Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

  Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

Исследовательская работа

Кизнерский мехлеспромхоз
в годы Великой Отечественной войны.

Работу выполнила
ученица 10 класса
МОУ Кизнерская средняя общеобразовательная школа №1
пос. Кизнер 
Удмуртской Республики
Скворцова Ксения

Руководитель:
Скворцова Т.И., 
учитель истории

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение

1. Кизнерский мехлеспромхоз в годы войны

1.1. Историческая справка 

1.2. Деятельность мехлеспромхоза в годы войны 

1.3. Женщины-шоферы 

Заключение

Приложения

Список литературыa 

 

Введение

Актуальность работы: 

Мужеством исполнены страницы нашей Родины. И высочайшей вершиной этого мужества была Великая Отечественная война. Это война, самая народная и поистине самая священная из всех войн на земле, навсегда останется великим уроком человеческого мужества. 

Историю Родины можно изучать по учебникам и книгам, а можно, познавая жизнь обычных людей. Рассказать о судьбе каждого из миллионов участников войны и трудового фронта – к сожалению, невыполнимая задача. О некоторых событиях уже и поведать некому, утрачены многие документы, письма и фотографии – они ведь когда-то не были объектом истории. Потому так важно сохранить то, что еще осталось, найти тех, кто может еще рассказать, отыскать в семейных и государственных архивах документы.

Большое видится на расстоянии, но мелкие черты при этом стираются. Только у кого повернется язык назвать мелочью хотя бы одну солдатскую судьбу, труд женщин в поле, голодных подростков у станков?

Будущая победа ковалась не только на передовой, невозможно было выстоять без оружия, танков, самолетов и, конечно, без хлеба. Каждый тогда делал свою, такую нужную работу – в окопе и заводском цеху, в тылу врага и на колхозном поле. Всюду был фронт.

Огромный вклад в Победу внесли труженики нашей республики. Удмуртия была кузницей оружия. Тысячи предприятий производили продукцию, необходимую фронту. Героически трудились и наши земляки – жители поселка Кизнер и Кизнерского района. В нашей общей Победе есть вклад и одного из главных предприятий Кизнера – мехлеспромхоза. Мы хотим показать этот вклад. 

Данная работа весьма актуальна. Один за другим уходят из жизни люди, работавшие на одном из главных предприятий Кизнера. И мы хотели исследовать и проанализировать историю и деятельность Кизнерского мехлеспромхоза в годы Великой Отечественной войны, пока еще живы некоторые из тех людей, кто работал в то тяжелое время.

Нашей целью было проанализировать деятельность Кизнерского мехлеспромхоза в годы Великой Отечественной войны.

Перед нами стояли задачи:

1. изучить архивные материалы;
2. провести статистический анализ деятельности мехлеспромхоза в годы войны;
3. определить направление деятельности мехлеспромхоза в годы войны;
4. составить историческую справку о мехлеспромхозе в годы войны;
5. опросить очевидцев изучаемых событий.

При проведении исследования мы использовали такие методы исследования как:
1. анализ:
2. обобщение 
3. систематизация 
4. интервью
5. беседа
6. изучение архивных документов 

 

1. КИЗНЕРСКИЙ МЕХЛЕСПРОМХОЗ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1.1. Историческая справка

В 1934 году (точная дата не установлена) образовался Вятско-Полянский леспромхоз Главного Управления тарной промышленности Наркомпищепрома СССР «Главпищетара». (1)

На основании приказа №104 от 11 мая 1939 года по Главному Управлению Тарной промышленности и НКПП СССР «Главпищетара», подписанного начальником «Главпищетары», и на основании приказа по Народному Комиссариату Пищевой промышленности СССР от 10 мая 1939 года за №435, в связи с переходом основных лесозаготовительных участков Вятско-Полянского леспромхоза из Кировской области в Удмуртскую АССР и в целях приближения руководства леспромхоза непосредственно к производству, контору Вятско-Полянского леспромхоза перенести из п. Вятские Поляны Кировской области – в п. Кизнер Удмуртской АССР, переименовав его в «Кизнерский механизированный леспромхоз». (2)

