Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

Республиканский Интернет-конкурс на лучший исследовательский проект "Страницы истории края" в честь 450-летия добровольного вхождения Удмуртии в состав Российского государства  

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Комитет по делам архивов при Правительстве РФ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №12»

Сцена и жизнь

(Изменяющаяся субъективная картина мира в «знаковых» спектаклях Русского Государственного драматического театра имени В. Г. Короленко 1935-1991 гг.)

Автор: Григорьева Ирина Александровна, ученица 12 «В» класса МОУ «ВСОШ №12» г. Ижевск
Научный руководитель: Мерзлякова Татьяна Владимировна, учитель истории МОУ «ВСОШ №12»

Содержание

Введение.

1. Спектакли этапа «Господства крайнего авторитаризма».
1.1. Краткая характеристика основной литературы и источников. Организация исследования.
1.2. Ситуация в стране и развитие советского театрального искусства с 1927 г. до 1935 г. (года открытия РГДТ).
1.3. Причины успеха первого спектакля (18 октября 1935г., «Аристократы » по пьесе Н. Погодина).
1.4. Увлечение классикой.
1.5. 1936 – 1937 гг. – Сцена и жизнь. Большой террор.
1.6. «Образцовые спектакли» и «идеальный герой» тоталитарного государства. (Спектакль по пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» и Б. Войхетова и Л. Ленча «Павел Греков» и другие спектакли).
1.7. Наиболее знаменательные спектакли военного и послевоенного периода.

2. Спектакли периода «Оттепели» в духовной жизни.
2.1. Спектакль «Русский друг» по пьесе Р.Н. Модзалевского и Ю.Е. Власова. Присвоение театру имени В.Г. Короленко; 
2.2. Спектакль «Снова вместе» по пьесе Захара Аграненко (литературная редакция К. М. Симонова). 
2.3. Замечательные декорации 1950-х годов (художники Б. С. Марин и А. Ф. Фокин).

3. Знаменательный спектакль периода «перестройки» по пьесе Виктора Коркиа «Черный человек, или я, бедный Сосо Джугашвили».
Заключение.

4. Литература.

5. Приложения.

Введение

В связи с подготовкой к юбилейной дате – 450-летию вхождения Удмуртии в состав России – в обществе возрос интерес к вопросам истории культуры родного края. Очень интересным и при этом малоизученным пластом культуры Удмуртии является история Русского Государственного Драматического театра им. В.Г. Короленко. История данного учреждения культуры неразрывно связана с историей страны Советов (которая, как оказалось, имела свое начало, середину и конец). 

РГДТ им. Короленко существует с 1935г. Его спектакли, безусловно, отражали характерные черты времени – советской эпохи, ныне ушедший в прошлое. Проблема, заинтересовавшая меня, заключается в желании разобраться в новом понимании истории советского театра в целом (в концепции профессора Владимира Сергеевича Жидкова); в свете данной концепции попытаться не только выявить, но и осмыслить малоизвестные факты истории РГДТ им. Короленко, проследить жизнь Ижевского тетра Русской драмы на фоне породившего его времени. 

Актуальность темы связана с тем, что глубокого исследования истории РГДТ им. Короленко до сих пор нет. Имеются отдельные статьи, брошюры по истории театра, буклеты, рефераты учащихся Ижевских школ, написанные ещё в 2001г. Но книги, монографии – нет. Между тем, история театра – это часть нашей истории; какие интересные люди работали и продолжают работать в Ижевском драматическом театре! 

«Будучи погруженным в социум, искусство с ним взаимодействует, получая более или менее жестким образом сформулированный тот или иной «социальный заказ» и, в свою очередь, более или менее интенсивно воздействуя на современную ему социальную среду» (1).

Искусство, театральное в частности – можно рассматривать как источник для изучения отдельных этапов советской истории. Источник очень специфичный, и своеобразие данного вида искусства также хочется постичь. Научное и практическое значение данной темы многообразно: 

1. Данный реферат может стать основой для более глубокого и всестороннего изучения темы в дальнейшем

а) Реферат может послужить началом новой собирательской работы, работы в архивах и музеях Удмуртии.

2. Материалы рефераты можно использовать в качестве сообщений на уроках истории, обществознания, истории русской культуры, краеведения. 

Цель исследования: Рассмотреть историю РГДТ им. Короленко в контексте развития театрального искусства нашей страны, проанализировать, как в отдельных, («знаковых», знаменательных для своего времени) спектаклях данного театра нашли отражение следующие этапы советской истории (и советского театра): 

1. «Господство крайнего авторитаризма» (этот этап охватывает весь период правления Сталина, но в реферате в основном отражено время с момента основания театра (1935 г.) до начала 1950-х гг.).

2. Период «оттепели» (1953 – 1964 гг.)

3. «Перестройка» (1985 – 1991 гг.)

Задачи исследования:

1. Определить, какие спектакли можно считать наиболее характерными для указанных периодов, подобрать и проанализировать материал о них;

2. Уяснить для себя в процессе рассмотрения данной темы специфику театрального искусства. В связи с этим рассмотреть вопросы: литература и театр, театр и власть, театр и зритель, репертуарная политика театра, проблема положительного героя, общечеловеческие ценности.

3. Выявить малоизвестные факты о первых режиссёрах, художественных руководителях и директорах театра, отдельных актёрах, художниках театра. Очевидно, эти материалы будут использованы нами лишь частично, поскольку они необходимы для раскрытия темы; однако это позволит наметить направления, темы новых исследований по истории крупного культурного учреждения Удмуртии – ГРДТ имени В. Г. Короленко.

Объект исследования: история РГДТ им. Короленко с 1935 – 1991 гг.

Предмет исследования: отражение советской эпохи в спектаклях этого периода (взаимоотношения власти и театра).

( 1) - Жидков В.С. Театр и власть стр. 14.

 

1. Спектакли этапа «Господства крайнего авторитаризма».

1.1 Историю РГДТ им. Короленко необходимо было включить в общий контекст развития театрального искусства нашей страны, для ознакомления с которым были использованы книги Г. А. Хайченко «Страницы истории советского театра», «История Русского советского драматического театра», Смелянского А. «Михаил Булгаков в художественном театре» и другие книги и статьи (см. список литературы).

Но особенно я хочу отметить книгу профессора, доктора искусствоведения, кандидата экономических наук, научного сотрудника Государственного института искусствоведения В.С. Жидкова.

Владимир Сергеевич Жидков – автор многих публикаций по проблемам истории Российской ментальности, культуры, культурной политики, сценического искусства, а также по культурологии и вопросам теории и практики управления учреждениями искусства и художественной жизнью общества. 

Книга «Театр и власть» произвела на меня большое впечатление. История советского драматического театра (1917 – 1927 гг.) показаны в книге на фоне времени, при этом история театра рассматривается как результат, с одной стороны, внутренней логики развития сценического искусства и, с другой стороны, - как результат настойчивого и целенаправленного воздействия на театры со стороны властных структур.

Таким образом, богатый материал данной книги позволяет ознакомиться с начальным периодом развития советского театра (относительно выбранной нами темы- с ее предысторией). Мы ознакомились с рефератом Марии Дорошкевич «Театр - тебе только 65!» . Реферат был написан в 2001 г. и хранится ныне в библиотеке им. Н А Некрасова. Чувствуется, что Маша - большой любитель театра. Написано эмоционально, на основании материалов, хранящихся в театре. Реферат Марии - это попытка дать обобщенную характеристику основных периодов развития интересующего нас учреждения культуры. 

При этом история театра освещается в традициях абсолютного большинства исследований по истории тетра: иллюстрируется тезис, что культурная политика партии - залог и предпосылка дальнейшего развития театрального искусства, «что, как мы сегодня знаем, было далеко не так», - отмечает В. С. Жидков

По словам ученого- театроведа Г. А. Хайченко, «Трепетный мир живого театра всегда будет недолговечным и мимолетным - и в этом есть своя прелесть: сценический образы, театральные впечатления остаются жить в сердцах благодарных зрителей как нечто свое, очень личное и дорогое». 

При подготовке реферата мы использовали и другие источники, кроме тех, которыми пользовалась Мария. Это материалы Национального музея им. К. Герда, материалы (фотографии и документы) Государственного архива УР, семейного архива бывшей актрисы театра Е. Г. Ромоновой и бывшего актера (ее супруга) Ю. В. Власова; музея при ГРДТ им. Короленко, открывшегося к юбилею театра, в декабре 2005 г., архива театра.

