Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Дебёсский центр детского творчества"

 

Базары и ярмарки в воспоминаниях старожилов Тольёнского округа

 

Автор Тронина Инна Николаевна 
учащаяся 9 класса МОУ "Тольёнская основная общеобразовательная школа" Дебёсского района УР
Руководитель: Бойкова Галина Петровна педагог дополнительного образования 1-й категории 
Адрес: д.Тольён Дебёсского района УР
Тел. 6-21-44, 8-950-158-52-60

 

Содержание

1. Вступление. Базары и ярмарки в наших краях……………. 
2. Воспоминания старожилов о базарах, мастеровых и 
деловых людях деревень Тольён, Ванячумо, Верх-Чепык...
3. Базары в пословицах и поговорках………………………….
4. Забавные базарные истории………………………………….
5. Заключение……………………………………………………
6. Литература и информанты…………………………………...
7. Приложение……………………………………………………

Вступление. Базары и ярмарки в наших краях.

Базары в наших краях распространились в XIX - начале XX веков. Царское правительство сделало всё возможное, чтобы купля-продажа прочно вошла в жизнь. Так базары ускоряли процесс производства товаров. Особенно бурно стали развиваться базары после реформ 1861 г.. Чем же торговали в те времена? От Н.П. Лигенко, кандидата исторических наук, из рассказа исправника Малмыжского района узнаём следующее: местные люди торговали продуктами питания и товарами первой необходимости. 

В это время в России купцов-монополистов было ещё мало, поэтому товар к покупателям шёл от производителей. Таким образом товар был дешевле.

В то время в Удмуртии в городах, больших сёлах и деревнях были базары. К концу XIX века заметно повысилось число базаров. В 1883 их насчитывалось 107. Через несколько лет их число возросло в пять раз. Самое большое количество базаров было в Сарапульском уезде. [1]

Во второй половине XIX века Дебёсская волость была одной из самых густонаселённых волостей Сарапульского уезда Вятской губернии. Малоземелье вынуждало дебёсцев заниматься различными кустарными промыслами. Продукция кустарей сбывалась на еженедельных базарах в с. Дебёсы. Кроме базаров в Дебёсах, проводилось ещё несколько ярмарок – две Никольские, Троицкая, Спасская и другие. На базары и ярмарки приезжали с огромной округи, в которую входило около полутора десятка волостей Сарапульского и Глазовского уездов. Привлекали эти торжки в первую очередь тем, что Дебёсы стояли на пересечении двух веток Сибирского тракта. Кроме того, в 1870-е годы была построена ещё одна дорога. Она соединила Дебёсы с Воткинском, откуда на базарные и ярморочные торги для дебёсских покупателей доставлялась продукция Воткинского железоделательного завода. Дорога из Воткинска на Дебёсы прошла через Тыловай. Благодаря ей и Тыловай к началу ХХ века стал довольно крупным торговым селом. [2] 

Когда же проводились базары? Чаще они проводились в четверг и в воскресенье. Особенно во время церковных праздников. В Дебёсах базарным днём было воскресенье, но позднее по просьбе священнослужителей он был перенесён на четверг. Продажа шла по поточному методу: если купец в одном месте продал не весь товар, то он ехал в другое село и продавал его там. Хотя на базарах были почти одни и те же товары, каждый базар, как и человек, имел своё лицо, то есть чем-либо выделялся, например ценами или ходовым товаром. Поэтому люди старались попадать на разные базары. В дни церковной службы людей собиралось значительно больше, чем в обычные. Товары на базаре состояли в основном из выращенных овощей, самодельных предметов, предлагали домашний скот, иногда даже лошадей. Старосты называли их «товары первой необходимости», «всем нужные товары», «продукты питания». Также продавали посуду, одежду, обувь, чай, сахар, крупы, различные ягоды и многое другое.