В состав леспромхоза входило 3 производственных участка:
1. механизированная база, расположенная на станции Кизнер;
2. Люгинский лесопункт, с расположением на станции Люга;
3. Кизнерский лесопункт, с расположением в 140 квартале. (3)

В соответствии с приказом по министерству пищевой промышленности от 30 января 1949 года №92 Кизнерский мехлеспромхоз перешел в ведение «Главпищетары» Министерства пищевой промышленности СССР. (4)

Мехлеспромхоз действовал на началах плановых заданий «Росглавлеспродтары» и отвечал по своим обязательствам в пределах того имущества, на которое по закону может быть обращено взыскание.

Мехлеспромхоз возглавлял директор. Непосредственное управление отдельными лесозаготовительными участками поручалось начальникам. Основной целью организации леспромхоза являлась лесозаготовка, вывозка, трелевка, подвозка, переработка и сплав древесины. (5)

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 27 марта 1953 г. №919 и приказами Министра легкой и пищевой промышленности СССР от 28 марта 1953 г. №61 и от 22 июня 1953 г. №882, Кизнерский механизированный леспромхоз находился в ведении «Главлестары» Министерства легкой и пищевой промышленности СССР. (6)

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 24 августа 1953 г. №2256 и приказами Министра промышленности и продовольственных товаров СССР от 31 августа 1953 г. №12 и от 22 сентября 1953 г. №129, Кизнерский механизированный леспромхоз перешел в ведение «Главлеспродтары» Министерства промышленности и продовольственных товаров СССР. (7)

В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 мая 1956 г. №724 Кизнерский механизированный леспромхоз передан Министерству промышленности и продовольственных товаров РСФСР, находился в непосредственном подчинении Главного управления лесной и тарной промышленности «Росглавлеспродтара» Министерства промышленности и продовольственных товаров РСФСР.

Кизнерский мехлеспромхоз был зарегистрирован в Министерстве финансов РСФСР 7 августа 1956 года. Имел своей задачей заготовку и вывозку древесины, а также лесопиление и производство таропиломатериалов. (8)

Во исполнение приказа Управления лесной и деревообрабатывающей промышленности Совнархоза Удмуртской АССР №1 от 6 июля 1957 года и №3 от 9 июля 1957 года в состав Кизнерского мехлеспромхоза были переданы:
1. Кизнерский мехлесопункт «Росглавлестопа» РСФСР, образовавшего на его базе Кибьинский лесопункт мехлеспромхоза;

2. Мултанский мехлесопункт треста №5 Министерства авиационной промышленности, образовавшего на его базе Мултанский лесопункт мехлеспромхоза;

3. Удмуртская межобластная контора «Росконсервтара» Министерства промышленности продтоваров РСФСР, образовавшего на его базе Средне-Тыжминский мастерский участок с подчинением лесопункту мехбазы мехлеспромхоза. (9)

На основании приказа по комбинату «Удмуртлес» №4 от 9 января 1958 года Кизнерский мехлеспромхоз перешел в состав комбината «Удмуртлес». (10)

На основании распоряжения по комбинату «Удмуртлес» от 12 апреля 1958 года №1943 и приказа от 2 июля 1958 года, Кибьинский лесопункт, входящий в состав Кизнеского мехлеспромхоза, был полностью ликвидирован. (11) На основании приказа директора мехлеспромхоза №184 от 2 октября 1958 года был ликвидирован лесопункт в 140 квартале. (12)

В соответствии с приказом по комбинату «Удмуртлес» №238 от 17 ноября 1958 года Кизнерский мехлеспромхоз влился в Можгинский леспромхоз. (13)

 