В качестве рабочей гипотезы мы решили остановиться на мнении В. С. Жидкова (и других авторов), что эволюция театра (как и любой другой развивающейся системы) жестко не детерминирована и оставляет некоторые диапазон для проявления свободы воли.

Мои мысли по поводу рабочей гипотезы: знакомство с творчеством и судьбами представителей театрального искусства, названных выше периодов заставит меня, как исследователя, всесторонне обдумать некоторые нравственные вопросы:

- Соотношение общественного и личного
- Наличие у человека убеждений
- Общечеловеческие ценности. Каково моё отношение к этим вопросам? Размышление над этими вопросами имеет воспитательный потенциал для учащихся, которые будут знакомиться с данной работой.

На этапе сбора материала мы обратились к заведующей музея театра Наталье Владимировне Беселевой, побывали в театре; побеседовали с заведующей библиотекой и архивом Национального музея им. К. Герда Еленой Николаевной Кудрявцевой в стенах музея; я использовала материалы, предоставленные моим руководителем, учителем истории Татьяной Владимировной Мерзляковой, которая работала в музее К.Герда, отчет о работе в ЦГА УР; отчет о работе в архиве МВД УР; запись воспоминаний артистов театра Е.Г. Романовой и Ю.В. Власова. 

Методы исследования – изучение и анализ литературы; сопоставление различных источников, в том числе рецензий на спектакли тех лет; сравнение; обобщение; собственные выводы.

1.2. Почему краткий обзор развития театрального искусства в Советской России мы начали именно с 1927 года? Это был рубеж, за которым начинался качественно новый этап.

По мнению В. С. Жидкова, «…концом нэпа в театральном деле можно считать май 1927года – «партийное совещание по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б)»: именно тогда партия не только в очередной раз продекларировала свои претензии на ведущую роль, но и реально взяла в свои руки все бразды правления художественно-театральной жизнью»(1).

«Советский театр» начался, по существу, с рождения советской драматургии во второй половине 1920хгг. Наиболее известные драматурги того времени: Билль-Белоцерковский («Шторм», «Штиль»), Л. Сейфуллина («Виринея»), К. Тренёв («Любовь Яровая»), В.Вишневский («Оптимистическая трагедия»), Вс. Иванов («Бронепоезд 14-69»), Н. Погодин («Аристократы», «Человек с ружьём»). Эти и другие авторы, каждый по-своему, пытались отразить в своих произведениях современную им действительность и недавнее прошлое (революцию, гражданскую войну).

Своеобразным было отношение большинства авторов ко времени и к современности. Современность - это лишь предыстория, переходное состояние к чему-то действительно большому и настоящему, к чему-то окончательному.

На рубеже 1920-1930х гг. ушли в прошлое политические разногласия в среде художественной интеллигенции. Большинство писателей и художников приняли новый общественный строй как исторически обусловленный для России.

В 1927 году система управления в полный голос заявила свое право планировать творческий процесс. Жесткое планирование низводит театр на уровень предприятия, производящего стандартную продукцию. Бюрократия становилась непременным условием художественной жизни. Государственные театры были в подчинении наркомпроса. Их деятельность регламентировалась так называемым «Нормальным уставом».(2) На смену представлениям о том, что культура стоит денег и государство должно постоянно выделять возрастающие суммы на культурное строительство, все более настойчиво выдвигается тезис о том, что культура и искусство, в особенности, обязаны сами зарабатывать деньги, и если уж не самоокупаться, то, во всяком случае, самостоятельно покрывать значительную часть своих расходов. Формируется новая иерархия новых ценностей, в соответствии с которой культура уступает свое доминирующее положение. Соответственно ведется культурная политика, основанная на остаточном принципе распределения средств при одновременном ужесточении цензурных запретов. Эта политика была доминирующей до конца советского периода. 

Политика партии в области литературы и искусства была определена в постановлении ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно- художественной организации», в котором было решено объединить всех писателей в один союз. 

I Всесоюзный съезд советских писателей состоялся в Москве в августе 1934 г.

В литературе и искусстве начался поворот к социалистическому реализму. Диктат партии в художественной жизни стал абсолютным. Показ изменений, происходящих в СССР, с определенных позиций становился важным государственным делом. Утверждение жестких канонов художественного творчества, авторитарный стиль руководства, создавали благоприятную среду для конъюнктуры. Большевики хотели увидеть на театральной сцене апологию свою режиму - прямую и недвусмысленную. 

Зимой и весной 1935 г. в стране прошла первая волна массовых арестов - «Кировский поток», по выражению историка Роя Медведева. К осени 1935 г. культ Сталина достиг расцвета (некоторые историки называют кульминацией первый Всесоюзный съезд стахановцев). Именно тогда газеты заполнились песнями ашугов и акынов, воспевавших вождя народов.

К 1941 г. в Советском Союзе функционировало более 900 театров. Проанализируем еще раз, более обстоятельно «блестящее начало» одного из них. 18 октября 1835 г. спектаклем по пьесе талантливого драматурга Н. Погодина «Аристократы» в Ижевске открылся Государственный русский драматический театр. 

1.3. Судя по всем отзывам, по заметке об открытии театра в «Ижевской правде» от 20 октября 1935г., успех спектакля по пьесе Н. Погодина «превзошел все ожидания». Чем же объясняется столь серьезный успех этого спектакля?

«Аристократы» Н. М. Погодина - спектакль комедийного жанра. В нем говорилось о строителях Беломоро-Балтийского канала. В спектакле были представлены колоритные фигуры бывших уголовников, в характере которых происходят изменения к лучшему под влиянием участия в «великой стройке». 

В фондах Национального музея им. К. Герда хранится афиша, осведомляющая об открытии театра на улице Энгельса, 2 (Театр располагался тогда в помещении «Клуба Октябрьской революции-КОР»). На афише значатся репертуар на 1935-1936 гг. (современный и классический) и «состав труппы». В афише указано 12 спектаклей, намеченных к постановке 1935 году.

Ижевчане с нетерпением ожидали открытия театра русской драмы. В городе было много поклонников театрального искусства. До революции успешно действовал «рабочий» театр, и существовала традиция огромного интереса к русской драме. Можно сказать, театр заранее любили. Первый спектакль не разочаровал зрителей! В этом большая заслуга организатора театра и первого художественного руководителя Николая Михайловича Соколова-Цертелёва.

Н. М. Цертелёв родился в 1901 г. в Москве. Окончил 7-ю московскую гимназию, а затем - театральную школу под руководством артистов Малого театра и Высшие режиссерские курсы. Член профсоюза работников искусств (Рабис) с 1919 года. Беспартийный. В Ижевске Николай Михайлович проработал недолго. В 1936 г., не дожидаясь окончания сезона, уехал в г. Грозный. В 1942 г. ушел добровольцем на фронт, в первом же бою был ранен и стал инвалидом Отечественной войны. Имеет звание «Заслуженный деятель искусства ДАССР», медали «За боевые заслуги», «За победу», «50 лет вооруженных сил СССР» и другие.

В архиве ГРДТ имени В. Г. Короленко сохранились письма Николая Михайловича актеру театра Виктору Михайловичу Жеврову (письмо от 16.09.1975 г. и др.). В. М. Жевров в 1970е годы собирал материалы по истории родного театра. Коллектив готовится к своему 40-летнему юбилею. По этому поводу и шла переписка. Ныне эти письма можно рассматривать как документы, освещающие историю театра, так что, анализируя успех 1го спектакля РГДТ, мы имеем возможность сослаться и на мнение Н. М. Цертелева: ««Аристократами » я открыл театр потому, что в те годы вопросы перевоспитания были весьма актуальными». По его мнению, «пьеса была хорошо написана, созданные автором персонажи были весьма убедительными…».

При работе над этой сложной пьесой (в ней было около сорока эпизодов) постановщик учел все недостатки московских и периферийных постановок вроде введения ни к селу, ни к городу персонажей из итальянской комедии (цаннии), как это было сделано в постановке Реалистического театра. 