Базары, ярмарки, торжки проводились в одних и тех же местах, определенных местными властями. Торжки проводились 3-4 раза в год, базар - каждую неделю, ярмарки – 1-2 раза в год. Торжки отличались от ярмарок и базаров тем, что там торговали одним видом товара. [1] 

Воспоминания старожилов о базарах, мастеровых и деловых людях деревень Тольён, Ванячумо, Верх-Чепык.

Не обошли стороной базары и ярмарки и деревни нашего Тольёнского сельского округа. За день, за два до Николинской ярмарки в село Дебёсы начали съезжаться по Сибирскому тракту через Полом кестымские и балезинские торговцы. Часто они останавливались у крестьян д.Тольён, чтобы на следующий день рано утром занять место в торговых рядах. Кестымские татары торговали различными видами тканей, красителями для них, кукморскими сапогами и валенками.

Старожилы вспоминают, что каждая деревня славилась на базарах каким-либо своим видом товара. Так Степан Андреевич Белослудцев вспоминает, что д. Верх-Узвай (Сюрногуртский сельский округ) славилась своими бондарями, которые привозили на базар в с. Дебёсы деревянные вёдра, бочки, кадки, шайки, лохани и прочее; из д. Ирым привозили глиняную посуду, из д. Лесагурт – летние плетёные коляски, из д. Новые Сирии – зимние кошёвки, розвальни ., из д.Чепык и Верх-Чепык – коромысла, грабли, деревянные вёдра, кадки, а также овчиные шубы, шапки и другие товары. Крестьяне д. Тольён везли на базар кожаную обувь, валенки, самотканые изделия. Мастером-чеботарём здесь был Белослудцев Андрей Егорович, шли нарасхват валенки Каракулова Антона Романовича.

Деревня Ванячумо сама по себе небольшая, но она всегда славилась своими мастеровыми и деловыми людьми. Ещё в переписных документах начала XIX века значится, что «крестьяне починка Ванячумского занимались бортничеством (пчеловодством), чеботничеством (сапожным делом) и кузнечным делом» [ 3 ]

Старожилы вспоминают, что в конце XIX века в д. Ванячумо основала своё кузнечное дело семья Хохрякова Алексея Кузьмича. Они ковали серпы, литовки, мотыги, лемеха для плугов, бороны, чинили котлы, самовары и т.д. Их кузница обслуживала все ближайшие деревни и починки. Крестьяне за полученный товар рассчитывались маслом, яйцами, а некоторые приносили лапти, горшки, туески и другие изделия, изготовленные своими руками.

Таким образом проводился прямой обмен товарами между производителями.

Искусным столяром в деревне был Хохряков Николай Герасимович. А Тронин Андриан Тимофеевич шил кожаную обувь. Все эти мастера вывозили излишки своего товара на базар. Особенно ценились кожаные изделия Тронина А.Т. Крестьяне в то время ходили в основном в лаптях, а кожаную обувь обували в праздники. Вот и приходилось Андриану Тимофеевичу вывозить свои сапоги и ботинки на Дебёсский базар.

В 20-х годах ХХ столетия в д. Ванячумо проживал Хохряков Андрей Васильевич, который занимался закупкой льноволокна. Ездил он на Тортымский и Зуринский базары, а также по деревням, скупал льноволокно по низкой цене, потом обрабатывал его, увозил на Гольянскую пристань и сдавал по более высокой цене.

Ившина Маргарита Никитична, бывшая жительница д. Верх-Чепык (Сялапузо), впоминает, что в молодости они специально пешком шли за 15 км. в Дебёсы на базар, чтобы там потанцевать, повеселиться, т. к. у них в деревне не было своего гармониста. Ещё она рассказывала, что в их деревне был такой мастер, который изготовлял, а потом продавал на базаре деревянные грабли, коромысла, вёдра, корыта и другую утварь, а также плёл самые красивые лапти в округе. А ещё он делал гробы и заранее смастерил два гроба: для себя и своей жены, в которых их позже и похоронили.

Воронцов Пётр Илларионович специально выращивал дома хмель и возил продавать его в Верещагино, т.к. в тех краях тогда процветало браго- и пивоварение. 