1. АОА Кизнерского района, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 48, 71.
2. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 70
3. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 49.
4. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 38.
5. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 9-11, 64.
6. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 35.
7. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 32.
8. Там же, ф.8, оп. 1, д.1, л.л. 9.
9. Там же, ф.8, оп. 2, д. 61, л.л. 225.
10. ЦГА УР, ф. 1108, оп.1, д. 984, л. 6
11. АОА Кизнерского района, ф.8, оп. 2, д. 65, л.л. 48.
12. Там же, ф.8, оп. 2, д. 144, л.л. 208
13. ЦГА УР, ф. 1108, оп.1, д. 985, л. 233 

 

1.2. Деятельность мехлеспромхоза в годы
Великой Отечественной войны

В период войны в поселке Кизнер находился мехлеспромхоз Главпищетары Наркомата пищевой промышленности СССР. В Кизнерском мехлеспромхозе было 3 участка: участок мехбазы в поселке Кизнер, участок 140-го квартала и Люгинский лесоучасток. Директором мехлеспромхоза был Петухов, главным механиком Булаткин Павел Петрович, механиком Попов Яков Никифорович.

Основной вид работ – заготовка леса. 
Заготавливали:
• тарный кряж из смешанного леса;
• кругляк для шпал (из хвойного леса);
• липу для нужд авиации (авиалипу);
• фанерный кряж;
• рудостойку и вагонную стойку;
• заготовку для ружейной болванки;
• лес на дрова.

При написании этой части работы мы использовали воспоминания жительницы поселка Кизнер, ветерана труда, труженицы тыла Натальи Дмитриевны Малмыгиной, работавшей в мехлеспромхозе с 1943 г.

Справка:

Бабкина Наташа (Малмыгина Наталья Дмитриевна). Родилась в 1929 году в деревне Каменная Гора. В 1942 г. тринадцатилетнюю Наташу и еще 5 девочек из их сельсовета мобилизовали для учебы в школе ФЗО в г. Ижевск. Но старшие ученицы обижали девочек, отбирали хлеб и они, не выдержав, сбежали. Пешком дошли от Ижевска до Кизнера. Потом двух девочек из деревни Городилово посадили за это в тюрьму, а Наташе повезло, так как ей не было еще 14 лет

В мае 1943 года Наташа поступила на работу в леспромхоз дорожной рабочей. Это подтверждается архивными документами:

Приказ № 23
по мехбазе Кизнерского МЛПХ

от 10 мая 1943 г.

§3

Принять на работу Бабкину Наталью в качестве подсобного рабочего с 12 мая 1943 года. (1)

1. АОА Кизнерского района, ф. 8, оп. 2, д. 67, л. 17.

В 1944 г. Наташа перешла на погрузку. В войну взрослели очень рано. В 1945 г., когда ей было всего 16 лет, она стала бригадиром 2-й бригады грузчиков. В 1946 году Наташа перешла в лесорубы. В 1947 г. она уже работала десятником в лесу, принимая лес у лесорубов. А с 1949 по 1951 год работала мастером.

Наталья Дмитриевна рассказывает:

В лесу работали лесорубы и коновозчики. Это были пожилые мужчины, женщины и подростки. Лес валили вручную двуручными пилами. Раскряжевывали тоже вручную лучковыми пилами. Работали как парами, так и поодиночке. Раскряжеванные бревна трелевали на конных волокушах на площадку для погрузки на машины. Грузчиками тоже были женщины и девушки. Это Демина Наталья, Бабкина Наталья, Узлова Александра, Узлова Мария. Бригадиром грузчиков был Ермолин Константин, демобилизованный из армии по ранению. 

В лес выезжали в 7 часов утра, возвращались в 6-7 часов вечера. Ездили на работу и с работы в открытых машинах. Зимой, пока ехали, брюки, намокшие от снега, замерзали на морозе и стояли колом, но этого, как будто никто не замечал. Девчата, стоя в кузове машины, трясущейся на ухабах, на весь лес распевали песни. И это после 10-часового тяжелейшего, непосильного для женщины, труда!