По словам Н. М. Цертелева, «успеху нашей постановки способствовали в первую очередь Евреинова и Платонов, московские исполнители не могли тягаться с ними. Если бы в труппе не было этих актеров, то может быть я и не начал бы с «Аристократов». К этому надо добавить, что почти все исполнители справились со своими ролями весьма 
успешно. Никого не пришлось заменять». В другом письме он отмечает, что Рафаил Петрович Кречетов с большим мастерством сыграл в пьесе «Аристократы» роль специалиста Боткина, попавшего качестве заключенного на строительство Беломоро - Балтийского канала.

Сыграла свою роль и «прекрасная декорация художника Попова». 

Первого художника театра Н. Г. Попова Н. М. Цертелев пригласил из Московского Художественного тетра. По словам Цертелева, ряд спектаклей Попов оформил «поистине с большой выдумкой и простотой». 

А теперь посмотрим на другую сторону медали. Особенно стоит остановиться на вопросе «актуальность темы».

Неслучайно позже, в 1937 г., аналогичную тему предлагали М. А. Булгакову («перевоспитание бандитов в трудовых коммунах ОГПУ»). Тема по-прежнему была востребована. Булгаков отказался. О спектакле «Аристократы» в своем дневнике он отозвался кратко: «Пьеса- гимн ГПУ».

По всей видимости, пьеса воспринималась тогда выдержанной в духе «метода социалистического реализма». В уставе Союза писателей, принятом на I Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 г., говорилось, что «правдивость и историческая конкретность художественного изображения должны сочетаться с задачей «идейной переделки и воспитанием трудящихся в духе социализма»». А это и была пьеса о перевоспитании! Главные действующие лица (Сонька и Костя Капитан) были выброшены из честной трудовой жизни, но, пройдя через трудные испытания, они «обрели право стать членами социалистического общества» (выражаясь языком тех лет). 

Что же касается требования «правдивость», «историческая конкретность»?..

Пьеса была далека от действительности. Да и как автор смог бы правдиво рассказать в ней о строительстве Беломоро - Балтийского канала! По оценкам некоторых исследователей, «цена» Беломоро - Балтийского канала «300 тысяч замученных, несколько сотен случайно уцелевших…»(3). Т.е. автор, Н. Погодин, выполнял социальный заказ советской власти - распространять социальный оптимизм и пропагандировать новые политические и этические ценности. Но я не хочу «вскользь» упоминать данные о «цене» канала. Если Н. Погодин собирал материал для своей пьесы, то хоть какая- то часть правды должна была «дойти» до него, возмутить, ошеломить… Нет же, он пишет на эту тему - комедию! А 300 тысяч замученных?.. 

Остается согласиться с автором монографии «Театр и власть» В. С.Жидковым: «Пришла власть, которая жизнь в форме пайка давала только тем интеллигентам, которые соглашались ее обслуживать».

Власть осуществляла партия большевиков. Подобный спектакль- «гимн ГПУ» - был ей нужен. Поэтому на первом спектакле, открывшегося в Ижевске театра, присутствовали представители этой власти (такая пьеса - надо поприветствовать!)- секретари Обкома ВКП(б) тов. Берман и Иванов, руководящие работники республиканских и городских учреждений и лучшие ударники Ижстальзавода. После спектакля состоялась краткая беседа республиканских руководящих работников с артистическим коллективом. Секретарь Обкома ВКП(б) тов. Берман «подчеркнул успешное начало театра, создавшего за короткий срок замечательный, волнующий спектакль», выразил благодарность за «серьезное, социалистическое отношение к делу руководства и всего коллектива театра». В заключение он заявил: «Аристократов» надо показать всему Ижевску. Бодрый, заряжающий, высоко - художественный спектакль. Дело за профессиональными, партийными и комсомольскими организациями города!» 

Таким образом - «актуальность» в спектакле заключалась в одобрении и поддержке его власти. Был угадан «социальный заказ» власти. Были и еще две очень важные причины успеха спектакля «Аристократы»: а) Театр не может быть не современным «Ему нужно было искать художественный контакт не только с властями (которые кормили и поили - и это очень важно!), но и с публикой, которая становилась все более «советской», т.е. все более впитывающей в себя большевистскую пропаганду о том, что они строят самое справедливое общество- царство Божие на земле».(4) Новый театр сумел найти контакт со своими зрителями - в основном, рабочими Ижевских заводов. Беломоро - Балтийский канал находится далеко от Ижевска. 300 тысяч замученных отсюда не видно. Газеты о них тоже ничего не рассказывали…

б) Это была комедия, и автор был талантлив. Публика во все времена очень охотно идет в театры, чтобы «отдохнуть и посмеяться…». 

. 1.4. Театр пытался романтизировать переживаемую эпоху с помощью классики. 1935 год - «пора реабилитации», а потом и канонизации классики, пора юбилеев и преклонения перед гениями минувших веков. В довоенном репертуаре театра классика занимала почетное место. Были поставлены спектакли по пьесам зарубежных авторов (Оноре де-Бальзак, Мольер, Шиллер, Шекспир), русских авторов (Островский, Грибоедов, Толстой, Лермонтов) и другие.

В другом письме Николай Михайлович пишет, что «весь первый сезон как «Аристократы», так и «Гроза» Островского, а затем «Альбина Мечурская», были любимыми спектаклями Ижевских зрителей».

По пьесе «Гроза» Островского в ЦГА УР имеется вырезка из газеты «Ижевская правда». Здесь помещена и фотография артистки В.Я. Евреиновой в роли Катерины.
… При входе в зрительный зал сразу бросается в глаза отсутствие занавеса и значительное расширение сцены. Для Ижевского зрителя это является новшеством. Спектакль сопровождается музыкой. Музыка усиливает драматическую сущность спектакля. Она заставляет глубже почувствовать драму Катерины, полную внутренней горечи и страданий. 

Но вообще драма подается в духе Островского. Здесь режиссер не внес никаких поправок. По мнению автора заметки, «совершенно не пострадал бы спектакль при исключении сцены разговора горожан у часовни, тем более что подается она очень скучно. Так же можно было бы сократить резонерство Кулигина без ущерба для спектакля, некоторые монологи Катерины и т.д.

На протяжении четырех действий декорация представляет собой вольный волжский пейзаж, хорошо оформленный и смонтированный»(5).

«… Интересно декоративное решение нашел художник Н.Г. Попов. Однако нужно сказать, что театр в последних постановках слишком злоупотребляет упрощением.
Заметка кончается так: «…Для нас это – далекое прошлое, но знать его мы должны. Зная прошлое, можно лучше понять и оценить нашу радостную и счастливую жизнь».

Есть и другая заметка об этом спектакле (Подписана она: «Не - критик »)(6) отмечает: «упрощение декоративного оформления спектаклей. В «Грозе», например, декорации всех пяти актов почти не меняются». (Сколько людей, столько и мнений)!

Радует темпераментная игра артистки В.Я. Евриновой. Катерина в её трактовке рисуется протестанткой против гнета среды, против звериных законов купеческого быта, а не лирической барышней, погибающей от несчастной любви».

Самые заметные имена советских драматургов 1930-х годов: А. Афиногенов, В. Киршон, Н. Погодин, В. Вишневский. Эти авторы были в то время молоды, их стиль был совершенно различным. В пьесах В. Киршона всегда чувствовался рациональный схематизм построения. Герои Киршона олицетворяли собой определенные тезисы, в них почти совсем не проглядывал лиризм, свойственный, например, Афиногенову. Проблема ставилась автором отчетливо и обладала актуальностью(7).

«21 декабря 1936 г. в русском драмтеатре состоялась премьера пьесы В. Киршона «Большой день». Автор затрагивает проблему будущей войны. Начинается спектакль с показа наших доблестных летчиков и членов их семей в мирной жизни. 

… Но главное внимание зрителя приковывается к ликвидации внезапного нападения н СССР одного из фашистских государств. Фашистская армия не застала нас врасплох. В. Киршон ярко показал, как на защиту пролетарской родины встала  доблестная Красная армия и весь советский народ. Мужество наших бойцов и командиров, овладение ими в совершенстве военной техникой решили успех войны в нашу пользу. Пьесу «Большой день» автор назвал фантастической. Но зрители понимали, что эта фантазия может в любой день стать явью. Показывая кошмары будущей войны, пьеса «Большой день» учит нас не успокаиваться на достигнутых успехах, а постепенно совершенствовать военную технику, овладевать ею».

