Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  
 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. 

Возникновение. Характеристика. Возрождение. 

Выполнили: студентки 451группы
специальности 050202 
«Информатика»
Астапчик Инна Юрьевна
Можаева Марина
Анатольевна
Руководитель: преподаватель
Зеленина Людмила Владимировна
Адрес учреждения: г. Ижевск, 
Ул. Труда, 88
т. 21-64-33

План

I. Введение
II. Основная часть
1. История возникновения традиционных удмуртских музыкальных инструментов
2. Роль и место инструментальной музыки в праздниках и обрядах
3. Характеристика удмуртских музыкальных инструментов
4. Возрождение исполнительской культуры на народных инструментах в наши дни
III. Заключение
IV. Список литературы
V. Приложение

I. Введение

Тема нашей работы: «Традиционные музыкальные инструменты в народной культуре удмуртов. Возникновение. Характеристика. Возрождение». 

Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, особенности языка, быта и культуры. Каждый народ привносит в культуру свое, и каждое достижение народа является общим для всего человечества.

Удмуртия – наша родина. Но для того, чтобы считать себя сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять историю и культуру народа как свое собственное. 

К нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относится к старинным праздникам, традициям, фольклору, народному искусству.

С уверенностью можно сказать, что большинство людей поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? О чем мечтали? 

Мы, будущие учителя, должны знать и приобщать детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры и живописи, от пляски, сказки и музыки до театра, от декоративно-прикладного искусства до народных музыкальных инструментов. К национальной культуре нужно приучать с раннего детства. Эта проблема давно рассматривается, ей занимались такие ученые – педагоги, авторы статей, как А. Н. Голубкова, Т. А. Никитин, В. Е. Владыкин и т.д. Но, к сожалению, знакомству с народной удмуртской культурой в детских садах и учреждениях образования уделяется недостаточно внимания.

Разработана программа «Ошмес син» для удмуртских детских садов, автором которой является Л. В. Зеленина. Но отсутствие методических пособий, сборников, наглядности, аудиопособий мешает использованию ее в полной степени. Нам необходимы конспекты занятий, тематические сборники для работы с детьми. 

Мы считаем, что тема нашей работы является актуальной, так как она недостаточно глубоко исследована, систематизирована, мало сведений о бытовании традиционных музыкальных инструментов удмуртов в наши дни. 

Цель: рассмотреть место и роль традиционных музыкальных инструментов в народной культуре удмуртов

Задачи: 

• провести обзор и анализ литературы по теме работы

• подобрать материал доступный для восприятия детей и отвечающий задачам воспитания и обучения

• составить тематический сборник с иллюстрациями

• создать сайт с целью оказания методической и практической помощи работникам СШ и ДУ.

 

II.Основная часть.

1. История возникновения традиционных музыкальных инструментов

Музыкальные инструменты имеют древнее происхождение. На протяжении многих веков они занимали почетное место в истории культуры народа. Удмурты употребляли в своей практике более двадцати инструментов

Инструменты были строго дифференцированы во времени и пространстве. Можно говорить о календарности инструментария, можно различать его по месту использования: лес, поле, дом, улица и т.д. Инструменты существовали не только как пастушьи и охотничьи. Они были полифункциональными и с религией, ритуалами, праздниками, народным творческом составляли единое целое. Музыкальным инструментам приписывали магические свойства, способность воздействовать на стихийные силы природы, зверей, людей, взывать к всевышнему. Существует особая музыкальная музыка, которая звучала во время молений и сопровождала священные пляски старейшин.

Ученые относят появление первых музыкальных инструментов к восьмому тысячелетию до нашей эры. Подобно тому, как каменные орудия и охотничьи луки появились самостоятельно и в Азии, и Средиземноморья, и на русской равнине, так и почти одинаковые свистки, погремушки, музыкальные луки изготовлялись обитателями Африки, Европы, Америки. Раньше всех, по-видимому, появились ударные инструменты конечно, самые простые. Затем - духовые: дудки, свистки, а потом флейты, без отверстий из тростника и кости. Позднее появились струнные инструменты, а позже всего смычковые.