Лес возили в Кизнер на шпалозавод. На шпалозаводе пилили шпалы, тарную доску и разных размеров пиломатериал. На пилораме и шпалорезных станках работали тоже женщины. От железной дороги к шпалозаводу шел тупик, по которому подгоняли вагоны под погрузку. Лес в вагоны грузили тоже вручную женщины, девушки и подростки. Вагоны под погрузку ставили после работы. И женщинам, отработавшим в лесу 10 часов, приходилось грузить лес во 2-ю смену. Грузили вручную, или с помощью веревок. Чтобы выполнить план, часто работали и в выходной день.

Шоферами работали тоже молодые женщины….

Теплых гаражей не было. Около гаража был цех, где пилили и кололи чурку для газгенов.
Еще в леспромхозе были рабочие-дорожники, которые прокладывали или расчищали дороги к лесоучасткам летом и зимой, в любую погоду. Летом в лесу они корчевали пни на подъезде к погрузочной площадке. Зимой лопатами расчищали дорогу от снега от гаража и до лесной делянки. А это 5-10 и более километров. 

Рабочим давали спецодежду. Лесорубам, грузчикам и коновозчикам – костюмы и сапоги на лето, ватные брюки и ватники – зимой. Правда, грузчикам вместо сапог давали лапти. Шоферам выдавали только зимнюю спецодежду. 

В леспромхозе было свое подсобное хозяйство – огород, и своя столовая. Рабочих кормили супом. На сладкое давали мальтозу, патоку и, изредка, американскую коврижку.

Продолжительность рабочего дня в эти годы неоднократно менялась. В частности, в 1943-1944 гг. продолжительность рабочего дня составляла:

 

  1943 год 1944 год
Март Июль Август Март Июнь  Ноябрь Декабрь
Начало рабочего дня 8.00 7.00 7.00 7.00 7.00 9.00 7.00
Окончание 17.00 18.00 16.00 16.00 18.00 18.00 18.00
Продолжительность  8 часов 10 часов 8 часов 8 часов 10 часов 8 часов 10 часов

Нам удалось установить закономерность: если план выполнялся, рабочий день составлял 8 часов, если нет – 10 часов (без учета сверхурочных работ.)

Основание: Приказы по мехбазе Кизнерского МЛПХ:
№ 13 от 2 марта 1944 г., № 38 от 17 июля 1943 г., № 52 от 23 августа 1943 г., № 17 от 22 марта 1944 г., № 79 от 13 декабря 1944 г.

Работали ударно. Лесорубы выполняли по 3,4-4 нормы. Анна Русских, заменившая у шпалорезного станка мужа, ушедшего на фронт, выполняла сменное задание на 200-250% процентов. Рабочие мехлеспромхоза четыре раза выходили победителями Всесоюзного социалистического соревнования. В 1943 году коллектив мехлеспромхоза успешно справился с полугодовым заданием, о чем свидетельствует следующий архивный документ:

Приказ №33
по мехбазе Кизнерского МЛПХ

от 5 июля 1943 года

§ 1.

Включившись в социалистическое соревнование в условиях Отечественной войны с озверелым фашизмом, коллектив рабочих, ИТР и служащих мехбазы с успехом справился с выполнением полугодовой программы и плана июня 1943 года в следующем объеме:

 

Наименование работ План полугодия Факт  %  План июня Факт
1. Заготовка  4,6 тыс. фм  3,64  156% 0,5 тыс. фм  1, 164  235%
2. Подвозка 4,9 тыс. фм 4,47 91% 1,8 тыс. фм 1, 436 80%
3. Вывозка  6,9 тыс. фм  8,325  121% 1,8 тыс. фм 2, 329  129%
4. Лесопиление 0,8 тыс. фм 1,137 140% 250 тыс 268 107%
5. Шпалопиление 4 тыс. шт 9,586 239%  1тыс. шт. 1,586 тыс. 158,6%
6. Погрузка вагонов - - - 0,6 тыс. фм  3,4 580%

* ФМ – фесметры, то же, что и плотные кубометры

За выполнение плана первого полугодия от имени директора МЛПХ объявить благодарность коллективу рабочих и служащих.