Особенно удачно оформлена 6 картина. Из неё зритель узнает, как высшее командование фашистов, помещаясь в каземате глубоко под землей, все время находится в курсе всех происходящих событий. Это осуществляется при помощи различных видов сигнализации и связи с отдельными участками. Из исполнителей в первую очередь нужно отметить артиста А.А. Платонова и созданный им образ майора Петра Кожина»(8).

Проанализировав программы и отзывы о спектаклях первых лет существования театра, можно сделать вывод, что «любимцами публики» в 1930-е годы были, прежде всего, Евреинова Ванда Яновна (1904 г. р.), её муж А.А. Платонов, Вениамин Маркович Ливанов, Надежда Дмитриевна Волжская, артистка Дриго, Р.П. Кречетов, заслуженная артистка РСФСР Миклашевская Августа Леонидовна, работавшая в Ижевском городском театре в 1938 – 1940 гг.

Нет пока полных сведений о художниках, работавших в театре в разные годы. Среди художников, трудившихся еще в 1930е годы, был А. М. Левитан, приехавший также из Москвы (однофамилец знаменитого пейзажиста), по образованию архитектор. По воспоминаниям артиста Ю. Е. Власова, фантазии у Левитана было море. Он привнес в театр новое направление, то, что называли тогда «формалистическим искусством». Однажды художник, оформляя спектакль по пьесе Островского, нашел своеобразное решение: раз речь идет о купеческом интерьере, все должно быть толстым, объемным, солидным. Колонны дома, например. Но члены приемных комиссий по декорациям признали его искусство нереалистичным, и дело встало на середине. 

В Ижевске Левитан проработал не долго, году в 1950 уехал и впоследствии успешно трудился по своей специальности в г. Ярославле. Материалы о нем имеются ныне в экспозиции и фондах Ярославского краеведческого музея. 

1.5. «Люди театра - по роду своих занятий и по специфике своей психологии - часто не очень внимательно следили за окружающей действительностью. А между тем, в реальной жизни, много бед уже приносил «человек с ружьем»(9) .

Особой вехой в истории нашей страны стал 1937 год. Это нашло отражение во всех сферах жизни общества. 

В ЦГА УАССР нет протоколов собраний коллектива, заседаний профкома или художественного совета 30х гг., а по рецензиям на спектакли и сохранившимся программам нельзя проследить репрессии среди артистов. Об этом есть неполные данные в других источниках. Так, в архиве Национального музея имеется папка документов чиновника П. Шулепова, в разные годы трудившегося на самых различных постах. В этой папке есть такой документ: «Материал исследования о состоянии работы русского госдрамтеатра» на 1 января 1936г.». Заключительные сроки этого документа: «… не прошло мимо и засорение состава работника театра классово- чуждыми элементами (сын попа, террористы, евангелисты, контрреволюционеры, их жены и т. д.), из которых
двое арестованы и двое уволены». Документ подписали:

-от Наркомпроса УАССР - П. Шулепов.

-от группы Союза Рабис - Русова.

Не эта ли проверка и послужила причиной внезапного (до окончания сезона) отъезда в 1936 г. Н. М. Цертелева в г. Грозный?

Среди данных, выявленных сотрудником музея А. А. Подшиваловым в 1989-1990 гг. а архиве КГБ, встретились сведения и об одном из артистов драмтеатра: «Куликов Павел Васильевич 1910 г. р. (г. Харбин), русский, беспартийный, артист русского драмтеатра. Арестован 25 ноября 1937 г. без санкции прокурора как агент японской разведки. Постановлением НКВД от 19 декабря 1937 г. приговорен к высшей мере наказания. Приговор приведен в исполнение 20 января 1938г. Имущество конфисковано 19 июля 1939 г. Реабилитирован 21 июня 1989 г. Родных нет». Более подробные данные о нем были выявлены старшим научным сотрудником Удмуртского республиканского краеведческого музея Т. В. Мерзляковой в архиве МВД.

Обстановка 1937 г. нашла отражение и в газетных заметках. 7 октября 1937 г. в Ижевске открылась первая областная конференция работников искусства. С докладом о работе оргбюро выступила т. Русова. Автор заметки в газете «Удмуртская правда» отмечает: «… Докладчик обошел ряд важнейших вопросов. Такой важный вопрос, как борьба профсоюзов за очищение своих рядов от всякой троцкистско - бухаринской нечисти, был скомкан. Докладчик ограничился тем, что назвал фамилии разоблаченных врагов народа, но не ответил, почему профсоюзная организация проглядела их и как сейчас ликвидируются последыши вражеской работы. Вопросы политической бдительности, овладение большевизмом не нашли центрального места в докладе».

«… К стыду нашему, - заявила т. Русова, - мы еще не изучили Сталинскую Конституцию и Положение о выборах в Верховный Совет СССР». 

Чем же занята была в конце 1930х гг. комсомольская организация тетра? Об этом рассказывается в корреспонденции М. Коновалова «За кулисами» (однофамилец известного писателя): «… актерская учеба проводится 2 раза в пятидневку, открыт красный уголок и биллиардная…Зав. Красным уголком Надя Смирнова создала уютную обстановку. Она выпросила из театрального реквизита гардины, мягкие диваны, кресла, столы, тумбочку, ковер, атласную скатерть. Были приобретены шашки, домино, шахматы, портреты вождей, комнатные цветы и выписаны центральные и республиканские газеты и журналы… Комсомольская организация состояла из 10 человек. Выпускалась стенгазета «Актер и зритель». Комсомольцы русского драмтеатра принимали активное участие в общественной жизни нашей республики. Борисова Нина работала счетчиком по переписи населения, Вера Наумова и Саша Прокофьев были агитаторами на участке. Под руководством Прокофьева ребята из Дома художественного воспитания подготовили к зимним каникулам большой спектакль «Зямка Копач» по пьесе Даниеля. Велась подготовка значкистов «ПВХО», работал кружок МОПР, организовывались посещения кинотеатров». В заключение автор корреспонденции сокрушался: «плохо организована работа в театре политическая учеба молодежи. Из 10 комсомольцев «Краткий курс истории ВКП(б)» прочитали только 6 человек». К самостоятельному изучению его приступили лишь двое. Вот над этим- то вопросом… и следует сейчас поработать молодому комсоргу театра Вере Наумовой».

Выход в свет «Краткого курса истории ВКП(б)» еще в газетном варианте сопровождался широкой волной призывов «к серьезному, внимательному, настойчивому изучению» этой книги, которая объявлялась «незаменимым руководством по овладению большевизмом», рекомендовалось в качестве «величайшего исторического документа мирового значения». Как же в настоящее время ведущие ученые - историки оценивают этот учебник? Николай Маслов в статье «Краткий курс истории ВКП(б)»- энциклопедия культа личности Сталина», обосновывает, что эта книга воплотила в себе главные положения идеологии культа личности Сталина.(10) 

1.6. Обстановка 1937 года определяла выбор пьес и их трактовку. Очень популярной была в то время пьеса К. Тренева «Любовь Яровая». Эта пьеса-2й спектакль о гражданской войне, созданный в советской стране (1й был «Шторм» Билль-Белоцерковского).

Я прочитала пьесу. «Общественное - выше личного»…- ключевая мысль этого произведения. Надо отдать должное автору: читать было интересно. Но комиссар Кошкин (положительный герой!) вызывает не меньшее отвращение, чем уличенный им в грабеже населения «кровью спаянный брат» Грозной. Увидев золотые кольца, браслеты, часы, извлеченные из карманов Грозного, Кошкин, задыхаясь от гнева, восклицает: « - Ах ты, бандит, Махна! Марш на колидор!» Из коридора доносится выстрел. Кошкин возвращается в комнату. Он глубоко потрясен тем, что произошло, дыхание его прерывается. Но, поборов волнение, он продолжает диктовать приказ:- Оставляя город в полном революционном порядке…»

Г. А. Хайченко пишет о комиссаре: «Человек, бесконечно преданный делу народа, комиссар Кошкин не может терпеть в рядах борцов бесчестных людей. Он карает мародера по всей строгости революционного закона». Однако получается, что в пьесе оправдывается самосуд, убийство без суда. О каком «законе» идет речь? Комиссар Кошкин сам творит суд и расправу. И все это предъявляется зрителю как проявление высшей «революционной» справедливости. 

