю за Вас словечко».

В чем загадка столь высокой оценки творчества Титова? Григорий Иванович в процессе учебы в консерватории, в классе выдающегося профессора Н. Сперанского (в прошлом ученику великого итальянского певца Баттистини) овладел итальянским стилем пения бельканто, отличающимся легкостью и красотой звучания, изяществом и виртуозным совершенством вокальных орнаментов. Помимо этого, Г.И.Титов усвоил уроки шаляпинского вокально-сценического мастерства. А это артистизм, выразительность каждого спетого слова, широта эмоций, владение искусством фразировки, дикции. 

В начале войны Г.И.Титов студент консерватории пошел добровольцем в ополчение, но в конце I94Iгода по ходатайству консерватории вернулся в Москву и был назначен солистом концертной бригады по обслуживанию частей красной Армии и освобожденных районов СССР при политуправлении Народного комиссариата обороны и политуправлении Народного комиссариата сообщения. Бригада состояла из педагогов Московской консерватории, актеров и студентов. С 1941 по 1945 г. бригада постоянно концертировала на фронтах Великой Отечественной войны, в особенности Брянском и Сталинградском. Артисты въезжали в освобожденные города по следам горячих боев, и их выступления сменял грохот уходящей на запад канонады. На импровизированной сцене перед бойцами Г.И.Титов пел советские патриотические песни, арию Сусанина из оперы Глинки «Иван Сусанин», арию Мельника из оперы Даргомыжского «Русалка» и удмуртские народные песни. 

С годами крепло исполнительское мастерство, великолепно звучал его бас, с красивым, благородным тембром. Голос Титова привлекал чистотой интонации, большим диапазоном и удивительной подвижностью, позволяющей дать различные звуковые нюансы. Его исполнение покоряло четкой образностью, заставляло вникать в каждое пропетое слово.

Как Титов исполнял народные песни! Он пел удмуртские, русские песни. Нужно было видеть, как он погружался в этот знакомый с детства мир, оставаясь внешне спокойным, сдержанным. Только голос властный и сильный завораживал. Также исполнял русские народные песни Ф.Шаляпин...Новый мир открывался при исполнении романса. Российский романс многообразен и требует особого переключения от одного настроения к другому. Романс Глинки на слова Кукольника «Сомнение», представляющий собой элегию с типичной для этого жанра сдержанной мелодией декламационного характера и патетическими фразами особенно удавался Григорию Ивановичу Титову. Романс Чайковского «Благословляю вас, леса»- это удивительная хвалебная песнь природе на текст А.К.Толстого Титов исполнял романс с особым благородством, возвышенно, полнозвучно. Удивительно глубокий драматизм выявляется при исполнении Григорием Ивановичем песни «Старый капрал» Даргомыжского на текст Беранже в переводе В.Курочкина. Сюжет здесь раскрыт не в повествовании, а в прямой речи героя, как в оперной сцене.

Из обширного репертуара Титова можно выделить оперные партии, художественное исполнение которых особенно яркое. Например, рондо Фарлафа из оперы «Руслан и Людмила» Глинки является «коронным» номером певца. 

Именно глубокий благородный артистизм исполнения оперных партий, шаляпинское «видение» художественного образа оперного сочинения, романса, баллады создали Титову имя яркой звезды среди молодых исполнителей. Последовали предложения от разных театров, но Титов предпочел вернуться в Удмуртию, где в эти годы еще не было музыкального театра.

Самостоятельная творческая концертная деятельность началась осенью I947года в Ижевске. Ижевск в эти годы ощущал недостаток профессиональных музыкальных кадров. Музыкальные учреждения - музыкальное училище, филармония, театры, клубы — начинали работать в новых условиях, раскрывали двери перед молодежью, демобилизованными воинами.

Музыкальная деятельность Григория Ивановича была активной. Четыре года он был педагогом вокального отделения музыкального училища, одновременно участвовал в премьерах Удмуртского театра, концертах филармонии и гастрольных поездках ансамбля. Урал, Сибирь, Дальний Восток знакомятся в этот период с голосом Титова, и вслед за его выступлениями появляются в газетах восторженные отзывы.

Растущая популярность Титова вызвала желание многих услышать певца в оперном репертуаре. В 1948 году с хором Удмуртского радио и оркестром под управлением Н.Греховодова Титов исполнил на удмуртском языке сцену в лесу из оперы Глинки «Иван Сусанин». Это исполнение еще раз показало, теперь уже ижевской публике, драматическую сторону таланта певца, уменье создать патриотический образ, столь значительный, мужественный, возвышенный, сколь строгий и простой.