Призываю коллектив рабочих и служащих к досрочному выполнению плана 2 полугодия. Поможем ускорить победу над озверевшим фашизмом. (1)

Производственную программу 1943 года коллектив леспромхоза выполнил к 25 октября. В январе 1945 г. коллектив был награжден переходящим Красным Знаменем и первой премией ВЦСПС и Наркомпищепрома СССР.

Эти победа давались нелегко. Тяжелейший труд на делянках, трудновыполнимые нормы, холод, голод, сверхурочные работы – все это до предела изматывало людей. Но они не жалели себя ради будущей Победы.

1. АОА Кизнерского района, ф. 8, оп. 2, д. 67, л. 20.

 

1.3. Женщины-шоферы

Мужчин катастрофически не хватало, и шоферами стали работать девушки и молодые женщины. Кто-то из девушек закончил курсы шоферов еще до войны, кого-то обучали уже, когда война началась. Учились по вечерам, после работы. Срок обучения был максимально сжат, война требовала от тыла все больше отдачи.

На фронт забрали не только мужчин, но и машины. И остались девчонкам только «газгены» (так назывались тогда газогенераторные машины), или по-простому «самовары». А чем не самовар? У кабины по обеим сторонам два бункера. Наложат в один чурок деревянных, подожгут. Вот тебе и самовар. Пока чурки горят, пока дым идёт через систему труб под кузовом, очищается во втором бункере, а затем уж попадает в двигатель – и машина идёт.

Я машину завожу
Без бензина на газу...

Ах, как весело звучали эти частушки в исполнении молодых шоферочек. И мало кто знал, как приходится её заводить, эту машину. Сил у каждой из них было, что у воробья. Да и откуда им взяться, силам, если еду-то настоящую забыли, как едят. На ручку наваливались вчетвером: «А ну-у, взяли! Еще взяли!». Вспотеют девчонки, пока мотор заработает. Потом девчата приспособились: захлестнут ручку вожжами и вчетвером крутят. Механик Булаткин (хороший был человек), пожалел их, приладил электродвигатель. 

Удивительная была машина «газген»! Летит – не остановишь. По той простой причине, что тормоза у неё не работали. Подъезжает к остановке, а там уже ждут с большущим поленом. Бросят его под колёса, вот и остановились. Изобретательные девчонки между пеньками старались заезжать. Да ведь не везде пеньки-то.

Света-то настоящего не было, а дорогу ночью освещал машине помощник шофёра. Лежал на крыле с факелом прямо на ходу.

«Газгены», «газгены»! То горят, то ни с места, то чурки не хватило, за шишками в лес надо бежать. Но ведь работали. Да ещё как гордились! И плакали, и любили свои «самовары».

Нюра Кукушкина, Женя Порфирьева, Люба Селиванова, Лиза Кондратьева, Тая Сахарова, Шура Колесникова, Маруся Сидтикова, Шура Кожевникова – шоферы, шоферочки военной поры.

В 1975 году женщины, работавшие в годы войны шоферами, давали интервью корреспонденту районной газеты «Новая жизнь». Мы использовали в своей работе их воспоминания.

ЖЕНЯ ПОРФИРЬЕВА (Евгения Ивановна Перевощикова) 

Она ещё совсем девчонкой была. В 1939 году поступила на мехбазу табельщицей. Пошлют её за чем-нибудь в гараж, она входит и одно думает: узнать бы, как эта машина дышит. А сама только два класса кончила. И вдруг приходят, предлагают учиться на шофёра. Испугалась – возьмут ли, сможет ли окончить? Окончила, помогли. Но работать не стала. А как война началась, ей сказали: профессию имеешь – оправдывай. И посадили на «газген».

