Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 

Содержание

 

М.Ф. Махлай 
УдГУ

Делопроизводственные документы, хранящиеся в российских архивах, как источник по истории оборонной промышленности Российской империи второй половины XIX – начала XX вв. 

Архивные комплексы делопроизводственных документов составляют основную массу материалов фондов как оборонных предприятий, так и центральных государственных учреждений, ведавших их деятельностью. Это делопроизводство отличает масштабность и разнообразие материалов. Изучение делопроизводственных материалов раскрывает реальные внутриструктурные связи и отношения, свойства и состояния всей системы оборонной промышленности в целом. 

В данном докладе рассмотрены некоторые аспекты системы делопроизводства, связанной с деятельностью оборонных предприятий, и дана характеристика основным группам и разновидностям делопроизводственных документов, сосредоточенных в фондах государственных оборонных предприятий и ведомств, руководивших их деятельностью. Исходя из значительного объема массива источников, уровня разрозненности и масштабов пробелов, автор счел возможным отказаться от подробной источниковедческой характеристики всех без исключения групп и разновидностей делопроизводственных материалов и сосредоточиться на решении ряда задач. К таковым задачам относятся: выявление основных хранилищ и фондов делопроизводственной документации оборонных предприятий; характеристика наиболее представительных групп документов и специфики содержащейся в них информации.

Выполнение центральными государственными учреждениями управленческих функций с неизбежностью порождало целый комплекс делопроизводственной документации. Кроме того, постоянная необходимость обмена оперативной информацией с предприятиями должна была привести к стягиванию в соответствующие ведомства документов оборонных предприятий, что, учитывая утраты документов в фондах предприятий, имеет немаловажное значение. Среди материалов фондов центральных учреждений хранятся подлинники документов, присылавшиеся правлениями заводов и фабрик, компенсирующие лакуны в материалах фондов оборонных предприятий. Материалы фондов ведомств также позволяют лучше проследить взаимосвязи предприятий и ведомств, установить степень их интенсивности, структуру, пути обмена информацией. Ценность ведомственных фондов состоит и в том, что в них собраны документы, содержащие обобщающую информацию обо всех предприятиях отрасли.

Как известно, с самого своего появления подавляющая часть оборонных предприятий Российской империи принадлежала казне. В тоже время в России не существовало единого центра по управлению государственной оборонной промышленностью. Казенные предприятия находились в подчинении семи министерств. Подчинение тому или иному министерству в большинстве случаев определял производственный профиль предприятия. Основная масса предприятий по производству вооружения находилась в ведении Военного и Морского министерств. В своей деятельности предприятия морского ведомства непосредственно подчинялись Главному управлению кораблестроения и Совету управления делами заводов морского ведомства (ф. 401, 427 и 441 РГА ВМФ). Управление и контроль над предприятиями военного ведомства осуществляли Главное артиллерийское управление и Отдел технических артиллерийских заведений. Материалы ГАУ находятся в двух архивах: ф.6 – в АВИМАИВиВС и ф.504 в РГВИА, а Отдела технических артиллерийских заведений – в РГВИА (ф.505). Часть казенных заводов, работавших на оборону, традиционно находилась в ведении Горного департамента (ф.37 РГИА), который в рассматриваемый период поочередно был в составе: Министерства государственных имуществ (1874-1905 гг.), Министерства финансов (май-октябрь 1905 г.), Министерства торговли и промышленности (октябрь 1905- 1917 гг.). 