2. Роль и место инструментальной музыки в праздниках и обрядах.

Роль музыки в духовной культуре удмуртов на протяжении многих веков была, доминирующей. Вероятно, музыка противником религиозного синкретизма; в частности, знахарства, шаманства, которые «постепенно сгруппировались вокруг семейно-родовых и аграрных культов».

Вопросы о соотношении и универсальных законов бытия и закономерностей музыки восходит к мифологическим представлениям человечества. Он формируется в пифагорейско-платоновской онтологии числа и меры, согласно которой законы космоса определяют и соотношение между звуками, а музыка воспринималась как подобие мира. Тогда же был с сформировано учение об этносе, трактующая музыку как средство этика -воспитательного воздействия на человека.

Роль музыки в духовной культуре рассматривалась учеными эпохи Возрождения, французскими энциклопедистами, но выделилось в отдельную область со своей методологией, своими задачами лишь в конце XIX в. Она стала называться музыкальной этнографией, появились ее разновидности, сравнительное музыкознание, этномузыкология.

В древности каждый человек встречался с музыкой природы пением птиц, ревом животных, раскатами грома, журчанием ручья, шумом деревьев, звуками морского прибоя. Окруженными этими разнообразными звуками, он, конечно же, пытался подражать им. Таким образом, общение человека с природой было одним из главных источников, из которых возникло создаваемое им музыка. Но были и другие не менее важные источники.

Если внимательно присмотреться к первым, самым примитивным музыкальным инструментам, можно легко обнаружить, что они не многим отличаются от простых орудий труда. Такое сходство не случайно. Большинство из них имеет явно «рабочее» происхождение. Это заметно и по форме этих инструментов, и по мере игры на них. Обычная ступа, в которых толкли зерно, глиняный горшок или тыквенная бутыль обтягивалась кожей и инструменты - позднее их назовут ударными можно было считать готовыми. Струнные музыкальные инструменты тоже родились из орудий труда. Они представляли собой не что иное, как подражание луку.

Так человек открывал музыку. Открывал в окружающей природе, а также с рудовыми процессами, в некоторых он не мог существовать. Представим себе жизнь наших далеких предков. В большинстве и первостепенно важных занятий - охоте необходима была коллективность труда. Поэтому в основе совместных действий первобытных людей лежал ритм.

Возможно, что именно из ритмических покрикиваний, облегчавших совместную физическую работу, начали формироваться элементарные песнопения. Это лишь одно из вероятных путей их зарождения.

С песенным творчеством, с характером национального песенного исполнительства тесно связанна инструментальная удмуртская музыка. Она развивалась на протяжении многих веков, звучала в обрядах, сопровождала эпические произведения, была связана с некоторыми видами труда. Использовалась на праздниках, где сопровождали песни, танцы, а также в быту. В то же время проследить особенности художественного развития инструментальной музыки вряд ли возможно. Как продукт индивидуального творчества она не фиксировалась в памяти народа.

Удмуртская инструментальная музыка звучала на инструментах которые условно можно разделить на собственно-удмуртские, известные по археологическим и фольклорным материалам, имеющие общность с инструментами финно-угорского народов, интернациональные, характерные для многих народов России. По способу звукоизвлечения можно выделить следующие группы: ударные (барабан, бубен, тангира), духовные (пеллян узьы гумы, шулан, сяла чипсон, чипчирган, быз, тутэктон), струнные (крезь бадзым крезь, домбро крезь, пыж крезь, бандурка, куско крезь, гудок).

Народные инструменты обладают следующими характерными признаками: 

Утилитарность. Народные музыкальные инструменты, как правило, изначально функционировали в быту, то есть имели практическую принадлежность. Например, тангыра применялась как средство охранной сигнализации, дудка, пастушья трубка были необходимыми атрибутами пастухов. 

