Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 

Содержание

 

Н.А. Родионов 
ГУ УИИЯЛ РАН

Участие иностранных рабочих и специалистов в промышленном 
производстве Удмуртии, 1920 - 1930-е гг. (1) 

Глобализация мирового и национального хозяйства связана с широким межгосударственным и региональным перемещением трудовых ресурсов. Достаточно широкое распространение такое явление получило еще в ХVIII - ХIХ вв. Промышленное освоение России и ее регионов в этот период оказало заметное воздействие на межтерриториальные перемещения людей. Так, со времени введения в России статистики о ранних переселениях подданных других государств (1828 г.) и по 1860 г. здесь осело, по имеющимся данным, 263 тыс. иностранцев. Своеобразным явлением в историческом развитии нашей страны стало достаточно широкое участие в хозяйственном строительстве лиц иностранного происхождения. 

Преумножение экономического и технического потенциала России связывалось с наличием как собственных образованных людей, так и участием в межгосударственном обмене рабочей силой, приглашением специалистов из-за границы. Одну из значительных по составу и численности групп иностранцев, временно находящихся в России, составляли рабочие и специалисты. Использование специалистов из-за границы в различных отраслях хозяйства, науки и культуры - одна из давних традиций в отечественной и мировой практике взаимообмена трудовыми ресурсами.

Рассматриваемая тема, одна из важных составных частей регионального научно-исследовательского проекта «Иностранцы в Удмуртии (ХIХ – ХХ вв.)», осуществляемого автором в настоящее время. Данная тема имеет отношение к целому ряду актуальных, но вместе с тем слабо изученных проблем отечественной региональной истории. Она охватывает широкий спектр вопросов, сопряженных, прежде всего, с анализом истории становления и развития внешних связей России и ее субъектов с зарубежными государствами, влиянием иностранных факторов на социально-экономическое развитие нашего государства, социально-правовое положение иностранцев в России в контексте реализации ее государственной и региональной политики.

Важность обращения к теме в заявленных выше хронологических границах вызвана тем, что в отличие от первой группы иностранных рабочих и специалистов, прибывших в Удмуртию еще в первой половине ХIХ в., история второго «зарубежного десанта», высадившегося здесь во второй четверти ХХ в., изучена пока слабо. Участие иностранцев в промышленном производстве Удмуртии в период 1920 - 1930-х гг., вообще, так и в оружейном секторе, в частности, освещено в региональной историографии недостаточно. В целом внешние факторы развития отечественной и региональной индустриализации (импортная техника, технологии, инвестиции, кадры) остаются за пределами внимания историков. Исследование этой темы в рамках вышеуказанного научного проекта связано со стремлением автора определить, по возможности, адекватное место иностранцев в структуре региональной экономики в условиях до – и индустриального развития России. Исходя из это-го, в работе ставиться задача раскрыть по архивным источникам и опубликованным материалам количественный и национальный состав иностранных кадров, показать политику центральных и региональных властей, администраций предприятий по использованию их труда в промышленном секторе региональной экономики. В частности, одной из сложных задач следует признать выявление значения и конкретного вклада иностранцев в оружейном производстве Удмуртии.

Первое, предварительное замечание, которое следует здесь отметить, сводится к тому, что историческое значение применения труда иностранных специалистов и рабочих в региональной экономике нельзя оценивать только с количественной стороны, например, численности занятых в промышленном производстве. Именно такой исследовательский подход наоборот, не позволяет, в данном случае с Удмуртией, выявить в полном объеме роль иностранцев в региональной экономике. Согласиться с утверждением, что иностранцев в Удмуртии было мало, и делать отсюда заключение, что и роль их незначительна, будет, конечно, неправильно. Поэтому следует по возможности рассмотреть весь комплекс факторов, связанных с объективной оценкой результатов деятельности иностранцев в промышленном производстве Удмуртии.

Второе. Информационная база выявленных источников требует более осторожного и взвешенного подхода исследователей, занимающихся этой проблемой, при оценке вклада иностранцев в региональную экономику. На данном этапе, на наш взгляд, можно говорить только об участии, а не собственно вкладе иностранцев в промышленное (оружейное) производство Удмуртии. Лишь более обширный фактический материал, выявленный в обозримом будущем, вероятно, даст возможность говорить о более конкретном вкладе иностранцев. Именно такой оценочный подход позволит избежать имеющуюся сегодня в некоторых российских и зарубежных публикациях апологию труда иностранцев в России/СССР, в том числе апологию принудительного труда такой группы как иностранные военнопленные периода Первой или Второй мировой войн.