Основной массив делопроизводственной документации ведомственных фондов составляет переписка. Управленческая деятельность ведомств отразилась в распорядительной документации: копиях приказов по заводам, планах реорганизации заводов, инструкциях по техническим условиям приема продукции заводов и т.п. Каждое ведомство, имевшее в своем подчинении оборонные предприятия, вело по ним также и отчетную документацию. Поскольку рассмотрением отчетной документации занималась Канцелярия Военного министерства (ф.1 РГВИА), то отчеты ГАУ сохранились среди материалов её фонда. Отчеты, содержащие информацию исключительно о казенных оборонных предприятиях, представлены двумя разновидностями: отчетами о состоянии оружейных заводов и отчетами об осмотре артиллерийских технических заведений инспектором оружейных и патронных заводов. В отчетах о состоянии заводов приводились сводные данные по какой-либо производственной группе: по оружейным заводам, пороховым, патронным, снарядным и пр. Отчет инспектора оружейных и патронных заводов составлялся на основе материалов о деятельности одного предприятия. Предварял отчет рапорт инспектора, в котором излагались предъявленные инспектору жалобы и претензии служащих и рабочих. После каждой жалобы следовал ответ на нее инспектора или его рекомендации для обращения в ГАУ для решения вопроса. Сам отчет состоял из нескольких таблиц и обширного текста. В виде таблиц излагались данные о числе рабочих и их среднем заработке по категориям: рабочие на станках; рабочие на ручных работах; рабочие поденные, рабочие на жаловании, - а также сведения о количестве произведенной продукции, о капитальном строительстве и ремонтных работах, заказах на оборудование. К таблицам прилагаются комментарии и результаты их анализа инспектором оружейных и патронных заводов. Инспектор дает описание технического состояния завода, лазарета, возможностей повышения производительности. К документам, направлявшимся из низших подразделений в высшие относятся рапорты инспекторов оружейных, патронных, пороховых заводов начальнику ГАУ – генерал-фельдцейхмейстеру. Рапорты направлялись в связи с запросами о числе рабочих, количестве произведенной продукции, состоянии технического парка заводов, результатах технических испытаний (ф.6 АВИМАВИиВС).

Составление отчетов требовало наличия сводных данных по всем предприятиям, что обусловило создание в канцеляриях и статистических отделениях учреждений различного рода ведомостей и сведений. Данные о производительности оборонных предприятий горного ведомства в систематизированном виде представлены в статистических ведомостях. В связи с постоянно возникавшей проблемой поземельного устройства горных заводов в Горном департаменте составляли таблицы и ведомости поземельного устройства. В военном ведомстве также составляли сводные ведомости по производительности оборонных заводов. Данные сведения оформлялись для каждой группы производств: производство вооружения, производство взрывчатых веществ и т.д. Но в них не включались данные по артиллерийским мастерским. Специфической разновидностью делопроизводственной документации военного ведомства является «ведомость предметов материалов и заработной платы, необходимых заводу для изготовления в 19… г. … продукции». Эти ведомости были своеобразными ведомостями-планами, ведомостями-сметами, на которые должна была ориентироваться заводская администрация. К ним примыкают сведения о нарядах. Если ведомость на количество необходимого сырья и денег для выплаты заработной платы рабочим составлялась отдельно для каждого предприятия, то сведения о нарядах составлялись на каждую группу производств. Так, сведения о нарядах отечественным заводам, производившим порох, включают в себя данные о 4-х казенных и 2-х частных заводах. Количество заказанного пороха расписано по сортам пороха, но имеются итоговые цифры, которые показывают, что казенные предприятия должны были произвести 86,4% заказанного пороха, а частные – 13,6%. Самый крупный наряд был определен Казанскому пороховому заводу – 320.000 пудов .(1)

В группе документов, возникших в ходе взаимодействия ведомств и предприятий, есть как традиционные разновидности, так и документы свойственные исключительно делопроизводству оборонных предприятий. К последнему роду документов относятся журналы хозяйственных комитетов оружейных заводов (ф.505 РГВИА, д.14, 27). В них фиксировалась информация по хозяйственным и техническим вопросам: о заготовлении станков, механизмов, связях с частными фирмами, количестве сырья и т.д. Специфичными формами документов, характерными для делопроизводства предприятий военного ведомства являлись также списки, представленных к награде, и наградные листы.

