Архивная служба Удмуртской Республики Rambler's Top100

Гостевая книга

 

Содержание

 

Дореволюционный период: археологические данные, историческая демография, архивные изыскания, персоналии 

Л.Д. Макаров
УдГУ

Первые археологические исследования на территории ОАО «Ижмаш»

Охранные археологические раскопки 2007 г. были вызваны предстоящими работами по реконструкции исторической территории ОАО «Ижмаш» и приурочены к 200-летию ижевского оружия и 250-летию Ижевского железоделательного завода и поселения Ижевский завод. Исследования проводились в соответствии с общепринятой методикой, но обладали и рядом особенностей, связанных с наличием скрытых коммуникаций, а также статусом режимного предприятия.

Работы велись по договору с МВК им. М.Т. Калашникова и финансировались Министерством культуры УР. Исследования проведены на основании Открытого листа № 169 по форме № 4, а также разрешения на изучение и выявление недвижимых объектов историко-культурного наследия на территории УР, выданного Министерством культуры УР на имя Игоря Юрьевича Пастушенко, к.и.н., доцента кафедра археологии и истории первобытного общества Удмуртского государственного университета. Работы велись при непосредственном участии автора, а также соискателя кафедры археологии и истории первобытного общества З.Ш. Нагиева, студентов и выпускников исторического факультета УдГУ, учителей и учащихся школ № № 11, 22 и 42 г. Ижевска.

В качестве генерального репера использовалась поверхность нижней ступени восточной железной лестницы с южной стороны главного корпуса высотой 94,11 м по балтийской системе высот. За условный ноль принята высота, превышающая репер на 42 см - это южный стык участка БВ/3, наивысший на раскопе (94,53 м по балтийской системе). (1) Дополнительно было заложено 4 шурфа к ССВ (№ 1), к ЮВ (№ 2), к ЮЮВ (№ 3), и к ЗЮЗ (№ 4) от раскопа.

Раскоп размером 8x6 м (48 м2) заложен в 20 м к ЮЮВ от репера, в 34 м к югу от главного корпуса и 15 м к западу от пристроя к главному корпусу кричной фабрики. Раскоп ориентирован по линии север-юг с небольшим магнитным отклонением к ССЗ. Он условно разбит на участки 2x2 метра, посередине оставлена бровка, делящая раскоп пополам (по 6x4 м). Земляные работы велись вручную условными горизонтами по 10-30 см. Верхние горизонты были насыщены разнообразным заводским и бытовым мусором, в основ-ном современным, включая фрагменты и целые изделия из пластика, пенопласта, пленки, резины, дерева, металла, керамики и т.п. Среди находок попадались и вещи XIX - первой половины XX века, такие как заготовки, детали, фрагменты оружия и боеприпасов и части станочного оборудования.

В западной половине раскопа слои современного мусора в беспорядке прослеживаются до уровня 120-130 см, при этом выявлены крупногабаритные предметы (швеллера, 4 и 6 - гранные прутки толщиной 2-3 см, слиток квадратного сечения длиной около 1 м, листы железа толщиной 0,3-0,4 см, железные подкладки под рельсы, мощное скопление абразивов-точил (несколько тысяч экземпляров). Все это скопление многочисленных нахдок располагалось в пределах котлована, точные границы которого выявить не удалось. На уровне 120-130 см зафиксированы фрагменты деревянного настила, состоящего из лежавших с севера на юг длинных досок шириной до 10-20 см, толщиной 2-4 см. Общая ширина настила не менее 5 м, он расположен на основании из 6 поперечных бревен - слег диаметром 25-28 см на глубине 110-137 см.

Котлован был прорезан канавой шириной 52-54 см и глубиной 68 см, проложенной с севера на юг. В профиле было отмечено сужение нижней части до 35-47 см. Внутри канавы, не доходя 15-35 см до дна, зафиксирована стальная двутавровая балка, имеющая небольшой уклон от северного к южному борту раскопа (от 108 до 115 см). Может быть, балку использовали как транспортный путь для доставки к главному корпусу каких-либо грузов, либо она попала в канаву случайно. Балка, а также некоторые из упомянутых выше крупногабаритных предметов, мешавшие исследованиям нижележащих слоёв, были позднее удалены из раскопа.