Третье. Использование труда иностранных работников в хозяйстве Удмуртии не столько специфика, связанная с внутренними проблемами и процессами ее индустриального развития, сколько общая тенденция. Как показывает исторический опыт, она носит универсальный, интернациональный характер и присуща, в определенной степени, всем государствам, крупным регионам и малым территориям. Это характерная примета как для эпохи хозяйственного освоения удмуртского края, строительства и ввода здесь первых промышленных предприятий во второй половине ХVIII – ХIХ вв., так и следующего столетия, ознаменовавшего изменение всего его индустриального облика. Однако в этом процессе имелась своя особенность. В отличие от предшествующего периода (ХIХ - первая четверть ХХ вв.), привлечение зарубежных кадров в конце 1920-х - 1930-е гг. на нужды промышленного раз-вития Удмуртии, в целом не приняло больших размеров. В частности, значительно уменьшились масштабы использования их в оружейном производстве.

Привлечение и использование труда иностранцев в важных сферах производственной жизни российской периферии в 1920 - 1930-е гг. было обусловлено целым рядом причин. Выявленные материалы по Удмуртии показывают, что наиболее емким потребителем иностранной рабочей силы стало металлургическое и оружейное производство. Это объясняется как объемом, так и характером и сложностью производства и некоторыми другими факторами.

Порядок приглашения иностранных специалистов был установлен постановлениями СНК СССР (от 5 января 1926 г., 15 февраля и 22 апреля 1927 г.) и постановлением СТО от 8 августа 1927 г. Существующий подход сохранял важнейшие принципы организации этой работы в предшествующий период, а также обеспечивал всю практическую деятельность в последующие годы. В Удмуртии трудились десятки граждан иностранных государств. Значительная часть их прибыла в 1930 - 1931 гг. «Они приехали, - сообщала газета «Ижевская правда» 6 декабря 1931 г., - с искренним желанием активно помогать нам в борьбе за окончание пятилетки». Большинство их было сосредоточено на Ижстальзаводе. Здесь иноземных рабочих и служащих было занято, по неполным данным, около 40 человек. Национальный состав их был разным. Среди них имелись представители австрийской, венгерской, ки-тайской, немецкой, польской и других национальностей. История иностранной колонии в Удмуртии в конце 1920-х - 1930-е гг. связана с трудовой деятельностью на разных участках оружейного и металлургического производства: в лекальной и опытной мастерских (на 11 июля 1931 г. здесь было пять германских специалистов), прокатной мастерской, мастерской охотничьих ружей, в инструментальном, станкостроительном и других секторах и цехах завода. Среди них были немцы Артур Гросс и Якоб Денцер, венгр И.И. Куруц, слесарь по вентиляционным установкам, итальянец Куше (по другим источникам - Керше) Рахус, австрийский рабочий, оружейный мастер Гендель, приехавший с фабрики «Шоэнауер - Алоиз». В архивных и опубликованных источниках встречаются фамилии иностранных рабочих и специалистов: Бадер, Баум, Куссеров, Либ, Матке, Мерер, Трос, Фогель и другие. Наряду с контрактниками, в составе импортной рабочей силы в этот период были и другие категории иностранных подданных, оставшиеся здесь еще в предшествующий период, и освоившиеся за это время с условиями местного края. Кроме этого, практиковались приезды на предприятия и стройки Удмуртии зарубежных инженеров–консультантов. Эти кратковременные по срокам деловые посещения из-за границы в основном были связаны с налаживанием производственных процессов, освоением технологий, вводом в действие импортного оборудования, выпуском новых видов промышленной продукции и др.