Народные умельцы, экспериментируя с предметами домашнего обихода, немного изменяя их форму, добавляя резонаторные отверстия и тому подобное, давали им новую жизнь. Эти предметы превращались в музыкальные инструменты, приобретали эстетические и художественные свойства. Происходило соединение быта и искусства, обретение предметами нового предназначения. 
Природосообразность. Народная культура развивалась в условиях непосредственного контакта и взаимодействия с природой. Потому в народных инструментах – в их форме и звуке, в особенностях применения и других свойствах наблюдается ярко выраженная природосообразность. 

Процесс изготовления и применения многих народных инструментов связан с определенным состоянием природы и временем, установленным календарем, начиная от поры заготовок древесины для конкретного инструмента, влияния положения Луны на срок и процесс его изготовления до традиций использования народных инструментов на праздниках и календарных обрядах. 

Например, считалось, что дуб, береза, ясень – деревья, несущие божью благодать: они подпитывают окружающий мир светлой энергией. Все важные начинания, в том числе и изготовление инструментов, стремились приурочить к растущей Луне, так как это могло сказаться на улучшении благосостояния семьи.

Для изготовления народных музыкальных инструментов использовались природные материалы: различные породы дерева, береста; кости, рога, кожа животных; глина, растительные материалы.

Тембровая палитра народных инструментов имитирует звуки природы и животного мира (завывание ветра, голоса животных и птиц, скрип снега, звуки весенней капели). 

Музыкальная практика народных исполнителей, организованная на взаимодействии с животным миром, имеет определенную функциональность:

• отпугивающая функция (исполнительство на свистках, трещотках);

• приманивающая функция (исполнительство на различных видах манков);

• сигнальная функция (исполнительство на пастушьих и сигнально-охранных инструментах).

Народные музыкальные инструменты можно рассматривать в роли посредников при общении человека и сил природы в магических ритуалах. Считалось, что некоторые инструменты воздействуют на природу и окружающий мир. 

Преемственность и традиционность народного музыкального инструментального искусства обуславливает своеобразие художественных промыслов культуры исполнительства в отдельных регионах. Назначение инструментов формировалось в системе личностных, бытовых, исторических и культурных связей, сложившихся в каждой местности. 

Праздничная функция. Народные инструменты активно использовались на праздниках, народных гуляниях и в обрядах. Художественное оформление и звучание народных инструментов влияло на создание праздничного настроения, особой приподнятой атмосферы. 

Рассмотрим отдельные некоторые группы удмуртских музыкальныльных инструментов

3. Характеристика удмуртских музыкальных инструментов.

В народном быту удмуртов использовались многочисленные ударные инструменты, особенно в период ряженья (портмаськон), требовавшего большого шумового оформления и особых песен. Вот тогда-то и поменялись рожденные народной фантазией инструменты в виде ложек чугунных заслонок, бубнов и трещоток. 

Тангыра - один из самобытных, известных с древних времен сигнально - традиционных инструментов. Название происходит звукоподражания (тан - гыр - предмет, издающие звуки). Функционально тангыра используется для передачи информации от одного поселения другому, расположенному в лесу.

Инструмент состоит из трех тюлек длиной один метр, и диаметр с двести; триста миллиметров, соответствующий разной высоте звучания. Сооружали инструмент следующим образом: между двух близко стоящих деревьев (ель, пихта, сосна) на высоте двухсот метров закрепляли шест нему подвешивали тюльки. Играли на инструменте двумя руками. Постукивали по тюлькам и двумя сухими ветками.

Такыртон (трещотка) так же пользовалась большой популярностью. Она состояла из четырехугольной деревянной рамы с березовой пластиной посредине и ребристого валика. Когда раму вращали вокруг своей оси, пластинка задевала за ребристую поверхность валика и издавала звуки настоящее время такыртон - детская игрушка. В обряде портмаськон, кроме того, с древности использовались шумящие подвески (чингыли вазьытон), надеваемые женщинами во время танцев. Их идея воплощена в наши дни в замечательном танце с колокольчиками ансамбля песни и танца «Италмас».