В западной части котлован нарушен также двумя глубокими ямами квадратной формы 70x70 см, в которых были поставлены железные балки, забутованные камнем и обломками кирпичей на цементном растворе. По-видимому, это были опоры здания склада для хранения металла, существовавшего с 1950-х гг. и снесенного в 1980-е гг. (2)

В 125-140 см к востоку от канавы, на уровне 60-73 см, располагалось полотно узкоколейной железной дороги, от которой сохранились фрагменты деревянных шпал, пропитанных креозотом, длиной 160-180 см, шириной 16-25 см, толщиной до 10 см, положенных на невысокую (20-35 см) насыпь из мелкого гравия. Расстояние между шпал составляет 12-20 см, поверх них отложился темный гумусированный слой мощностью до 10 см. Всего в пределах раскопа зафиксировано 17 шпал. В южной части поверх шпал найдена железная подкладка под рельсы. Судя по всему этот путь функционировал до середины XX в.

Сразу под этим полотном на уровне 100-120 см обнаружены остатки более ранней железной дороги, представленной углублениями и фрагментами от 9 шпал размером 25-35х15 см и длиной 200 см, положенных на тонкую (до 5 см) подсыпку из мелкого шлака. Судя по всему, именно эта дорога обозначена на плане завода 1890 г.(3) Под одной из шпал найден штык от винтовки Мосина образца 1891 г.

К востоку от полотна железной дороги, вплотную примыкая к ней, на уровне 56-75 см, расположилась дорога с асфальтовым покрытием толщиной до 8-15 см, уложенным на слой крупного щебня мощностью до 28 см. Полотно дороги слегка покато с востока на запад и с юга на север (глубина 55- 61 см), в центральной части его найдены две подкладки под рельсы. Асфальт взламывался с помощью кирки и ломов. Под слоем щебня был обнаружен второй слой асфальта толщиной 2-8 см, накатанный на мелкий щебень (4-10 см), на уровне 98-117 см - третий слой асфальта толщиной до 10 см, который был уложен на слой бутового камня, смешанного с желтым песком (4-15 см). Все три линии асфальтового покрытия функционировали в середине - второй половине XX в.

В западной половине раскопа на уровне 144-240 см расчищена кладка стены высотой в 12-13 слоев большемерного кирпича на известковом растворе шириной в 6 кирпичей (150 см). Исходя из стратиграфических наблюдений удалось реконструировать некоторые архитектурные особенности данной постройки. Первоначально был вырыт котлован глубиной 1м, на дне которого был расположен слой кирпича, уложенного на ребро (глубина - 226-244 см). Стенка котлована отклонена к внешнему краю на 30 градусов: кирпичная кладка укладывалась на более ранний подстилающий культурный слой «лесенкой», постепенно расширяясь кверху. От основной кладки стены на запад отходит простенок шириной 44 см (3 продольных кирпича), зафиксированная длина простенка 160 см, а к северу от него, уже в борту раскопа, наблюдается фрагмент кладки основной стены корпуса. В 2 м к югу от угла постройки от стены на запад отходит простенок той же высоты, что и стенка, однако большая ее часть разобрана до уровня покрытия пола. Внутренние помещения заполнены кирпичным ломом и фрагментами железных вещей, а также нарушены двумя деревянными столбами и двумя железобетонными опорами (см. выше). У юго-восточного угла постройки обнаружено скопление свинцовых шариков картечи (около 100), более 10 медных монет (1812-1915), а также бронзовый колокольчик и другие вещи. Описанное сооружение - северо-восточный выступ корпуса оружейной кузницы (1809 г.), изображенной на нескольких планах завода XIX в. (4) и разобранной в середине XX в. Кладка постройки не разбиралась.

Вдоль стены предыдущей постройки шла дренажная система в виде лотков из скрепленных кольями и гвоздями досок, которые обновлялись не менее 3 раз. При этом древнейший из них был заглублен до уровня 245 см, имел высоту 25 см и ширину около 40 см, зафиксирован лишь в профиле северной стенки и западной стенке бровки. Второй лоток располагался прямо над первым, имел нижнюю фиксацию на глубине 215 см, высоту 27 см, ширину порядка 40 см и дощатые перекрытия сверху. Третий лоток сохранился гораздо лучше (предыдущие сильно нарушены более поздними ямами), он прослеживается по всей длине раскопа (ок. 5,2 м), имеет ширину 50-60 см, высоту от 30 до 50 см, перепад высот с юга на север – 3 см (от 183 до 186 см). Перпендикулярно от него к западной стенке раскопа и поверх разобранной сверху кладки северного простенка сооружения располагался другой лоток длиной 3,5 м, шириной 48 см, высотой до 40 см и дощатым перекрытием, дно лотка имеет такой же перепад (3 см) с запада на восток (от 185 до 188 см)