Мастером по обработке кожи был Ившин Никита Никандрович. Он сам выделывал овчину и шил шубы, тулупы, шапки, рукавицы и другие вещи. Никита Никандрович был членом артели «Красный кустарь» в селе Дебёсы. Во время войны они занимались изготовлением полушубков и шапок для бойцов Красной Армии. Многие женщины в деревне занимались заготовкой льноволокна.

Кожевникова Мария Семёновна, жительница д. Тольён 1907г. рождения, вспоминает: «Перед глазами предстают только отдельные картины. Помню, как торговали на базаре клюквой. Снег белый-белый, на нём лошадь с санями, а на санях целая гора ярко-красной клюквы, что глазам больно. Купила ведь – аж целый туесок! Как вспомню, так и вкус клюквы чувствую во рту! Ещё помню, как торговали кукморскими валенками. Красивые были, с разными узорами, но больше было красного цвета. А самое главное - очень мягкими были. Торговал ими Бигер Кузьма из Кукмора. Он приезжал за день до базара и ночевал у нас.

Иногда по деревням ездил, торговал валенками. Помню, когда к нам заходил, открывая двери, громко кричал: «Будем чай крепкий пить, наливай!»

А вот что вспоминает о базарах Шуклина Вера Андреевна: «Когда мы были маленькими, очень хотелось, как взрослым, торговать на базаре, зарабатывать деньги и что-нибудь себе купить. И нам это удавалось. Мы договаривались с подружками и собирали клубнику. Эти ягоды и продавали. На вырученные деньги покупали ситец. Один метр тогда стоил 54 копейки. Мы довольные, с материальчиками на руках, шли домой. Мамы шили подружкам нарядные платья. А мне шил папа, так как он был портным. Конечно, моим платьям все подружки завидовали». 

Базары в пословицах и поговорках.

С развитием кустарных промыслов базары прочно вошли в жизнь удмуртского народа. Они стали не просто формой торговли или обмена товарами, но и формой особых взаимоотношений между людьми разных сословий и национальностей, которые отразились в устном народном творчестве. Кандидаты исторических наук Н.П. Лигенко в своей статье «Базар» пишет, что в жизнь базаров и ярмарок прочно вошли разного рода пословицы и поговорки, например: «Базар бере базар уг лэсьто» (После базара базар не устраивают) или «Уробо нянез гуртэ нуллэ, додьы – базаре» (Телега хлеб везёт домой, а сани – на базар) или «Вузам вузэс уг басьто ни» (Проданным товаром уже не торгуют).

Многие пословицы говорят о богатстве либо бедности людей, принимающих участие в жизни базаров, например: «Узыр вузалоз, куанер туналоз» (Богатый продаст, бедный прогадает), «Базар огзэ узырмытэ, мукетсэ куанермытэ» (На базаре одни богатеют, другие беднеют).[ 1 ]

Среди жителей нашего округа и сейчас живут пословицы: «Тырттэм коньдон пуйыэн базаре уг ветло» (С пустым кошельком на базар не ходят), «Базар коньдонэз яратэ» (Базар деньги любит), «Вузызъя дуныз» (По товару цена) или «Дунтэмез гонтэм» (Товар дешевле – качество хуже). Н.П. Лигенко также отмечает пословицы, которые раскрывают те или иные черты характера человека, например «Кас мурт возьытлыксэ но базарын вуза» (Жадный человек даже совесть на базаре продаст), «Вузкарисьлэн ньыль синмыз» (У продавца четыре глаза), « Вуз карон жажы сьорын уг - жок сьорын болякасько» (За прилавком не дружатся, а за столом ) 
По особенностям базаров и ярмарок народ давал оценку городам: «Астраханьын бадзым гурезь вань, Казаньын – бадзым базар» (В Астрахани есть большая гора, в Казани – большой базар). [ 1 ] 

Забавные «базарные» истории.

Вспоминают старожилы и забавные истории, случавшиеся в базарные дни. Вот некоторые из них.