Относительная малочисленность группы иностранных рабочих и специалистов в этот период в Удмуртии объясняется как внешними причинами, так и внутренними факторами. Отметим среди них следующие: а) ухудшение внешнеполитической ситуации, угроза новой войны; б) ограниченность валютных ресурсов государства. Из-за дефицита инвалюты, правительство не могло обеспечить прием и сосредоточение больших групп заграничных специалистов в одном регионе; их просто не хватало на такую огромную страну. Индустриализация требовала много квалифицированных кадров. Поэтому они направлялись, прежде всего, в наиболее крупные промышленные регионы, которые в свою очередь «делились» с местными предприятиями; в) продолжающаяся милитаризация экономики вносила определенные (режимные) ограничения или полный запрет на использование труда иностранных специалистов в оборонных отраслях промышленности. Ведущие предприятия Удмуртии, занятые выполнением военных заказов, вплотную столкнулись с этой проблемой; г) боязнь «шпиономании» порождала превентивные и ответные действия. Исходя из директив центральных органов изменялся процесс подбора людей за границей «в целях пресечения проникновения и антисоветской деятельности под видом иноспециалистов элементов - фашистов, лжеспециалистов и авантюристов»; д) на политику привлечения и закрепления на отечественных предприятиях работников из-за рубежа отразилось и такое явление как «спецеедство».

Вместе с тем, в рассматриваемый период несколько улучшилось положение с наличием собственных технических кадров на предприятиях, поэтому необходимость использования других работников высокой квалификации, в частности, иностранных, несколько снизилась. Кроме этого, имелись другие причины, влияющие на масштабы привлечения зарубежных кадров для оружейного производства Удмуртии. 

Труженики из-за границы на Ижстальзаводе были обеспечены квартирами в специально отведенном бараке. Здесь же для них готовились обеды. 24 апреля 1931 г. на Ижстальзаводе состоялось совещание, на котором были обсуждены вопросы хозяйственного и бытового устройства зарубежных рабочих и специалистов. В акте обследования условий жизни иностранных работников в апреле 1931 г. отмечалось, что они аккуратно снабжались продуктами питания, а недостающие продукты выписывались из Москвы. Вместе с этим, как следует из документа, со стороны иностранцев имелись отдельные жалобы и предложения.

Весной 1931 г. на Ижстальзаводе состоялась проверка условий труда и быта иностранцев. Результаты обследования показали, что директивные указания руководящих ведомств по умелому и рациональному использованию иностранных рабочих и специалистов на предприятии выполняются отнюдь не удовлетворительно. На производстве не имелись нормальные условия для работы иностранцев, не проводился обмен опытом с остальными рабочими. Отмечалось полное отсутствие политико-воспитательной работы среди иностранных тружеников; культурное обслуживание было не налажено, бытовые условия не соответствовали норме. Подчеркивалась и несвоевременная отправка денежных переводов для членов семей, оставшихся в Германии и т.д. Президиум Удмуртской ОКК и коллегия РКИ, рассмотрев вопрос об использовании иностранных рабочих и специалистов на Ижстальзаводе, приняли соответствующее постановление. По нему предусматривалась реализация целого комплекса мер. В частности, предлагалось осуществлять систематический контроль за фиксацией всех методов работы иностранцев, улучшить учет их предложений по рационализации производства и изобретательству, развернуть их своевременную реализацию; усилить воспитание заграничных рабочих, вовлечь их в соревнование, ударничество и в обсуждение всех производственных вопросов; обеспечить их литературой, переводчиками, владеющими техническими знаниями и политически пригодными, организовать обучение иностранцев русскому языку. Ряд мероприятий предусматривал создание необходимых материально-бытовых условий для иностранцев, главным образом, по улучшению снабжения продуктами питания и промтоварами, в частности, обеспечению одеждой и обувью.

Большое значение в улучшении использования труда зарубежных посланцев имела производственная конференция районного бюро инженерно-технической секции Ижстальзавода (ноябрь 1931 г.). В ней участвовало 14 иностранных рабочих и специалистов. В выступлениях участников встречи отмечалась важность перенесения их технического опыта, который они привезли с собой, в наши условия и на необходимость участия иностранцев в ударных бригадах, перехода их на сдельную работу. В принятой резолюции отмечалась значимость сближения и усиления работы с иностранцами, вовлечения их в обсуждение и разрешение специальных технических вопросов.

Итак, анализ выявленных источников и материалов показывает, что в развитии экономики нашей страны и ее регионов участвовало немало иностранных квалифицированных рабочих и специалистов. В 1920 - 1930-е гг. они трудились в разных отраслях индустриального хозяйства. Вопрос о привлечении иностранных кадров в Удмуртию вплотную встал во второй четверти ХХ в., особенно в связи с расширением оружейного и металлургического производства и развитием других сфер хозяйственного строительства. В этот период профессиональные умения и знания иностранцев находят здесь достаточно широкое применение.

(1) Работа выполнена по программе ОИФН РАН, проект "Власть и общество в истории".

 

Содержание

Hosted by uCoz