О главной героине Хайченко пишет так: «Через многие испытания, через сложную внутреннюю борьбу, подавляя любовь к мужу, ушедшему в лагерь белогвардейщины, проходит Яровая…». Т. е. убеждения - выше привязанности, любви…
Об этой пьесе и исполнительнице роли Любови Яровой в Малом театре В. Н. Пашеной написано много восторженных отзывов, и в таком же ключе оценивает пьесу Г. А. Хайченко.

Однако по первоначальным отзывам критики и, по мнению самого автора, пьеса явно не удалась. «Это поэма, повесть, - что угодно, но не пьеса» - констатировал К. Тренев. Но в стране существовала и более высокая инстанция, чем профессиональное мнение людей тетра. В 1936 году пьеса попадает в руки к Сталину, и тот объявляет ее советской классикой. Возражающих не нашлось, если не считать К. С. Станиславского, который продолжал считать этот «шедевр» грубой агиткой и не пускал его на сцену первого и главного драматического театра страны. Более гибким оказался Владимир Иванович Немирович - Данченко. Когда Станиславский отошел от активного управления театром, Немирович приступил к реализации этого высочайшего «социального заказа».

Немирович - Данченко призывал актеров играть не плоскую социальную функцию, но пытаться наделить своих персонажей более или менее противоречивыми характерами, сделать их похожими на реальных людей. В значительной мере мастерам МХАТа сделать это удалось, и пьеса начала свое триумфальное шествие по сценам советских театров. Сезон 1936 - 37 гг. государственный театр русской драмы г. Ижевска открыл пьесой К. Тренева «Любовь Яровая» (режиссер- постановщик А. М. Кречетов, художник Н. Г. Попов, зав. лит. В. И. Смоляр). 

В деле ЦГА УР имеются ксерокопии записи интервью артистов: перед постановкой спектакля актеры рассказали, как они понимают создаваемый ими образ(11). Например, артист А. М.Христенко, исполнитель роли Колосова, отзывается о своем герое так: «Колосов- сторонник мирного, бескровного разрешения классовой вражды, он верит в то, что «гуманность» способна» примирить эксплуататора с эксплуатируемыми, белогвардейца с революционером и установить на земле мир и благоденствие. Беспочвенность и иллюзорность его миропонимания разоблачает беспощадная классовая борьба между большевистским отрядом под руководством Кошкина и контрреволюцией. Это внеклассовое «человеколюбие» было типично для мелкой буржуазии, для буржуазной идеологии интеллигенции периода гражданской войны. 

Таких, как Колосов было много и они немало вреда принесли революции. Пропагандой жалости они усыпляли чувства классовой ненависти определенной части трудящихся, служа тем самым интересам буржуазии. Своим исполнением роли Колосова я стремлюсь с художественной убедительностью показать всю никчемность, беспочвенность и вред пропагандируемой Колосовым «гуманности». 

Аналогично высказываются и другие актеры - в духе своего времени. Только в наши дни общество начинает постепенно сознавать, какой вред нанесли подобные идеи, заключение слова «гуманность» в кавычки. Театр был послушным винтиком огромной идеологической машины, которая стремилась воспитать подозрительность, «ненависть, жгучую, сильную ненависть к классовому врагу», сформировать слепых фанатиков.

Человек в новой советской драматургии рассматривается в системе оценок: «Наши - не - наши», «хорошие - плохие».(12)

«Новая» эстетика (где «наши» и «не-наши») заставляла даже самых добросовестных авторов фактически фальсифицировать реальную историю, имеющую множество полутонов.

В 1930-е годы в театрах страны в большом количестве шли «шпионские» пьесы. (Иллюстрируя тезис об «обострении классовой борьбы по мере строительства социализма»). 

Из отзыва на спектакль 1938 г. «Очная ставка» (пьеса в 9 картинах братьев Тур и Шейнина). «Постановщик А.М. Кречетов правильно подошел к пьесе, выдвинув на первый план не личную драму шпиона Галкина – Келлера, а общественный мотив пьесы: «Кто бы ни покусился на безопасность страны социализма, он получит достойный отпор…».

По мнению М. Горького, «На сцене современного театра необходим герой в широком, истинном значении понятия, нужно показать людям существо идеальное… В наше время необходим театр героический, театр, который ставил бы своей целью идеализацию личности»(13). «Может быть, когда действительность слишком далека от идеала, возникает тоска по такому герою?»- замечает В. С. Жидков (14).

Попытка создать образ «идеального героя» осуществилась в спектакле ГРДТ по пьесе Б. Войтехова и Л. Ленча «Павел Грехов». Пьесу отличали тезисность и схематичность. 

В отличие от героя «буржуазной» культуры (таков же и герой античной трагедии)- нонкомформиста, человека с яркой индивидуальностью, выступающей против сложившегося порядка вещей, герой «социалистический»- это человек, наиболее последовательно реализующий партийно-государственные установления и ни в коем случае не ставящий под сомнение сложившиеся идеологические догмы и господствующий режим. 

Тема пьесы в конце 30-х гг. обладала острой актуальностью. В рецензии на спектакль известный в Удмуртии журналист Н. Крауз писал: «Молодой комсомольский работник Павел Греков, энергично борющийся за проведение генеральной линии партии, становится поперек дороги шайке троцкистских бандитов… все их преступные замыслы сорваны доблестной советской разведкой. Партийные органы реабилитируют Павла Грекова, и разоблачает замаскировавшихся врагов народа и их пособников. Ижевский театр подошел к постановке «Павла Грекова», как к образцовому спектаклю. Илья Васильевич Шаталов вложил в постановку весь свой режиссерский опыт. Павла Грекова играют молодой актер А. Ф. Прокофьев и художественный руководитель театра Б. А. Пиковский. Мечта многих актеров создать положительный образ молодого героя наконец- то исполнилась. Очень обрадовал артист К. С. Загоровский, дебютирующий на сцене Ижевского театра в роли секретаря райкома партии Ковалева. В его исполнении Ковалев – настоящий большевик, суровый и непреклонный в борьбе с врагами, чуткий и внимательный к честным людям, умеющий хладнокровно разбираться даже в самых запутанных положениях. Спектакль «Павел Греков» заслуживает, чтобы его посмотрело как можно больше зрителей. Общественность Ижевска, в первую очередь горком и райкомы партии, должны оказать театру самую непосредственную помощь в организации зрителей. Кроме того, надо провести широкое обсуждение этой «глубоко партийной пьесы»(15) . Безусловно, это была глубоко «партийная», конъюнктурная пьеса.

Что ж, «соцреализм - это восхваление начальства в доступной для него форме». Так афористично и парадоксально охарактеризовал этот «творческий метод» Д. Д. Шостакович (по свидетельству М. Л. Ростраповича). Социалистический реализм- это попытка смотреть на прошлое и настоящее с позиций «светлого будущего». А представление об этом будущем имела только партия, постоянно свой взгляд на этот предмет менявшая. И в художественной жизни сложилась ситуация, когда даже самые проверенные прислужники режима не поспевали за причудливыми колебаниями линии патрии(16).

И в политике, и в искусстве большевики простодушно полагали, что есть только одна, «основная», правильная линия(17). 

В 1930-е годы шли аресты и травля одних, награждение других.

Из постановления Президиума ЦИК – УАССР о награждении работников искусства УАССР от 20 мая 1938 г. - … «Наградить почетной грамотой ЦИК УАССР режиссера Ижевского Русского Драматического театра Шаталова Илью Васильевича»(18). 

Товарищ Шаталов И.В. работал в Русском Драматическом театре 2 года, т.е. сезоны 1936 – 1937 и 1937 – 1938 гг. Родился он в 1895 г. в г. Казани в семье служащего конторщика типографии. В 1916 г. окончил художественную школу. 