Продали как-то муж с женой тёлочку на базаре и решили на вырученные деньги прикупить кое-что. Походили немного по базарным рядам и вдруг видят – их тёлочка гуляет по базару, верёвочка болтается на голове. Удивились, кликнули по имени. Отозвалась. Подошла. Через некоторое время появились новые хозяева. Оказывается, отцепилась их новокупленная корова от телеги и вернулась на базар, видимо, чувствуя, что её старые хозяева ещё там.

Другая история говорит о том, что некий человек из д. Дукъявыр продал свою корову некому человеку из д. Ариково. Через несколько недель довелось этим людям встретиться в Дебёсах:

- Слушай, скажи, почему всё-таки ты решил продать такую спокойную корову? – спрашивает новый хозяин старого хозяина.

- Уж больно лягучая была, - ответил тот.

- Не может быть, - удивился первый.

На следующий же день после этого разговора новый хозяин уже не смог подоить эту корову: она так лягалась, что подойник летел в сторону. «Пельыз кылиз,» - говорят удмурты в таких случаях, что означает «сглазили».

Учительница нашей школы Татьяна Никандровна Каракулова вспоминает из рассказов своей бабушки вот такую историю.

В д. Ванячумо жил один мужик по имени Митрей, который был очень весёлым, жизнерадостным человеком и часто подшучивал над своими односельчанами. Как-то раз молодые девушки из д. Тольён, встретив его на базаре в Дебёсах, поспорили с ним, что он ни за что не сможет их провести.

- Дядя Митрей, а ну-ка попробуй подшутить над нами, а мы посмотрим, что из этого получится, - обратились они к нему.

- Ай, некогда мне с вами возиться. Говорят, сегодня солью торгуют в дальних торговых рядах. Туда спешу, - ответил он девушкам.

Девушки недолго думая побежали вслед за ним покупать соль, т. к. в те времена соль была очень редким и ценным товаром. Обошли они весь базар, но никакой соли не нашли. Только к концу дня они догадались, что Митрей подшутил над ними.

Заключение.

Таким образом, в конце XIX – начале ХХ столетий базары прочно вошли в жизнь жителей нашего края. Они стали не просто формой торговли или обмена товарами, но и формой особых взаимоотношений между людьми разных сословий и национальностей, которые отразились на разных сторонах жизни народа. Свой особый отпечаток оставили базары на жизнь сёл и деревень, расположенных вдоль Сибирского тракта, таких как Тольён, Чепык, Дебёсы и других. У жителей близлежащих к базарным центрам селений оказывались особые взаимоотношения с торговцами из дальних населённых пунктов, так как последние часто останавливались в близлежащих деревнях на ночлег, чтобы рано утром занять места в торговых рядах.

Сравнивая базары дореволюционного и советского периода с современными базарами, нужно отметить, что в основе «старых» базаров лежали отношения «производитель – покупатель», тогда как в основе современных базаров преобладают отношения «посредник – покупатель».

Литература.

1. Лигенко Н. П. Базар. Вордскем кыл. № 9. 1999 год. с..52.
2. Любовь моя – дебёсская земля. Ижевск. Удмуртия. 2002 год с.13
3. Материалы школьного Музея истории Тольёнского сельского округа. 2000 год.

Информанты.

 

ФИО Год рождения Место рождения
1  Белослудцев Степан Андреевич

 

1923 д.Тольён, Дебёсского района.
2.  Ившина Маргарита Никитична 

 

1927  д Верх-Чепык, Дебёсского района.
3. Каракулова Татьяна Никандровна

 

1951 д.Тольён, Дебёсского района.
4 Кожевникова Мария Семёновна 

 

1907 д.Ариково, Дебёсского района.
5. Шуклина Вера Андреевна

 

1935  д.Тыловай, Дебёсского района.

 Приложение

Базарный день в с.Дебесы. Начало XX века Возвращение с базара
На базарах торговали изделиями собственного производства Лапти-один из самых ходовых товаров на базарах. Начало XX века

 

Другие работы

 

Hosted by uCoz