Фрагмент постройки размером 4,5x3,0 м обнаружен в северо-восточной части раскопа. Он имел углубленный на 40 см пол, покрытый настилом из досок и плах шириной 20-30 см, толщиной от 2 до 5 см, опиравшийся у западной стенки на бревенчатую слегу, но тем не менее, имевший покатость к этой стенке. Сохранилось основание южной стенки высотой в 2 кирпича, толщина ее - 1 кирпич. По несколько кирпичей сохранилось от западной и восточной стенок на высоту в один кирпич. Надо отметить, что кладка стен постройки осуществлялась из большемерных изделий на глиняном растворе. В пределах постройки обнаружены отходы металлургического производства (шлаки, куски древесного угля, железная болванка в формате кирпича с 2 углублениями). Пол сооружения врезан в слой, насыщенный также металлургическими остатками, и, возможно, доходит до материка, но установить это с точностью не удалось. Судя по местоположению постройки на плане, стратиграфическим наблюдениям и характеру находок, вскрыт пристрой к корпусу кричной фабрики железоделательного завода, основанного в 1760 г. Это подтверждается и планами Ижевского завода 1764 г., рубежа XVIII- XIX вв., 1808 г. и 1820 г. (5) , что позволяет датировать сооружение второй половиной XVIII в. Начиная с глубины 250 см в котлован активно поступала смесь воды и технического масла  (6), что не позволило исследовать культурные слои до материка. Эта смесь пропитала вышележащие напластования, а нижний уровень ее прослежен до глубины 350 см с помощью лома. Остатки заводских корпусов не разбирались и были засыпаны вместе с котлованом раскопа с помощью техники, поверхность выровнена.

Шурфы были заложены в следующих местах: № 1 размером 1,5x1,5 м - в 5 м к ССВ от раскопа. На глубине - 148 см выявлена стальная водопроводная труба диаметром 66 см поэтому на уровне 170 см работы были приостановлены, не доходя до материка, при этом нижний слой был пропитан техническим маслом. Шурфы 2 и 3 размерами 2x2 м заложены у водоотводного канала. Шурф № 2 - в 160 м к юго-востоку от раскопа, в 15 м к югу от лаборатории на берегу канала. На уровне 225 см в шурф стала поступать вода из канала и работы были приостановлены, лишь в северо-восточном углу проявились признаки близкого материка. Шурф № 3 был заложен в 213 м к ЮЮВ от раскопа, в 7 м к западу от края водостока, в 25 м к северу от территории ОАО «Ижсталь». На глубине 275 см в связи с поступлением воды работы были прекращены. Все слои насыпные. Шурф № 4 размерами 1,5x1,5 м располагался в 60 м к ЗЮЗ от раскопа и в 60 м к югу от главного корпуса, в 15 и 37 м к востоку и северу от других корпусов. После проходки грунта до 80 см работы были прекращены из-за препятствия в виде крупногабаритного мусора. Во всех шурфах обнаружены находки XIX – XX вв. После исследования шурфы были засыпаны, поверхность рекультивирована.

Всего коллекция находок, собранных с поверхности, из раскопа и в шурфах, не считая выброса, представлена более чем 650 предметами. Они составляют несколько категорий, различающихся по функциональному назначению. Преобладает категория предметов вооружения, и, в меньшей степени, боеприпасов. Особенно многочисленны заготовки и детали винтовки Мосина и принадлежности к ней: затворы, крышки магазинов, детали ударноспускового механизма (УСМ), подаватели патронов, затворная коробка, заготовки ствола, штыки втульчатые и откидные, затыльник приклада, прицельные планки, обойма, кронштейны для оптического прицела, хомут, обжимное кольцо, отвертка, гильзы калибра 7,66 мм. Обнаружено и немало деталей различных модификаций автомата Калашникова: штык-нож, рычаг переводчика огня, протирка, детали УСМ, заготовка ствола, крышки ствольной коробки, шомпол, пеналы, ось, магазин из алюминия (!), гильзы калибра 7,62 и 5,45 мм, дульный тормоз-компенсатор, крышка магазина, деталь затвора. Найдена также газоотводная трубка винтовки СВТ.

Охотничьи ружья представлены игольчатым ударником, пластмассовой декоративной накладкой на приклад, гильзой Record 60 (70 мм), и тремя дробинами. Спортивные винтовки опознаны по затыльникам прикладов и скобе спускового крючка.

Пистолеты также выявлены в виде изделий, заготовок и деталей: заготовка ствола, отливки рам ТТ и сигнального пистолета, спусковая скоба, воздушный пистолет 1930-х гг. С более мощным вооружением связаны находки пулеметных гильз и пули калибра 12,7 мм, звена ленты авиационного пулемета, медных ободков артиллерийских снарядов, гильзы авиационной пушки калибра 30 мм.