В своей автобиографии (19)  Илья Васильевич рассказывает, что после окончания художественной школы он поехал в Академию Искусств, но должен был оставить учебу в связи со смертью отца. В конце 1917 г. он попал на сцену Казанского городского театра, стал актером. С 1924 г. начал заниматься режиссурой по совместительству, а с 1931 г. окончательно перешел на режиссерскую работу. Работал в театрах различных городов страны: Ленинграда, Казани, Челябинска, Саратова, Самары, Петропавловска. Работая в Ижевске с 1936 г., к моменту награждения в 1938 г. И.В. Шаталов поставил пьесы: «Слава», «Оптимистическая трагедия», «Банкир», «Разлом», «Альказар», «Пограничники», «Простая девушка». Все эти пьесы пользовались заслуженным успехом у зрителя.

В ЦГА УАССР хранится программа спектакля Г.Мдивани «Альказар». Эта героическая эпопея на материале испанских событий 1936 г., т.е. «по следам событий» того времени. Из отзыва о спектакле: «… Художник Н. Гулевич сумел передать все величие, всю обстановку героической борьбы испанского народа».

Из отзывов о спектаклях, поставленных в 1936 – 1938 гг. режиссером И.Шаталовым. О пьесе в стихах поэта В.Гусева «Слава»: «… Поэтическая форма пьесы все ярче дает чувствовать смелость подвигов и самоотверженность героев социалистического общества»(20).

На обороте газетной вырезки с рецензией на спектакль – заметка о суде «над троцкистско-зиновьевской бандой».

О лирической комедии А.Корнейчука «Банкир»: «Новая пьеса Корнейчука рисует среду наших финансовых работников, заботливо охраняющих советскую трудовую копейку, сочетающих строжайшее отношение к своему служебному долгу с любовью к человеку, заботой о нем. Роман Круча – управляющий банком, горячо любящий свою дочь Чайку и её мужа Андрея, в нужный момент находит достаточно мужества, чтобы пожертвовать благополучием своих близких, когда того требует общественный долг».

Чайка – жена Андрея (артистка Ванда Евреинова). Но вот обнаруживается, что Андрей совершил поступок, недостойный советского работника, и она осуждает его, расстается с ним. … Люди скидывают с себя груз предрассудков, привычек прошлого, закрепляя и воспитывая в себе качества нового человека, человека нашей социалистической эпохи.

Несколько мешает верному пониманию образа Тайги излишняя сентиментальность. У Тайги большие волевые качества. Она нашла в себе достаточно сил, чтобы расстаться с мужем, когда обнаружила, что становится только женой его, а не другом в его жизни.

В 30-е годы на сцене Ижевского Русского Драматического театра был поставлен спектакль «Платон Кречет» по пьесе А.Е. Корнейчука. Данное произведение, на мой взгляд, не типично для тоталитарного искусства. В пьесе речь идет о вечных ценностях, о любви, выведен образ поистине положительного героя (хирурга), спасающего жизни людей. Т.е. – это мелодрама, которая так нравится всегда людям. Театр все норовил «сеять разумное, доброе, вечное», что в ту пору трактовалось как «абстрактный гуманизм». А нужен был не абстрактный, но «большевистский гуманизм», в соответствии
с которым ради «светлого будущего» сегодня нужно было пустить море крови. 

1.7. Накануне Великой Отечественной войны, в апреле 1941года, в помещении клуба Октябрьской революции произошел пожар. Работать в пострадавшем здании стало невозможно, и труппа была расформирована. Часть артистов и других работников театра была направлена в г. Сарапул и вошла в коллектив Сарапульского драматического театра, другая часть – в г. Воткинск. В этих городах и застала их война. В г. Ижевске театр был восстановлен после войны. История театров в годы войны (г. Сарапула и г. Воткинска) подробно освещена в реферате ученицы 8 класса школы №56 Натальи Широбоковой (руководитель – учитель истории Н. А. Замятина).

В музее РГДТ им. Короленко мы обратили внимание на программы спектаклей военного времени – по пьесам Александра Корнейчука «Фронт» и Константина Симонова «Русские люди». Текст этой пьесы был напечатан на страницах «Правды» 14-16 июля 1942года. За годы войны спектакль обошел почти все театры страны. Через месяц, 24-27 августа 1942г. в «Правде» была напечатана еще одна пьеса – «Фронт» А. Корнейчука, совсем иная по характеру, жанру и стилю. В августе 1942г. в журнале «Новый мир» опубликована драма Л. Леонова «Нашествие» (непохожая ни на «Русские люди», ни на «Фронт»).

В мае 1945 г. Н. Погодин писал: «За Корнейчуком, Леоновым и Симоновым в драматургии 1-го периода войны осталось заслуженное первенство. В драматургии их три пьесы определили все остальные, дали тон».

Пьеса «Русские люди» впервые была поставлена в Московском театре драмы в постановке Н. М. Горчакова.

Пьеса «Фронт» пыталась найти ответ на вопрос, мучивший с начала войны советских людей: как, вопреки утверждениям советской пропаганды довоенного времени, стало возможным отступление и потери 1941 года? Вопрос был настолько настоятельным, что запретить постановку пьесы не удалось. Уже в 1942 году, во время поездки режиссёрско-инструкторской бригады на Брянский фронт, режиссер С. А. Гляттер с разрешения Политуправления Брянского фронта провел читку этой пьесы перед большой аудиторией бойцов в 250 человек. Впоследствии, видимо, в г. Воткинске, была осуществлена и постановка спектакля по этой пьесе. Содержание пьесы не могло не волновать зрителей. Поэтому остановимся на особенностях первых постановок пьесы в московских театрах. 

«Фронт» - театр им. Вахтангова впервые показал пьесу в эвакуации, в г. Омске (ноябрь 1942 г.) в постановке Р. Н. Симонова. Художник – В. Ф. Рындин. 

Г. А. Хайченко, автор книги «Страницы истории советского театра», поясняет: «Фронт…это произведение, берущее под обстрел косность, отсталость, зазнайство».

В центре пьесы образ Ивана Горлова, недалёкого и самовлюблённого командующего фронтом. Это честный, храбрый, в прошлом заслуженный человек, а сегодня безнадёжно отставший от жизни. Его девиз: «Война – это риск, а не арифметика». Но одним геройством, дерзостью да опытом гражданской войны фашистов не одолеешь. И войска Горлова терпят поражения, несут ненужные потери. Гибнет его сын, Сергей – командующий артиллерийской батареи.

Пьеса заканчивается тем, что Иван Горлов получает отставку. Командующим фронтом назначается талантливый генерал Огнёв. 

Одним из первых осуществил постановку пьесы «Фронт» Московский Художественный театр (режиссёры Н. П. Хмелёв, И. М. Раевский, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин).

Иван Горлов в исполнении И. М. Москвина – натура сложная и драматичная. Москвин передавал трагическое заблуждение генерала, цепляющегося за старое, нетерпимого к критике. Малый театр (режиссёры И. Я. Судаков, С. П. Алексеев, В. И. Цыганков) сосредоточил основное внимание на сатирической стороне пьесы «Фронт». Артист Н. Н. Шамин сгущал краски, показывая отрицательные черты Ивана Горлова.

Свою трактовку «Фронта» дал Театр имени Евгения Вахтангова (режиссёр Р. Н. Симонов). Это был спектакль-диспут. Он шёл без занавеса, без декораций, в зелёных сукнах. Ничто не должно было отвлекать внимания зрителей от актёров, и в первую очередь от А. Д. Дикого, исполнявшего роль Ивана Горлова. Он играл Горлова масштабно, человеком незаурядным и волевым. Но нет-нет, да и проскакивали в нём черты самовлюблённости, стремление к славе.

Делая явной то одну, то другую деталь поведения Горлова, не пародируя, и открыто не разоблачая, актёр заставляет зрителей сначала усомниться в Горлове, а потом и понять его подлинное существо. Горлов Дикого так и не осознаёт своих ошибок, своих пороков.

Данных об особенностях постановки в г. Воткинске нет.

Каждая из постановок по-своему решала основную тему «Фронта».

Одновременно с пьесой «Фронт» театры играли пьесу «Русские люди» Константина Симонова.

Герой пьесы, военфельдшер Глоба – олицетворение тысяч безвестных героев войны. Две эти пьесы, а т.ж. пьеса Л. Леонова «Нашествие», в годы войны обошли сцены почти всех театров.

Состав артистов за годы войны, конечно же, изменялся: кто-то ушёл на фронт, кто-то на завод. В труппу пришли новые люди.