Бубен. Состоял из деревянного обруча с натянутой на него собачьей кожей, иногда он снабжался бубенчиками, нередко только один бубен сопровождал народные песни и танцы. Играли на бубне не только во время ряжения, но на свадьбах и вечеринках.

Наиболее древними являются, вероятно, духовые инструменты и среди них примитивные (разового использования или сезонные) типа продольной флейты чипсон, шулан, изготовляемые самим исполнителем.

У удмуртского народа много других «свистящих» инструментов, очень простых, даже примитивных, изготавливаемых из ржаной соломы, стручков акации, листьев черемухи. Видимо, своеобразным «свистящим музыкальны м инструментом» в дни подобных праздников иногда становился сам человек: губы служили амбюшурным инструментом. Так же, как при игре на губном варгане. В литературе зафиксировано это явление в этнографической работе «Вотский юон» («Удмуртский праздник») В. Кошурникова. Автор, посетивший национальные празднества удмуртов во второй половине прошлого столетия, пишет: «...лишь успел я осмотреть призы, как вокруг в толпе закричали: «Соловей, соловей». Я осмотрелся: навстречу нам выступал, сопровождаемый молодежью, лет сорока лысый удмурт с толстыми губами. Он встал перед нами, перекосил свое лицо и залился соловьиными трелями. Это поистине был необыкновенный дар природы. Слушатели были в восторге»

Функции духовых инструментов были разнообразными, в некоторых случаях многоплановыми. Доминировали охотничьи манки (сяла чипсон), пастушьи рожки (тутэктон, туй), в отдельную группу выделялись инструменты, игра на которых требовала особых навыков и художественного чутья: узьы гумы, чипчирган.

Чипсон - свистулька из липовой коры. Изготавливается он весной во время обильного сокодвижения. Срезалась веточка, вырезалось свистковое отверстие, после этого выбиралась внутренняя часть, оставалась только кора, затем в один конец вставлялась пробка с отверстием, в другой конец вставлялся выбитый ранее ствол. Инструмент издавал только один звук.

Шулан - глиняная свистулька изготавливается в виде рыбы или птицы, священных животных удмуртов. Инструмент ритуального, древне язычного происхождения, на это указывает использование его в обряде «шайтан уллян» (изгнание беса).

Чипчирган - натуральная продольная труба без мундштука. Инструмент изготавливается из полого стебля. Иногда в конце стебля приделывается раструб из бересты, картона или коровьего рога. Звук издается путем втягивания воздуха через сжатые губы.

Тутэктон (рожок) Он делался из рогов домашних животных, а так же из бересты. Его называли «пастушьей дудкой». Это конусообразная дудка длиной 20 см., с тремя отверстиями и мундштуком. Звук получается путем вдувания по окраске сильной и резкой.

Узьы гумы — (дудка) - инструмент музыкально-эстетического назначения. Это деревянный духовой инструмент, типа продольной флейты. Он делается из стебля зонтичных растений длиной сто сантиметров. Отверстий так же, как и у чипчиргана нет. Звук извлекается путем вдувания. Игра на этом инструменте требует искусно владения губным аппаратом. Сначала этот инструмент был жреческим, а в последствии он стал игрушкой для детей. 

Волынка (быз). Этот инструмент был известен многим народам мира. Удмурты играли на ней около ста лет. Знали его народы Поволжья. В Удмуртии он встречался в северных районах: Глазовском, Юкаменском, Кезском. Сейчас она является традиционным инструментом у чувашей. Делается волынка из телячьей кожи, как мешок, в нижний конец вставляется в виде рупора коровий рог или деревянный раструб, в середину вставляется дудочка с лазами. Верхний конец вставляется трубочка куда дует исполнитель.