Заметную категорию находок составляют детали станков и механизмов: рукоятка от станка, подшипники, установочные клинья, зажимной патрон, номерные таблички (для станка, шкафа управления, упаковки металла), другие неопознанные детали. Разнообразна номенклатура инструментария, связанного с различными операциями не только в промышленном производстве, но и в быту: десятки напильников, тысячи абразивов, надфиль, токарные и прочие резцы, калибровки, сверло, бронзовая наковальня, кувалда, зубила, стамески, кузнечные клещи, плоскогубцы, гаечные ключи, кронциркуль, фрагменты электро- и двуручной пил, заготовки ножей, ножницы, топор-ледоруб, кайло, ломы, детали огнетушителей и противогазов. Немало обнаружено отходов производства: кричный шлак, слитки металла, железные и бронзовые высечки оружейных деталей (штыкножа АК, пусковой скобы, подавателя патронов и др.), медная выколотка, фрагменты керамических тиглей, бронзовые шлаки, слитки, сплески, лом, предназначенный для переплавки (в т.ч. обломки колоколов), куски блестящего металла (по результатам спектрального анализа - сплав с преобладанием железа и кремния (7) , очевидно использовавшийся в производстве стали). Найдены остатки путей сообщения (железнодорожные шпалы, костыли, малые и большие подкладки под рельсы, асфальтовое покрытие дорог), а также средств передвижения (детали автомобилей и мотоциклов первых послевоенных лет, свечи зажигания, железные лошадиные подковы, подковные гвозди).

Огромное заводское хозяйство требовало развития заводского строительства и эксплуатации помещений. Обнаружено громадное количество кирпича: от нестандартных изделий крупного формата до большемерных (27х13х7 см) второй половины XVIII – первой половины XIX в. и близких по формату современному кирпичу (23х10х6 см). Последний изготавливался не только из глины, но и силикатов и шамота с различными добавками и имел различную цветовую гамму – от белого, серого и желтого до красного, коричневого, бурого и даже черного. Немало изделий закопчено и оплавлено. Значительное число кирпичей, преимущественно большемерных, имеет клейма из букв-инициалов владельцев кирзаводов, а иногда счетные метки, диагональные кресты и другие знаки. В кладке кирпича использовались растворы – от глиняного и известкового (до второй половины XIX в.) до цементного. В строительстве использовались стальные и железные конструкции: балки, швеллера, прутки, листы, стяжки, болты, скобы, костыли, гвозди, чугунные плиты для полов, дверные петли, замки, ключи. Кроме того, найдены детали печного отопления, сантехническое оборудование (трубы, вентиля, фаянс), кафельные плитки, оконное стекло, детали электрооборудования (фаянсовые ролики, скобы крепления уличной электропроводки, проволока). 

В процессе исследования попадались и бытовые предметы: фрагменты неполивной и поливной керамической, фаянсовой и стеклянной посуды, бронзовый кран самовара, гиря от часов, пластмассовая и бронзовая пуговицы, зубная щетка, металлическая и пластиковые оправы очков, а также пищевые отходы (кости животных). Найдены отдельные украшения: бронзовые колокольчик, обкладка, бляха, медная серьга, стеклянная вещь. Обнаружена свинцовая (очевидно, товарная) пломба, а также 13 монет, из них 12 медных дореволюционных (1812-1915), одна медно-никелевая советская (20 коп. 1961 г.) Таким образом, монеты датируют все этапы развития «Ижмаша».

Резюмируя всё вышесказанное, отметим, что археологические раскопки одного из крупнейших промышленных предприятий Ижевска показали перспективность подобного рода исследований, могущих принести новые знания и детализировать все стороны функционирования индустриальных объектов.

 

(1) См. современный план территории завода //Архив ОАО "Ижмаш"

(2) План территории завода середины XX в. .//Архив ОАО "Ижмаш".

(3) Шумилов Е.Ф. Два века "Ижмаша": В 2-х т. Т.1. Город оружейников: 1807-1917. Ижевск, 2002. С.323.

(4) Там же, с.34, 90,132, 218, 281, 323.

(5) Шумилов Е.Ф. Архитектура Ижевска: История развития и перспективы архитектуры, градостроительства и монументального искусства. Ижевск: Удмуртия, 1978. С.8; его же. Два века...С. 34, 90; План "казённого железоделательного завода", сочинённый М.Фёдоровым //Архив И.И. Кобзева. (План рубежа XVIII-XIX вв.).

(6) Анализ сделан химиками ОАО "Ижмаш" по просьбе главы экологической службы К.А. Корсиковой, за что мы весьма признательны.

(7) Спектральный анализ металлических сплавов проведён ведущим инженером ЦЗХЛ (отдел 135) ОАО "Ижмаш" Л.В. Русских, за что выражаем искреннюю благодарность.

 

Содержание

Hosted by uCoz