После войны, недалеко от центра города, по проекту архитектора В. Тёмина, было отстроено специальное здание для Русского Государственного Драматического театра со зрительным залом на 760 мест. В музее театра хранится фотоальбом артистки З. Михайловской.

Там есть поистине музейного значения фотография: артисты «с вещами» - накануне своего отъезда из Воткинска в г. Ижевск.

23 февраля 1946 г. состоялось «новоселье». Директором Ижевского русского драматического театра был в 1940е годы бывший директор летнего сада и театра г. Сызрани - Иван Тимофеевич Глазков. 

В национальном музее хранится фотография, поступившая в фонды музея в феврале 1991 года от бывшей актрисы театра Е.Г. Романовой: «группа сотрудников театра (1940егг.) в новом помещении театра (где театр располагается в наши дни). 

Е.Г. Романова и её муж Ю.Е. Власов приехали в Ижевск из Читы, где они оказались вместе с Самарским театром в 1939 году, и поступили на работу в Ижевский русский драмтеатр. Основное амплуа Е.Г. Романовой - исполнительница ролей детей, подростков («травести»). Ю.Е. Власов в основном играл характерные роли.

В новом задании был поставлен спектакль «Азин» по пьесе Игнатия Гаврилова. Надо полагать, образ Азина в этой пьесе трактовался однозначно: герой гражданской войны («Идеальный герой»). Культ личности Сталина не только не пошёл на спад, но и достиг апогея. 

Как и все театры страны, ГРДТ пережил неприятные последствия постановления ЦК КПСС от 26 августа 1946г. - «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». В статье В. В. Ложкина «Театры Удмуртии»(21)  отмечается, что «одним из спектаклей, явившихся прямым ответом на призыв ЦК партии, можно назвать инсценировку «Молодой гвардии» Фадеева в Русском театре». Премьера спектакля состоялась 9 ноября 1947года. Примечателен также спектакль А. Софронова «Московский характер» (1949г.), поскольку этот спектакль также относится к числу «высокоидейных» и характерен для периода культа личности Сталина.

( 1)  В. С. Жидков. Театр и власть. стр.546
( 2) «Нормальный устав государственного театра». В книге: «В помощь директору тетра», М. 1935г.
(3)  см. ж. «Вопросы истории», № 4, 1989г., статья А.В. Антонова-Овсееенко «Сталин и его время»; Солженицын А.И. Соч. Т. 6, Париж, 1980, стр. 92.
(4))  В. С. Жидков. Театр и власть, стр.581-582. 
(5) – ф.р.– 15.03, оп. 1, д.1 л. 2
(6) - ф.р. – 15.03, оп. 1, д. 1 л. 22
(7) – история русского советского драматического театра. 1917 – 1945 гг. стр. 186
(8) – материалы ЦГА УР – ф.р. – 1503, оп. 1, д. 1
(9) Жидков. Театр и власть. стр.599 - 600.
(10)  – «Суровая драма народа» М., 1989г., стр.334.
(1 1)  – ЦГА УР ф. – 1503, оп. 1, д.1 
(12)  - Жидков В. С. «Театр и власть», стр. 549 – 550.
13)  - Цит. По книге: Горчаков М. А. «История советского театра», Нью-Йорк, 1956, с.113- 114 
(14) - Жидков В. С. «Театр и власть», стр. 550
(15)  –ЦГА УР – ф. – 1503, оп.-1,д.-1, стр.39
(16) – Жидков, стр. 583 
(17)  - Жидков, стр. 589
(18)  – ф. р. – 475 оц., оп. 1, д. 428, л. 146.
(19)  – ЦГА УР – ф.р. – 475 оц., оп. 1, д. 428, л. 167
(20)  – ф.р. – 475 оц., оп. 1, д. 428, л. 23
(21)  – Ложкин В. В. Искусство Удмуртии. стр.189

 

2. Спектакли периода «Оттепели» в духовной жизни.

2.1. В 1958-1964 гг. правое крыло современного здания театра занимало общежитие артистов. (Сейчас там располагается администрация театра и другие служебные помещения, в том числе архив и музей). Здесь, в общежитии, жили и семьи артистов Ю.Власова и Р. Модзалевского. Они были соседями и друзьями. 

Юрий Евгеньевич Власов и Ростислав Николаевич Модзалевский вместе написали пьесу «Русский друг» - о знаменитом писателе и общественном деятеле России В. Г. Короленко. В фондах Национального музея хранится рукопись пьесы, а в музее театра - машинописный текст роли В. Г. Короленко.

Спектакль по пьесе, написанной друзьями-актёрами, с большим успехом состоялся в 1961 году. Главную роль сыграл В. Г. Короленко. Постановка этой пьесы способствовала присвоению русскому драматическому театру имени В. Г. Короленко.

Инициатором создания пьесы был Ю. Е. Власов, имевший склонность к литературной деятельности. Приведём краткую справку о нём: Юрий Евгеньевич Власов родился в 1914 году в г. Самаре в семье служащих. Рано лишился отца. Окончил среднюю школу. Ещё в школьные годы начал заниматься в доме самодеятельности искусства, который готовил руководителей самодеятельности и «колхозных театров». (В период коллективизации появилось большое количество «колхозных театров»).

С разоблачением преступлений сталинизма на ХХ съезде КПСС (1956г.) в отечественной литературе, благодаря ослаблению цензуры, в стране начало набирать силу течение «критического реализма», правдиво отражавшее долгое время замалчивавшиеся стороны жизни советского общества. К этому течению можно отнести и пьесу З. Аграненко «Снова вместе». Спектакль по этой пьесе был поставлен на сцене ГРДТ им. Короленко в 1962 году. Е. Г. Романова сыграла в нем трагическую роль матери необоснованно репрессированного красногвардейца Кульнёва.

Однако у меня сложилось впечатление, что главные герои этой пьесы (пострадавшие в период «культа Сталина) ничуть не изменились по сравнению с «идеологическими» 30-ми годами. «Субъективная картина та же:

1. Мотив жертвенности: нам (вам) выпало счастье участвовать в строительстве «нового» мира, самого справедливого общества на земле.

2. Главный персонаж истории – это человек, чьими руками создается все богатство (все более очевидный факт, что большая часть богатства создается не руками, но умными головами, при этом остается за скобками) и который только теперь стал истинным субъектом мировой истории.

3. Пришедший к власти новый класс создает свою этику, свою эстетику, свое 
искусство и даже свою культуру и науку.»(1).

2.2. В 1950 года зрители приходили в театр не только посмотреть спектакли, но и полюбоваться великолепными декорациями художников (А. Фокина, Б. Марина).

Выпускник Рязанского художественного училища Анатолий Фёдорович Фокин работал в театре в 1951-59 гг., сначала художником-постановщиком, затем главным режиссёром театра. За этот период им были оформлены также многие спектакли в Удмуртском республиканском драмтеатре, Сарапульском городском драматическом театре, художник-постановщик постоянно шефствовал над народным театром Дворца культуры машиностроителей. В 1956 году А. Ф. Фокину было присвоено почётное звание заслуженного деятеля искусств Удмуртской АССР, а в 1958 году – заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Красочные, интересные эскизы к спектаклям, выполненные этим художником, хранятся в фондах Национального музея имени К. Герда.

Художник Б. С. Марин (работал после А.Фокина) делал все капитально. При нем для спектаклей выполнялись превосходные лепные работы. Для спектакля «Анна Каренина» была изготовлена такая мебель, что ее можно было ставить в музей.

( 1) – В. С. Жидков Театр и власть. стр.167.

 

3. Знаменательный спектакль периода «перестройки» по пьесе Виктора Коркиа «Черный человек, или я, бедный Сосо Джугашвили».