Голос Титова много раз записывался во Всесоюзном Доме звукозаписи. В «золотой фонд» вошло более ста произведений удмуртских и тридцать произведений русских и зарубежных композиторов в исполнении Титова. Свидетельством популярности певца являются и письма, которые шли на его адрес из разных стран. 
В 1956 году Титов участвовал во Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение песен и романсов советских композиторов. Центральный дом работников искусств Москвы предоставил сцену пятидесяти певцам. Было вручено семь дипломов, в том числе Солисту Большого театра А.Ведерникову и удмуртскому певцу Г.И.Титову.

Титов сотрудничал с театральными коллективами. Удмуртский театр пригласил Титова принять участие в премьерах спектаклей «Ан нок» (музыка И.Галкина), «Камит Усманов» (музыка Н .Греховодова) по пьесам И.Гаврилова, «Волшебная борода» (музыка Г.Корепанова) по пьесе В.Садовникова и в премьере первой удмуртской оперы «Наталь» Г.Корепанова. К сожалению, театральная деятельность Титова в Удмуртии была ограничена отсутствием национального оперного театра, - а Григорий Иванович именно оперный певец! Сценическое дарование Титова уже много лет тому назад было высоко оценено ведущими режиссерами, но в Удмуртии так и не выявилось полностью. 

Титов принимал участие и в общественной жизни Удмуртии. В 1947 году он был избран депутатом Ижевского горсовета, был делегатом от Удмуртской республики на третьей Всесоюзной конференции сторонников Мира.

Особенно следует отметить доброжелательность Григория Ивановича. Он очень точно, несколькими штрихами умел раскрыть лучшие черты своих педагогов Н.Сперанского, К. Птица, друзей, например, дирижера ансамбля песни и танца М.Ложкина, А.Мамонтова, всегда с любовью вспоминал своих родителей, сестер и, конечно, своих коллег.

 

Заключение.

Познакомившись со статьями, изучив биографию Г. Титова, прослушав некоторые произведения из его репертуара, я пришла к мнению, что Григорий Титов является уникальным человеком, обладающим незаурядным талантом. Г. Титов внес огромный вклад в развитие музыкальной культуры Удмуртии, так как был в числе первых исполнителей, вышедших на мировой уровень. 

Я считаю, что достигла своей цели, изучив творческий путь и вклад Григория Титова в развитие музыкальной культуры Удмуртии. Его талант не мог остаться незамеченным. Его творчество вдохновляло и художников, и поэтов. Художником И. Нурмуахметовым создан портрет Титова. А Флор Васильев написал стихотворение «Поет Титов». .Я считаю, что учеба в педтехникуме, участие в хоровом кружке только помогли ему оценить свои возможности и развивать талант. 

Я горжусь выпускником своего колледжа. Чтобы студенты не забывали заслуги Титова, мы провели «Музыкальную гостиную», посвященную его жизни и творчеству. Мы познакомили их с его биографией, прослушали различные партии из его репертуара и в дальнейшем планируем знакомить наших студентов, первокурсников с творчеством Титова.

Выдающийся удмуртский оперный певец, заслуженный артист РСФСР и народный артист УАССР Григорий Иванович Титов, чей столетний юбилей мы будем отмечать в январе 2007 года — яркая звезда в истории российской культуры 40-70-х годов ХХ столетия.

 

Список использованной литературы

1. Гаврилова – Решитько М. Чыдонтэм пумиськонъес. – Ижевск, 1995.
2. Голубкова А., Чуракова Р.. Музыкальная культура Удмуртии. – Ижевск, 2004.
3. Голубкова А. Путь к удмуртской опере. – Ижевск, 1969.
4. Титов Г. Мынам эше кырзан. // Удмурт дунне. 2007, 17 янв., 23 янв.
5. Федоров Л. Кызети аръес. Гавриил Федотов. // Удмурт дунне. 1996, 4 апр.
6. ЦГА УР Р – 174, опись 1, ед. хр. 254

 

Информант:

Ольхова А. Г. - Заслуженная артистка УР, преподаватель Удмуртского республиканского социально-педагогического колледжа.

Приложение.

 

Учащиеся Титовской школы

 

Ижевский Вотский педтехникум

 

Г.Федотов-директор педтехникума

 

Г.Титов

 

Г.Титов Е.Молоткова- преподаватель музыки

 

Другие работы

 

Hosted by uCoz