Варган - этот музыкальный инструмент встречается у многих исполнителей народов финно-угорской группы, а также у народов севера, Татарии, в Башкирии. Используется в нашем Удмуртском ансамбле «Айкай». В VIII в. был найден костяной варган, в IX - XII в.в. бронзовый

Варган состоит из металлической подвески с вытянутыми концами, длиной до 10 см. в середине укреплен стальной язычок с крючкообразно-загнутым свободным концом. Во время игры этот инструмент подносят ко рту, одной рукой концы прижимают к зубам, указательный пальцем другой руки защипывают крючок язык, язык начинает вибрировать и издает слабы звук, которой усиливается полость рта и зубами исполнителя.

Из всего круга струнного традиционного инструментария удмуртов можно выделить быдзым крезь, дощечную цитру с резонаторным ящичком..

Бадзым крезь является жреческим инструментом. Исполнял на не крезчи, участвовавший в родовых молениях, обряде «Гырыны потоп», ритуале выбора жрецов (васясь), хранители Великого Святилища, тысяцкого (торо), а также других служителей языческих культов. В родовом святилище под аккомпанемент быдзым крезя исполняли молитвенные напевы.

Представляет большой интерес реконструкция инструмента. На протяжении столетий, участвуя в языческих обрядах, быдзым крезь несет себе магические знаки, которые усиливают его роль в обряде.

Инструмент имеет полуовальную форму длина деки 800-1000 мм высота 350-500 мм. По краям дека имеет выступы:

1-й выступ имеет форму лапки утки или лебедя.

2-й, левый от исполнителя, имеет форму лапки, а правый в форм полукруга.

3-й выступ имеет прямоугольную форму. Этот знак, условно называю его знаком «лапки», тесно связан с культом птицы и солнца.

Утка и Лебедь - священные животные у удмуртов.

Традиционным материалом для изготовления инструмента служила ель, сосна, осина. Изредка переменялась для изготовления отдельных частей дуб, вязи и пихта. Существует интересная легенда, что инструменты нужно делать из сосны или ели, пораженных молнией. Этот факт можно, объяснить тем, что пораженное молнией дерево высыхает в свой естественной среде, сохраняя свои акустические свойства.

Согласно другой легенде, Великий Инмар, прогневавшись на людей, спрятал инструмент в глухом лесу, в дупле старой липы.

Наряду с быдзым крезь функционировал бытовой крезь, непременный участник календарных и свадебных обрядов, сопровождая песни, хороводы и танцы. Инструмент имел сходную конструкцию, но различался тем, что был поменьше.

Быдзым крезь хранился в куале, а бытовой крезь в избе, чтобы был всегда под рукой.

Играли на инструменте сидя, держа на коленях в наклонном состоянии. При помощи шнура исполнитель вешал инструмент на шею или на плечо.

Другой инструмент из этой же группы будет под двумя названиями крезь смычковый и кубыз.

Инструмент широко применяется в свадебном обряде, сопровождая застольные песни. Играли сидя, держа инструмент на коленях или стоя. Кубыз имел три струны. Мелодия исполнялась на одной крайней струне.

Последний инструмент представляющий эту группу - пукыч (музыкальный лук). Изготавливали из ветки, имеющий 2-3 ответвление между ними натягивалась тетива из конского волоса. Другой, такой же лук одной тетивой использовался в качестве смычка. Волос предварительно натирался еловой смолой. Пукыч является наиболее древним инструментом.

Применение этих инструментов в различных коллективах, ансамблях в значительной степени внесет свой, ничем не заменимый и первостепенный колорит.

В последние 30 лет функции инструментальной музыки изменились: наряду с бытовыми формами сольного и ансамблевого музицирования возникли сценические формы, связанные со смотрами, конкурсами, развитием самодеятельного искусства. В Советское время народная инструментальная музыка развивалась неровно. В двадцатые и тридцатые годы еще была жива традиция виртуозного исполнения на чипчиргане, были гусляры, исполнители на волынке, на самобытной, кустарного изготовления, балалайке. В послевоенные годы инструментальные коллективы, требующие особых затрат в сельской местности почти не создавались, мастерство кустарного изготовления инструментов тоже было утрачено и качественного роста народного инструментального искусства не произошло.