Мне рассказывали, что спектакль «Чёрный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» поставлен очень интересно, на него было трудно купить билеты.…Под алым светом влажно поблескивают прозрачные клеенчатые стены: препараторская, кабинет врача, камера пыток? Здесь сейчас «вскроют» нашу историю, «распотрошат» тирана, достанут из него подлеца и труса. «Исследуют» меня – нет ли во мне этой страшной болезни из прошлого: страха? И дурным голосом Попугая, сталинским эхом уже наше время прокричит такие знакомые расхожие фразы о свободе, народе и его врагах. Из прозрачной капельницы капает красная краска. Она не похожа на кровь, ну разве только иногда, на мгновенье. В цепях кувыркается «прах» - чья-то жизнь подвешена, чья-то совесть на дыбе, кому-то смерть грозит судом? И с живыми интонациями из Пушкина ведут свой диалог-поединок фарсовые «Моцарт» и «Сальери», Лаврентий и Сосо, Берия и Сталин. Ведут борьбу со временем и историей, с собой, с нами, зрителями. Сталин в этом холщевом хитоне – и френч, и грузинские глазыри – знакомый и …смешной. Мясник, горец и чуть ли не греческий мудрец, рассуждающий о будущем «сталинском» мифе. А глаза - колючие, злые – ищут, шарят по залу, спрашивают: «А ты, живущий сейчас, - какой ты, с кем ты сейчас, кем будешь потом: палачом или жертвой?». Над трюками Сталина-клоуна смеются дети. Они аплодируют, затихают, полностью вошли в спектакль. И не знают, что в первый выход на сцену у Сталина – артиста А. П. Кулябина – упало сердце: «Опять одни ребятишки. Как играть?!» Но артисты умеют видеть глаза.… Увидели и играли прекрасно. Может быть, по тому, что сегодня наши дети – самые внимательные зрители, самые пристрастные спорщики и обличители. У них тысяча вопросов. Они сегодня верят и не верят больше всех. О чем они думали, когда звучал прямо к ним вопрос: есть ли среди вас Сталин или Берия, тиран или палач? Еще немного, и жизнь покажет, что это совсем не отвлеченные вопросы. … «Выстрел» лопнувшего воздушного шара. Еще, еще один. Вздрогнуть и засмеяться, засмеяться над своим страхом. Это значит – стать немного сильнее, но и добрее тоже: злодей-клоун не вызывает злобы. На страшном историческом материале сделан, сыгран, состоялся добрый спектакль. Сильный спектакль режиссера Юрия Насировича Фараджулаева!» (1).

В одном из интервью на вопрос «Что бы вы хотели подарить своим зрителям?» Фараджулаев ответил: «Подарить ощущение и понятие свободы, дать душевные силы верить, пережить, перестрадать».

 (1)  Иванова О. Глаза в глаза. Стр.36-37.

 

4. Заключение.

Искусство – полифункционально. Оно может быть деформировано за счет гипертрофированной эксплуатации одних функций (например, идейно-пропагандистской, воспитательной) и подавления других (художественного исследования мира и человеческой души).

Художественная культура «в тоталитарной системе выполняет функцию своего рода перерабатывающего механизма, превращающего сырье сухих идеологических догм в горючее образов и мифов, предназначенных для общего потребления», - утверждает исследователь тоталитарного искусства И. Голомшток.(1).

Истины в строгом (математическом) смысле этого слова в искусстве не существует. Чем искусство и интересно – оно есть объект субъективного восприятия. Писатель Юрий Тынянов заметил, что «в крови бродит время, и у каждого периода свой вид брожения. Искусство чувствует брожение времени загодя, ловит его мельчайшие признаки, несет их в себе».

Наиболее характерные спектакли таких периодов, как «культ личности Сталина» - «оттепель» - «перестройка» - нашли отражение в тексте нашей работы. В этих спектаклях четко прослеживается меняющаяся «картина мира» «советского человека».

«Большевики были убежденными сторонниками вседозволенности. На этой концепции (и они это понимали) государство не построишь. Значит, все может быть дозволено, но далеко не всем – только тем, кто у власти и знает, что именно нужно построить на развалинах старого мира. А у остальных нужно было формировать новую картину мира, помогающую использовать этих остальных в строительстве новой жизни».(2)

В процессе рассмотрения данной темы были раскрыты некоторые аспекты театрального искусства. Жизнь театра соответствующей эпохи определяется широким набором факторов – от эстетических представлений, доминирующих в сознании его современников, до системы взаимоотношений театральных коллективов со структурами управления данным обществом. 

Акт художественного в исполнительских искусствах неотделим от акта восприятия, что делает аудиторию исполнительского искусства соучастницей творческого процесса. 
В любом талантливом произведении потенциально содержится веер возможных толкований, актуальность которых связана со «злобой дня». Поэтому пьесы 1930-х
годов сегодня воспринимаются совершенно иначе, чем их воспринимали современники.

Но и в то же время при всем стремлении властей «проконтролировать все» (не случайно было проведено интервью с исполнителями главных ролей в пьесе К. Тренева «Любовь Яровая»!) все-таки актеры могли вложить свое, отличающееся от официального, понимание образа; да и «публика» состояла из разных людей. Были, наверное, и зрители, понимающие увиденное по-своему. 

Нами были выявлены следующие материалы: мнение Н. Ф. Соколова-Цертелева о своих первых постановках и актерах, с которыми он работал (Этот материал использован нами не полностью, так как выходит за рамки нашей темы). О директоре театра Глазкове, о режиссерах И. В. Шаталове. Об артистке Н. Д. Волжской – первой заслуженной артистке донного театра (Эти материалы так же не использовались). Об артистах Романовой и Власове, Евреиновой, Платонове. О художниках театра Галанове, Попове, Левитане, Марине, Фокине.

Наверное, в будущем об этих и других работниках театра стоит пополнить материал (собрать), записать воспоминания других старейших работников театра и написать иллюстрированную, более глубокую книгу об истории Русского Государственного Драматического театра им. В. Г. Короленко. 

Изученный материал содержит в себе глубокие нравственно - философские вопросы, над которыми стоит задуматься нам уже в ХХI веке. Стоит задуматься и над словами Ф. М. Достоевского «Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?».

( 1)  - Голомшток И. Е. Тоталитарное искусство. М., 1994г. стр.9.
(2)  – Жидков В. С. Театр и власть. стр. 166-167. 
(3)  - Жидков В. С. Театр и власть. стр.97.

 

Литература и источники

1. Голомшток И. Е. Тоталитарное искусство. М., 1994г. 
2.Горчаков М. А. История Советского театра, Нью-Йорк, 1956 г.
3. Жидков В.С. Театр и власть. М. «Алетейа», 2003г.
4. Иванова О. Глаза в глаза, журнал «Огни Прикамья» №8 ,1991 г., стр.36-38.
5. История Русского советского драматического театра, 1917-1945 гг. Книга 1, под общей редакцией драматургов искусствоведения Дмитриева Ю. А., Рудницкого К. Л. М., Просвещение, 1984 г. 
6. «Культура и власть в условиях коммуникационной революции XX века». М. 2002 г.
7. Ложкин В. В. Театральное искусство Удмуртии. Ижевск, «Удмуртия», 1994 г.
8. Ложкин В.В. «Удмуртско-русские театральные связи». Ижевск, «Удмуртия», 1993 г.
9. Мерзлякова Т. В. Сцена жизнь, журнал «Огни Прикамья» №8 ,1991 г., стр. 33-36.
10. Смелянский А.М. Михаил Булгаков в художественном театре. М. «Искусство», 1989 г.
11. Суровая драма народа (учёные и публицисты о природе сталинизма). М.: издание политической литературы, 1989 г.
12. Хайченко Г. А. Страницы истории советского театра, М.: «Искусство», 1983 г.
13. Журнал «Вопросы истории», №4, 1989 г., стр. 85-96. 

Рефераты:

1. «Театр - тебе только 65!»
М. Дорошкевич, ученицы 10 класса, школы №5, г. Ижевска (руководитель - Н. Г. Ботова, учитель истории).
2. «Театры Удмуртии в годы Великой Отечественной войны» Н. Широбоковой, ученицы 8 класса, школы № 56 (руководитель – Н.А. Замятина)

Юбилейные брошюры по истории ГРДТ:

1. «Давайте познакомимся». Министерство культуры УАССР, 1987 г.
2. «20 лет РГДТ» Ижевск – 1955 г. Издательство «Удмуртская правда».
3. «40 лет РГДТ им. В.Г. Короленко»

Документы ЦГА УР:

-ф. р-1503, оп. 1, д. 1, 
-ф. р-475 оц., оп. 1, д. 428. 

Материалы Национального музея им. К. Герда: 

- письменные источники и фотографии, поступившие в феврале 1991 г. от бывшей актрисы Е.Г. Романовой
- фото от режиссера Ю.Н. Фараджулаева.

 

Приложение

Другие работы

Hosted by uCoz