ЛИЗА КОНДРАТЬЕВА, Елизавета Петровна Бугаева.

Она на шпалозаводе работала, наравне с мужчинами. Но ей хотелось быть шофёром. На курсы тогда с начальным образованием (четыре класса) брали, а у нее – три. Она обманула комиссию и прошла. Желание было огромное. Не без труда закончила курсы. А стала работать, так ещё и других учила машину водить.

ТАЯ САХАРОВА (Таисья Яковлевна Кулешова)

На курсы пришла от серпа. Сначала ничего не понимала, а потом дело пошло. Никогда не плакала. Не получается – сядет, разберется, всё равно докопается. Однажды случай был такой: загорелся у машины бункер. Пылает, а она едет. Ей кричат: «Горишь, вылезай!» А она в ответ: «Знаю, я к колодцу и еду». Ничего не боялась.

ШУРА КОЛЕСНИКОВА (Александра Ивановна Пулина)

Шура пришла в леспромхоз в 1940 году, когда набирались женские лесорубные бригады. Она даже бригадиром была, звание «Лучший лесоруб» имела. А потом узнала, что на шофёров девчонок собираются учить. Так ей хотелось машину водить! Выучилась. Сначала помощником шофёра ездила, а потом и самостоятельно. Всю войну шоферила.

ЛЮБА СЕЛИВАНОВА (Любовь Ивановна Кавера).

Курсы шофёров закончила перед войной. Интересно было получить мужскую профессию. Получила права, а работать не стала. Но грянула беда, и на второй день войны пришёл приказ из райвоенкомата: «В связи с создавшимся серьёзным положением перевести тов. Селиванову в мехлеспромхоз на должность шофёра, как имеющую эту специальность». Приняла она газогенераторную машину от Германа Вичужанина, который ушёл на фронт и не вернулся. В 1942 году Любе посчастливилось – она ездила на фронт с подарками для бойцов от жителей Кизнерского района. 

МАРУСЯ СИДТИКОВА (Мушфика Махмировна Сидтикова)

Её семья приехала в Кизнер из Елабужского района еще до войны. Работала она сначала рабочей на дороге. Так любила она её равнять, каждую ямку зарывала. Шофёры её хвалили, а она смотрела на них и завидовала, мечтала сесть за руль. А тут курсы открылись при леспромхозе. Днём девушка работала, а вечером училась. Закончила, а машину Машфуке не доверяют: ей ещё и 17 лет нет. Но шоферов не хватало, и скоро она уже водила «газген».

Было трудно, очень трудно этим молодым девчонкам, заменившим мужчин. Но на фронте было еще труднее. Это они знали. И знали, что их труд тоже приближает долгожданную победу. Работали до кругов в глазах, до того, что засыпали за рулём. Тая Сахарова из-за этого чуть диспетчерскую однажды не снесла. Но планы девушки всегда перевыполняли, были отличницами соцсоревнования. 

Конечно, годы стерли какие-то детали той тяжелой работы и быта военной поры. Потому так интересны архивные материалы:

Приказ № 224
по мехбазе Кизнерского МЛПХ

от 3 ноября 1942 г.

§8

За перерасход бензина в октябре удержать с шоферов стоимость перерасхода бензина согласно списка и предупредить всех шоферов, что с 1 ноября будет производиться удержание за перерасход бензина, смазочного и чурки. (1)

Лес возили и летом, и зимой. Зима была для шоферочек самым трудным временем года. Бездорожье и холод. А в пургу в поле машину могло замести.

Летом кроме леса еще и зерно возили. Годы были голодные, желающих поживиться государственным добром – немало. Не раз налетали они в ночные рейсы на машины. Боялись девчонки, плакали, но возили. 