Помимо струнных и духовых инструментов у удмуртского народа широко распространились язычковые инструменты, такие как, гармонь двухрядная с малым количеством клавишей, двухрядная венская с готовыми аккордами, хромка с большим количеством мелодических и басовых клавишей и, наконец, баян - совершенный инструмент подобного типа, с богатой клавиатурой для правой руки (52 клавиши) и для левой (100 клавишей).

И гармонь венская, и хромка, и гармонь вятская, и баян, встречавшиеся на территории Удмуртии, имеют свое местное название - орган. Видимо, впервые оно было дано простейшей гармони, а затем перешло на другие виды инструмента. Играющий на этом инструменте также нарекается местным названием - арганчи. Упоминание органа очень характерно для удмуртского песенного фольклора. Орган связан с национальной плясовой песней, упоминается он и в частушках, и в хороводных песнях; в ансамбле с другими инструментами, например, скрипкой и гуслями, орган звучал Е свадебном обряде.

По-видимому, быстрое распространение инструментов, известных под названием орган, было обусловлено тем, что неподалеку от районов, заселенных удмуртами, а именно в Вятке, было наложено их фабричное изготовление и производили так называемые гармонии. Гармонь и баян пользуется широкой популярностью в наше время, с баяном тесно связана творческая жизнь композиторов Н. Шкляева, Г. Наклеина, Н. Новожилова. Классы баяна сейчас имеются в Ижевском музыкальном училище и в музыкальных школах.

На современном этапе появились еще такие музыкальные инструменты как скрипка. Фортепиано, балалайка, а еще позднее и гитара. Сейчас на селе, в городе чаще всего можно услышать именно гитару, а совсем исчезли и мы не можем уже слушать поистине традиционные музыкальные инструменты.

4. Возрождение исполнительской культуры на народных инструментах в наши дни.

В настоящее время у нас началась работа по возрождению традиционных музыкальных инструментов удмуртов. Сергей Николаевич Кунгуров внес неоценимый вклад в возрождение музыкального инструмента – крезь. Он познакомился с инструментами, хранящимися в фондах Национального краеведческого музея, научился играть на них, в результате этой работы в 1989 г. был изготовлен первый крезь, презентация которого успешно прошла в УдНИИ. Как пишет Кунгуров «С первых аккордов стены конференц-зала как бы раздвинулись. Ученее слушали в высочайшем эмоциональном напряжении. На глазах некоторых появились слезы. Дебют продемонстрировал то, что никогда не выскажет словами. Этот инструмент генетически связан с душой удмуртского народа.» С 1990 в школе-интернате Министерство культуры для особо одаренных детей был открыт класс удмуртских традиционных инструментов, куда были приняты девочки из разных районов республики. Из них был сформирован первый ансамбль. К сожалению, в 1993 г., не смотря на хорошие показатели в выступлении коллектива на различных международных фестивалях, республиканских конкурсов, класс был закрыт министерством культуры. В 1992 и в1994 г.г в республике прошли научно-практические конференции, посвященные проблемам развития традиционных инструментам Поволжья. В них приняли участие ученые, исполнители и мастера из Удмуртии, Карелии, Чувашии, Марийской Республики и Татарстана.

Активно используются инструменты профессиональным коллективом Камерным оркестром народных инструментов. Он активно включает в свой состав крезь, кубыз, шулан и другие традиционные удмуртские народные инструменты. В 1999 г. на Международном конкурсе «Классическое наследие» ансамбль солистов оркестра в составе Людмилы Масловой, Елена Сурниной и Сергея Кунгурова были удостоены звания лауреатов и впервые крезь прозвучал в Большом концертном зале Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Специалисты отмечали, что этот инструмент является самым экологически чистым, благотворно влияющим не только на духовное состояние человека, но и на его здоровье. 

В настоящее время ансамбль традиционных музыкальных инструментов успешно работает в Удмуртском Государственном Университете, он частый участник концертов, конференций. Руководит этим коллективом С. Кунгуров.