В компетенцию Центральных учреждений по части торговли и промышленности (ф.22 РГИА) входил как надзор за частной промышленностью, так и контроль над состоянием всей промышленности страны. В связи с необходимостью выполнения последней функции они периодически требовали информацию «для сведения» как от министерств, так и от предприятий, особенно в тех случаях, когда в рамках центральных учреждений шел процесс обсуждения проблемы, имевшей значение для состояния всей промышленности России. Так, в начале ХХ века чиновники ЦУЧТП уже предвидели обострение проблемы нормировки рабочего дня. В рамках данного учреждения работала Комиссия по нормированию рабочего дня. Для сведения Комиссии поступил доклад В.Я. Александрова – инженера, работавшего на Воткинском заводе в должности начальника мастерской, - о практике введения 8-часового рабочего дня на заводе. В докладе обосновывается экономическая выгода и эффективность введения 8-часового рабочего дня. Интересен тот факт, что вопрос введения такого короткого для России рубежа веков рабочего дня был решен на уровне начальника завода, без обращения в более высокие инстанции . (2)

Местонахождение фондов отдельных предприятий в центральных государственных архивах является скорее исключением, чем правилом. Основная часть фондов отдельных оборонных предприятий находится на хранении в местных архивах. В данном случае автор сосредоточился на анализе делопроизводственных материалов, содержащихся в фонде Ижевского казенного завода (ЦГА УР ф. 4). В процессе исследования были выделены 3 группы документов: делопроизводственная переписка, делопроизводственная статистика и документы по личному составу. Переписка отличается многообразием разновидностей документов, а по структуре и документальному составу аналогична скорее переписке государственных учреждений, чем частнокапиталистических предприятий. Было выделено три подгруппы переписки. Первая – переписка вышестоящих органов с заводской администрацией. Подчинение Ижевского завода военному ведомству обусловило преобладание в его фонде среди распорядительной документации такой формы документа как приказ. Это, прежде всего, приказы инспектора оружейных заводов. Активную переписку с заводской администрацией вело и Казанское артиллерийской окружное управление, присылавшее материалы по наделению землей рабочих Ижевского завода. Отчетная документация в фондах завода представлена в виде ежегодных и ежемесячных отчетов различного характера, главное место по значимости материалов среди которых занимают отчеты о действии завода. Вторая подгруппа делопроизводственной переписки – переписка равных или не находящихся в подчинении друг у друга лиц и учреждений и заводской администрации. В ней отдельный комплекс составляет переписка с Комиссией по устройству быта горнозаводского населения по поводу проекта положения о нем. Третья группа – внутризаводская переписка, которая включает в себя приказы начальника завода, запросы и отношения правления чиновникам, службам завода и их рапорты. Содержание внутризаводской корреспонденции позволяет сделать вывод о том, что заводская администрация имела право самостоятельного решения только крайне узких частных вопросов, связанных с производственной деятельностью и условия-ми труда и быта рабочих.

Делопроизводственная статистика представлена, прежде всего, статистическими сводками для внутризаводского потребления в целях ориентации в рыночных ценах. Сводки такого типа достаточно полно представлены в виде ежемесячных статистических ведомостей цен на промышленные и продовольственные товары на рынках Ижевского завода (15 томов) и цен на рабочую силу (3 тома). В фонде завода отложились статистические описания завода и статистические сведения о количестве рабочих, которые представлялись в Вятский губернский статистический комитет. 

Документы по личному составу Ижевского завода представлены в основном учетными материалами, среди которых особый интерес вызывают сведения о количестве рабочих с указанием их семейного положения, заработной платы, возраста. Требовательные ведомости на заработную плату содержат не только сведения об её размере, но и о размерах штрафов. В фонде Ижевского завода сформировался и комплекс документов, освещающих медицинское и социальное обеспечение рабочих, компонентами которого являются ведомости и журналы учета несчастных случаев, медицинские акты, свидетельства, ведомости о назначении пенсий, прошения рабочих.

(1) РГВИА, ф. 505, оп.2, д.215, л.30-32об.

(2) РГИА, ф.22, оп.5, д.238, д.11-14.

 

Содержание

Hosted by uCoz