Я машину завожу
Без бензина на газу...

Эта частушка звучала на их коротеньких концертах. Да-да, зимой они еще успевали показывать концерты и даже выезжали с ними на соседние станции. Садились на один из «товарняков», а когда тот подходил к Ягулу или Саркузу, спрыгивали на ходу. Шли до домов, проваливаясь в снег по пояс, и весело шутили друг над другом, а на сцену выходили, словно только что из теплой избы, от горячего чая. И откуда только силы брались?

Шоферки, шоферочки, лесорубы, грузчики, дорожные рабочие - девушки, женщины военной поры... Нет, не сделала их работа злыми и грубыми. Можно было ссориться, но они больше смеялись и пели. А ведь не с чего, кажется, было и смеяться-то. Дома – уставшие матери, полуголодные братишки и сестрёнки. На фронте - мужья, женихи, отцы, братья, от которых каждый день ждали весточку, а получали порой похоронку…

Но, несмотря ни на что, самым главным для них была работа. Без выходных, без отпусков. Работа не ради наград, Победы ради.
И они выстояли, они победили!

Все девушки-шоферы, а также лесорубы, коновозчики, грузчики – большинство работавших в мехлеспромхозе в ту тяжелую пору, за свой поистине героический труд были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1. АОА Кизнерского района, ф. 8, оп. 2, д. 67, л. 5.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наша работа была посвящена исследованию истории и деятельности Кизнерского мехлеспромхоза в годы Великой Отечественной войны. В ходе исследования мы изучили архивные материалы, материалы районной газеты «Новая жизнь», опросили очевидицу и участницу событий; составили историческую справку о мехлеспромхозе.

Мы сумели выяснить, каковы были основные направления деятельности мехлеспромхоза, виды работ, производимых на предприятии в годы войны, условия труда рабочих.

Трудности работы состояли в том, что:

1) большинства работников мехлеспромхоза той тяжелой военной поры уже нет в живых;

2) в архиве Кизнерского района есть далеко не все документы, относящиеся к тому периоду, в частности, нет книги приказов по основной деятельности, мехлеспромхоза, где можно было бы найти гораздо больше информации;

3) очень мало литературы по данному вопросу.

Но мы все же нашли и участников событий, и некоторые архивные документы, что помогло нам выполнить поставленные задачи.

Данная исследовательская работа представляет собой определенную практическую ценность. Эту работу можно еще дополнить некоторыми архивными документами, после чего её можно передать в Кизнерский краеведческий музей. Также эта работа может быть использована в преподавании истории в школе, во внеклассной работе по военно-патриотическому воспитанию.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Газогенераторная машина и шофер Мушфика Сидтикова (1943 год)

 

Приложение 2

«Шоферочки»:
Таисия Сахарова, Анна Кукушкина, 
Александра Кожевникова

 

Приложение 3

Лучшие рабочие мехлеспромхоза: лесорубы, коновозчики, грузчики
(снимок 1945 г.)

 

Приложение 4

Лесоруб Малмыгин М.Г 
( фото 1944 г.)
и его трудовая книжка

 

Приложение 5

Грузчики и десятник Н. Бабкина
(снимок 1945 г.)

 

Приложение 6

Такими были Кизнерские дороги и во время войны (снимок 1959 г.) На лесозаготовке (1945 год)

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Евдокимов Ю. Ф. Легенды и явь. Кизнерскому району – 50: Социально- исторический очерк. – Ижевск: Удмуртия,1989.
2. Дубовцева С. Страницы одной жизни//Новая жизнь,1 сентября 1983.
3. Мы шли к победе трудною дорогой… Ижевск: изд. «Регион-Пресс», 2005. 
4. Рылова Н. Шоферы, шофёрочки//Новая жизнь, 20 мая 1975.

 

Другие работы

 

Hosted by uCoz