Этноинструментовед Сергей Николаевич Кунгуров - заслуженный деятель искусств Удмуртской Республики, Доцент кафедры оркестровых инструментов Института искусств и дизайна Удмуртского государственного университета, член Российской ассоциации дирижеров, лауреат международных конкурсов. Он не только виртуозно играет на этом редком инструменте, сделанном собственными руками, но и пишет для крезя музыку — сегодня это более 100 произведений. Мастер разработал разновидности академического инструмента — прима, альт, бас, реконструировал быдзым-крезь, пыж-крезь, пукыч-крезь, кубыз, шулан. Выпущены СD с записями крезя в исполнении С.Н.Кунгурова - “Быдзым крезь” ( 2003), “Новая песня древней земли”.(2004)

Тайну изготовления крезя Сергей Кунгуров начал постигать с 1984 года, а в 1989 состоялось второе рождение инструмента. Руками мастера уже изготовлено около 70 крезей, на которых играют в Удмуртии, Финляндии, Германии, Норвегии, Италии, Греции, Венгрии, Испании, Великобритании, США, Канаде... Удмуртский крезь слышат и ценят во всем мире.

В 2000 г. С. Н. Кунгуров выпустил первый в нашей республике сборник «Школа искусства игры на крезе.»

Сергей Семенович Трофимов - заслуженный работник народного образования Удмуртской Республики, заслуженный работник культуры Удмуртской Республики, лауреат Всеудмуртской национальной премии им. Кузебая Герда — преподаватель Воткинского педагогического колледжа. Он основал ансамбль крезистов «Сайкан», является художественным руководителем.

Им произведена реконструкция удмуртского народного инструмента крезь. Для оркестра созданы следующие виды крезей: пичи (малый), быдзым (великий), бадзым (большой басовый), которые изготовили воткинские мастера С. С. и Д. С. Калистратовы.

В фольклоре удмуртов музыкальный инструмент крезь является одним из древнейших и самобытнейших инструментов. Игра на крезе издревле имела не только бытовое, но и обрядовое, религиозно-мистическое значение: она, как молитва, соединяла душу удмурта с миром божественного, раскрывала сокровенные чаяния удмуртского народа. В 1993 году, с открытием удмуртских классов, в городе Воткинске в общеобразовательной школе № 1 началась научная экспериментальная работа, которая называлась «Музыкально-эстетическое воспитание школьников на основе фольклора и народной музыки», где необходимым условием в 1—4 классах стало изучение традиционных народных музыкальных инструментов и их практическое применение. За эти годы в Воткинске накоплен огромный опыт работы по системному внедрению и развитию обучения ансамблевой игре на удмуртском народном музыкальном инструменте крезь. Вот эти коллективы: ансамбль «Ошмес син» общеобразовательной школы № 1 (рук. О. С. Коренева), ансамбль «Крезьчи» детской музыкальной школы № 1 им. П. И. Чайковского (рук. В. И. Корепанов (1958—2000), Е. Н. Пьянкова, Н. П. Рылова), ансамбль крезистов «Сайкан» Воткинского педагогического колледжа (рук. С. С. Трофимов, О. С. Коренева).

Сегодня ведется работа над созданием национального оркестра. В ансамблях практически используются такие удмуртские традиционные музыкальные инструменты, как пыжкрезь, быдзымкрезь, кубыз, чипсон, шулан, тангыра, бубен и даже охотничий манок.

За эти годы проделан огромный труд по воссозданию утраченного специфического звучания ансамбля крезистов, характерного для традиционного состава и оставшегося лишь в музыкальной памяти наших прапрабабушек. Параллельно этому ведется кропотливая и интересная работа по созданию концепции современного саунда ансамбля крезистов, разнообразного и порой неожиданного по составу. Наряду с крезями и другим традиционным удмуртским музыкальным инструментарием звучат различные инструменты традиционного классического оркестра. При этом крези остаются главной группой оркестра, составляют основу звуковой палитры и определяют его неповторимое звучание, отличающееся характерной звонкостью, особой нежностью и хрупкостью, ясностью и кристальностью тембровых красок. Наш опыт доказывает, что ансамблям крезистов разного состава и возраста исполнителей может быть подвластна не только народная музыка, но и музыка других стилей, направлений и жанров — от шедевров эпохи барокко и русской классики до хитов современной эстрады и популярной музыки всего мира.

Юрий Николаевич Лобанов , член союза художников Удмуртии, лауреат Государственной премии Удмуртской республики, участник ежегодных Международных этнофутуристических фестивалей, хорошо владеет приемами игры на ударных музыкальных инструментах таких, как бубен, тангыра.. Создает оригинальные ритмические композиции, является активным пропагандистом удмуртских традиционных музыкальных инструментов. 

Анатолий Степанов, преподаватель СОШ , является автором интересных по форме и по звучанию шуланов. Мастер экспериментирует, работает над созданием струнных музыкальных инструментов таких, как крезь, кубыз.

 

III. Заключение.

Мы считаем, что такие музыкальные инструменты как крезь, кубыз, такыртон, чипчирган, шулан,тангыра нельзя забывать. Для этого мы должны сами хорошо знать историю их происхождения, бытование инструментов, знать основные особенности звучания и приемы игры. Нужно разрабатывать методику работы по ознакомлению детей с лучшими музыкальными инструментами, собирать репертуар – стихи, песни, воспевающие удмуртские музыукальные инструменты, разрабатывать конспекты занятий, создавать фонохрестоматию. Таким образом, удмуртские музыкальные инструменты и инструментальная музыка занимают важную роль в музыкальной культуре удмуртского народа и служат средством приобщения детей к культуре своего народа.

 

IV. Список литературы

1. Антонов Ю. Е. и др. Как научить детей любить Родину. – М., 2003.
2. Братусов Т. Вечная музыка // Удмуртская правда, №9, 1997.
3. Васильев Ю. Рассказы о русских музыкальных инструментах. – М., 1976.
4. Владыкин В. Народная музыка. – Ижевск, 1993.
5. Голубкова А. Н. Сокровище народное. – Ижевск, 1987.
6. Голубкова А. Н. Музыкальная культура Советской Удмуртии. – Ижевск, 1978
7. Голубкова А. Н. Истоки искусства Удмуртии. – Ижевск, 1989.
8. Голубкова А. Н. Роль музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов// Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.
9. Григорьева К. Н. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М., 1990.
10. Голубкова А. Н. Древние варганы // Вестник Удмуртского университета, №8, 1997.
11. Голубкова А. Н. Роль удмуртских музыкальных инструментов и инструментальной музыки в духовной культуре удмуртов. - № 6, 1996.
12. Голубкова А. Н. Удмуртские музыкальные инструменты // Инвожо, №3, 2001.
13. Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 2000.
14. Зеленина Л. В. Золотой клубок. – Ижевск, 1992.
15. Зеленина Л. В. Чингыли («Колокольчик»). – Ижевск, 2000.
16. Зильберквит М. Мир музыки
17. Ившин В. Шур сьöрысь бöдёно. – Ижевск, 1990.
18. Князева О. А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб, 2000.
19. Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М., 1997.
20. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
21. Кунгуров С. Н. Удмуртские традиционные инструменты. – Ижевск, 1994.
22. Кунгуров С. Н. Школа искусства игры на крезе. – Ижевск,2000
23. Мерзлякова С. И. Фольклор – музыка – театр. – М., 1999.
24. Трофимов С. С. Я золотые гусли взял. – Ижевск, 2006.
25. Перевощиков А. Зэмлык синъёс. – Ижевск, 1989.
26. Рытов Д. А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей. – М., 2000.
27. Трефилов В. Русские и удмуртские народные музыкальные инструменты. – Глазов, 2002.
28. Цветухина М. Экологически чистая музыка услаждает слух и врачует душу // Известия Удмуртской Республики, №6, 2003.

Другие работы

 

Hosted by uCoz